Скоростные способности и методика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

Цель работы. Рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных способностей.
Задачи работы.
1. Определить понятие о скоростных способностях, их виды;
2. Определить средства развития скоростных способностей;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Общая характеристика понятия «двигательные способности»......................4
1.1 Физические качества и двигательные способности.......................................4
1.2 Классификация двигательных способностей.................................................8
2. Теоретические основы скоростных способностей.........................................13
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды............................................13
2.2 Механизмы, обеспечивающие скоростные способности............................14
2.3 Задачи развития скоростных способностей..................................................17
2.4 Средства развития скоростных способностей..............................................18
3. Методика развития скоростных способностей...............................................20
3.1 Методы воспитания скоростных способностей...........................................20
3.2 Способы измерения уровня развития скоростных способностей...............21
3.3 Особенности методики развития скоростных способностей......................22
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Аниса курсач.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Министерство образования  и науки, молодёжи и 

спорта Украины 

Таврический национальный университет 

имени В. И. Вернадского 

Севастопольский экономико - гуманитарный институт

Кафедра физического воспитания 

 

Поспелова Аниса 

 

Скоростные способности  и методика их развития

Курсовая работа

 

 

Направление подготовки:

6.01.02.01 «Физическое воспитание»

Курс 4, группа 41 ФВЗ

Научный руководитель:

Ст. преподаватель кафедры

Физической  реабилитации                                                 Щёкин Д. В.

 

 

 

Севастополь 2012

Содержание:

Введение...................................................................................................................3

1. Общая характеристика  понятия «двигательные способности»......................4

1.1 Физические качества  и двигательные способности.......................................4

1.2 Классификация двигательных  способностей.................................................8

2. Теоретические основы  скоростных способностей.........................................13

2.1 Понятие о скоростных  способностях, их виды............................................13

2.2 Механизмы, обеспечивающие  скоростные способности............................14

2.3 Задачи развития скоростных  способностей..................................................17

2.4 Средства развития скоростных  способностей..............................................18

3. Методика развития скоростных  способностей...............................................20

3.1 Методы воспитания скоростных  способностей...........................................20

3.2 Способы измерения уровня  развития скоростных способностей...............21

3.3 Особенности методики  развития скоростных способностей......................22

Заключение.............................................................................................................30

Список использованной литературы...................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных  двигательных действий – перемещений, изменений положения тела, атак и  защит в поединке и т.д.

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик  его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому  скоростные способности считают  сложным комплексным двигательным качеством.

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20–25 секунд. Естественно, что у менее тренированных людей эти возможности гораздо меньше.

Скоростные способности  человека очень специфичны, и прямого  переноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированных  спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место  лишь у физически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что, если необходимо повысить скорость выполнения каких-то специфических  действий, то нужно тренироваться  преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.

 

Актуальность  темы. Выбор темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью, решение данного вопроса является актуальным так как, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий – перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.

 

Цель работы. Рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных способностей.

 

Задачи работы.

1. Определить понятие о скоростных способностях, их виды;

          2. Определить средства развития скоростных способностей;

3. Выработать методику воспитания скоростных способностей;

Методы работы.

1. Поиск теоретической  информации.

2. Сбор теоретической  информации.

3. Анализ теоретической  информации.

4. Синтез теоретической  информации.

Структура и объем  работы. Курсовая работа выполнена на 30 листах формата а4, состоит из трёх глав. При написании работы было использовано 25 литературных источников.

 

 

 

1. Общая характеристика  понятия «двигательные способности»

 

1.1 Физические  качества и двигательные способности

 

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято  называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря  которым возможна физическая (материально  выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Матвеев Л.П., 1991). К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины  «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические  качества» и «физические (двигательные) способности». Однако он и нетождественны.

К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки  зрения на определение и взаимосвязь  данных понятий. В одном случае, например, физические способности понимают как  формы проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в  двигательной деятельности и определяющих ее эффект (Наталов Г.Г., 1976), в другом – как свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Матвеев Л.П., 1991); в третьем случае под способностями подразумевают развитые врожденные задатки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических особенностях организма (Ильин Е.П., 1987; Евстафьев Б.В., 1987).

В самом общем виде двигательные способности можно понимать как  индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К. двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится  о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс  развития соответствующих силовых  или скоростных способностей (Лях В.И., 1996).

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В  основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (Лях В.И., 1996):

– анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  – сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

– физиологические (особенности  сердечнососудистой и дыхательной  систем – максимальное потребление  кислорода, показатели периферического  кровообращения и др.);

– биологические (особенности  биологического окисления, эндокринной  регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

– телесные (длина тела и  конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

– хромосомные (генные) (Холодов Ж.К., 2000).

Термин «физические способности» более правильно использовать для  обозначения возможностей некого психофизиологического  потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражнений. Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыгнуть в длину с места на 100 см, а другой – на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой – 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежит 700 м, а другой – 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные достижения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребенок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

Физические способности  – это комплекс морфологических  и психофизиологических свойств  человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

Для обозначения отдельных  сторон двигательных возможностей человека долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) качества».  Сейчас некоторые авторы предлагают исключить его из научного обихода в связи с «примитивно-формалистическим содержанием категории «физические качества» и использовать вместо него только термин «физические способности». Тем не менее и в обыденной речи, и в научно-методической литературе этот термин является весьма распространенным.  Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих двух понятий и уточнить типичные ситуации их применения.

Прежде всего, необходимо заметить, что категория «качество» всегда употребляется применительно  к какому-либо предмету и выражает его существенную определенность, благодаря  которой он является именно этим, а  не иным. Так, в частности, говорят  о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, качестве жизни, качествах личности, качестве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином и в области теории физической культуры. Следовательно, физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к тем или иным формам проявления физических способностей, т.е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей.

Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно  отличаются друг от друга даже при  наличии какого-нибудь сходства между  ними. Именно это качественное своеобразие  различных физических способностей свидетельствует о его физических качествах. В быту, физическом воспитании и спорте качественные характеристики способностей человека нашли свое отражение  в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». Критерием для выделения этих качеств была их жизненная значимость (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Возьмем, к примеру, собственно силовые  способности человека. Они проявляются  в силовых упражнениях, отличающихся высокой степенью напряжения мышц при  относительно небольшой скорости их сокращения. Собственно силовые способности  характеризуют такие силовые  качества, как «медленная сила», «жимовая сила», «статическая сила». Скоростно-силовые способности проявляются в упражнениях, которые требуют значительного напряжения мышц и высокой скорости их сокращения. Отражением развития скоростно-силовых способностей является прежде всего такое качество, как «взрывная» сила.

Вышеназванные силовые качества позволяют определять и различать  силовые способности человека в  целом. Точно так же можно выразить качественные отличия и других физических способностей. Между физическими  способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность  может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности  могут характеризовать только одно из них.  Скажем, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей – координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но и «быстрота».

Таким образом, физические качества органически связаны с физическими  способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.п.), а с другой – наследственные факторы («моторные» задатки), которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

1.2 Классификация  двигательных способностей

 

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.). Они  реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и  марафонский бег предъявляют  организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.

В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого  физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры  мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота  движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность  длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие.  Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость.

Информация о работе Скоростные способности и методика их развития