Социально-биологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание

Организм - слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека - сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Содержание

Введение

1. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека

2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Физическая культура (ГОТОВА).docx

— 37.71 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

 

1. Внешняя  среда и ее воздействие на  организм человека

 

2. Средства  физической культуры, обеспечивающие  устойчивость к умственной и  физической работоспособности

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Организм - слаженная  единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся  биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена  взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия  окружающей среды, которые могут  быть как полезными, так и пагубными  для здоровья. Отличительная особенность  человека - сознательное и активное воздействие на внешние природные  и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Без знаний о строении человеческого тела, о  закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных  процессов его жизнедеятельности  нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе  и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических  наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического  воспитания и спортивной тренировки.

 

 

1. Внешняя среда и ее воздействие  на организм и жизнедеятельность человека

 

Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности н обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация - так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.1

Из внешней  среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности  и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить  необходимое постоянство своей внутренней: среды.

Деятельность  всех органов и их систем в целостном  организме характеризуется определенными  показателями, имеющими те или иные " диапазоны колебаний. Одни константы  стабильны и довольно жесткие (например, рН крови 7,36 - 7,40, температура тела - в пределах 35 - : 42"0), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца - количество крови, выбрасываемой за ! одно сокращение - 50 - 200 см"). Низшие позвоночные, у которых регуляция показателей, характеризующих состояние внутренней среды, несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например, лягушка, не обладая механизмом, регулирующим постоянство температуры тела, дублирует температуру внешней среды настолько, что зимой все жизненные процессы у нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она высыхает и гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в том числе и человек, как бы сами себя поместили в теплицу, создав свою стабильную внутреннюю среду и обеспечив тем самым относительную независимость от внешней среды.

Природные социально-экологические  факторы и их воздействие на организм.

Природные и  социально-биологические логические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.

Экология (греч,oikos- дом, жилище, родина + logos - понятие, учение) - это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Экология рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы: Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. К примеру, в крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания, нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная ситуация труда, быта, отдыха, меняется климат.

В городах  интенсивность солнечной радиации на 15 - 20% ниже, чем в прилегающей  местности, зато среднегодовая температура  выше на 1 - 2"0, менее значительны  суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное давление, загрязненный воздух. Все эти изменения оказывают  крайне неблагоприятное воздействие  на физическое и психическое здоровье человека. Около 80М болезней современного человека - результат ухудшения экологической  ситуации на планете. Экологические  проблемы напрямую связаны с процессом  организации и проведения систематических  занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

 

2. Средства физической культуры, обеспечивающие  устойчивость к умственной и  физической работоспособности

 

Основное  средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая  классификация упражнений, в которой  вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным  факторам зависит от: врожденных и  приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 350С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37 - 380С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 390С и более.

К числу основных физических или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень  физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий  выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности.

Обмен веществ и энергии

Основной  признак живого организма - обмен  веществ и энергии. В организме  непрерывно идут пластические процессы, процессы роста, образования сложных  веществ, из которых состоят клетки и ткани. Параллельно происходит обратный процесс разрушения; Всякая деятельность человека связана с расходованием энергии. Даже во время сна многие органы (сердце, легкие, дыхательные мышцы): расходуют значительное количество энергии. Нормальное протекание этих процессов требует расщепления сложных органических веществ так как они являются единственными источниками энергии для животных и человека. Такими веществами являются белки, жиры и углеводы. Большое значение для нормального обмена веществ имею~ также вода, витамины и минеральные соли. Процессы образования в клетках организма необходимых ему веществ, извлечение и накопление энергии (ассимиляция) и процессы окисления и распада органических соединений, превращение энергии и ее расход (диссимиляция) на нужды жизнедеятельности организма между собой тесно переплетены, обеспечивают необходимую интенсивность обменных процессов в целом и баланс поступления и расхода веществ и энергии.

Обменные  процессы протекают очень интенсивно. Почти половина тканей тела обновляется  или заменяется полностью в течение  трех месяцев. За 5 лет учебы роговица глаза у студента сменяется 350 раз, ткани желудка обновляются 500 раз, эритроцитов вырабатывается до 300 млрд ежедневно, в течение 5 - 7 дней половина всего белкового азота печени заменяется.

Значение  углеводов при мышечной деятельности. Запасы углеводов особенно интенсивно используются при физической работе. Однако полностью они никогда  не исчерпываются. При уменьшении запасов  гликогена в печени его дальнейшее расщепление прекращается, что ведет  к уменьшению концентрации глюкозы  в крови. Мышечная деятельность в  этих условиях продолжаться не может. Уменьшение содержания глюкозы в  крови является одним из факторов, способствующих развитию утомления. Поэтому  для успешного выполнения длительной и напряженной работы необходимо пополнять углеводные запасы организма. Это достигается увеличением  содержания углеводов в пищевом  рационе и дополнительным введением  их перед началом работы или непосредственно  при ее выполнении. Насыщение организма углеводами способствует сохранению постоянной концентрации глюкозы в крови и тем самым повышает работоспособность человека. Влияние углеводов на работоспособность установлено лабораторными экспериментами и наблюдениями при спортивной деятельности. В опытах, проведенных В.С. Фарфелем, обнаружено, что натощак Даже тренированные спортсмены не смогли пройти на лыжах 50 км. В этих условиях резко снизилось содержание глюкозы в крови и спортсмены были вынуждены прекратить работу, пройдя лишь 35 км. При нормальном питании и дополнительном приеме углеводов на старте концентрация глюкозы в крови остается постоянной и работоспособность спортсменов при этом сохраняется на протяжении этой дистанции.

Углеводы  следует принимать или непосредственно  перед стартом, или не позднее, чем  за 2 ч до начала работы. Если же это  делать за 30 - 90 мин до старта, то начало работы совпадает с периодом усиленного депонирования углеводов. Это ведет  к уменьшению глюкозы, выходящей  из печени в кровь. Преобладание процессов  депонирования углеводов над  их расщеплением сопровождается понижением концентрации глюкозы в крови  и ведет к ухудшению работоспособности организма.

Прием углеводов  более чем, за 2 ч до старта обеспечивает почти полное их всасывание и депонирование  до начала работы. В этом случае никаких  затруднений в расщеплении гликогена  в печени не возникает. Прием углеводов  непосредственно на старте также  не создает каких-либо трудностей для  расщепления. В этих условиях глюкоза  начинает всасываться уже в процессе мышечной деятельности, при которой  расщепление гликогена и выход  глюкозы в кровь преобладает  над депонированием. Указанные сроки  дополнительного питания должны изменяться в зависимости от количества принимаемой глюкозы. Например, большие  дозы сахара (200 г и более) задерживают, выход углеводов в депо в течение 3 ч и более.

 

При приеме углеводов непосредственно во время  работы концентрация глюкозы в крови  увеличивается быстрее, чем это  можно предположить, учитывая время, необходимое на их переваривание  и всасывание. По-видимому, это происходит вследствие рефлекторного усиления расщепления углеводов в печени при действии сахара на рецепторы  ротовой полости. Эта точка зрения подтверждается опытами а изолированным воздействием раздражителей сладкого вкуса на рецепторы слизистой оболочки рта или с введением небольших количеств 1,5%-ной глюкозы. В этих случаях сахар или совсем не поступает в организм, или поступает в ничтожном количестве, которое не может заметно увеличить концентрацию, глюкозы в крови. Однако благодаря рефлекторным воздействиям с рецепторов ротовой полости усиливается расщепление углеводов в печени и, как следствие этого, повышается концентрация глюкозы в крови.

Регуляция углеводного  обмена. Депонирование углеводов, использование  углеводных запасов печени и все  другие процессы углеводного обмена регулируются центральной нервной  системой. Большое значение в регуляции  углеводного обмена имеет и кора больших полушарий. Одним из примеров этого может служить условнорефлекторное увеличение концентрации глюкозы в крови у спортсменов в предстартовом состоянии.

Эфферентные нервные пути, обеспечивающие регуляцию  углеводного обмена, относятся к  вегетативной нервной системе. Симпатические  нервы усиливают процессы расщепления  и выход гликогена из печени. Парасимпатические  нервы, наоборот, стимулируют депонирование  гликогена. Нервные импульсы могут  воздействовать либо прямо на клетки печени, либо косвенным путем, через  железы внутренней секреции. Гормон мозгового  слоя надпочечника адреналин способствует выходу углеводов из депо. Гормон поджелудочной  железы инсулин обеспечивает их депонирование. Кроме этих гормонов в регуляции  углеводного обмена участвуют гормоны  коркового слоя надпочечников, щитовидной железы и передней доли гипофиза.

В сахаре содержится 95% углеводов, меде - 76, шоколаде - 49,. картофеле - 18, молоке - 5, печени - 4, изюме - до 65%.

Обмен жиров  Жиры (липиды) - важный источник энергии  в организме, необходимая составная  часть клеток. Излишки жиров могут  депонироваться в организме. Откладываются  они главным образом в подкожной  жировой клетчатке, сальнике, печени и других внутренних органах. Общее  количество жира у человека: может  составлять 10 - 12% массы тела, а при  ожирении - 40 - 50%.

В желудочно-кишечном тракте жир распадается на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются  в тонких кишках. Затем он вновь  синтезируется в клетках слизистой  кишечника. Образовавшийся жир качественно  отличается от пищевого и является специфическим для человеческого организма. В организме жиры могут синтезироваться также из белков и углеводов.

Жиры, поступающие  в ткани из кишечника и из жировых  депо, путем сложных превращений  окисляются, являясь, таким образом, источником энергии. При окислении 1 г жира освобождается 9,3 ккал энергии. В связи с тем, что в молекуле жира содержится относительно мало кислорода, последнего требуется для окисления  жира больше, чем для окисления  углеводов. Как энергетический материал жир и пользуется, при состоянии  покоя и выполнении длительной малоинтенсивной  физической работы. В начале напряженной  мышечной деятельности окисляются углеводы. Но через некоторое время, в связи  с уменьшением запасов гликогена, начинают окисляться жиры и продукты их расщепления. Процесс замещения  углеродов жирами может быть настолько  интенсивным, что 80% всей необходимой  в этих условиях энергии освобождается в результате расщепления жира.

Жир используется как пластический и энергетический материал, покрывает различные органы, предохраняя их от механического  воздействия. Скопление жира в брюшной  полости обеспечивает фиксацию внутренних органов. Подкожная жировая клетчатка, являясь плохим проводником тепла, защищает тело от излишних теплопотерь. Жир входит в состав секрета сальных желез, предохраняет кожу от высыхания и излишнего смачивания при соприкосновении с водой, является необходимым компонентом пищи. Пищевой жир содержит некоторые жизненно важные витамины.

Обмен жира и липидов в организме сложен. Большую роль в этих процессах  играет печень, где осуществляется синтез жирных кислот из углеводов  и белков, образуются продукты расщепления  жира - кетоновые тела, используемые в качестве энергетического материала. Образование кетоновых тел в  печени идет особенно интенсивно при  уменьшении в ней запасов гликогена.

Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры