Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 00:13, контрольная работа
Организм - слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека - сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).
Введение
1. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Организм - слаженная
единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся
биологическая система, функциональная
деятельность которой обусловлена
взаимодействием психических, двигательных
и вегетативных реакций на воздействия
окружающей среды, которые могут
быть как полезными, так и пагубными
для здоровья. Отличительная особенность
человека - сознательное и активное
воздействие на внешние природные
и социально-бытовые условия, определяющие
состояние здоровья людей, их работоспособность,
продолжительность жизни и
Без знаний
о строении человеческого тела, о
закономерностях
1.
Внешняя среда и ее
Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности н обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация - так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.1
Из внешней
среды в организм поступают вещества,
необходимые для его
Деятельность
всех органов и их систем в целостном
организме характеризуется
Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм.
Природные и
социально-биологические
Экология (греч,oikos- дом, жилище, родина + logos - понятие, учение) - это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Экология рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы: Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. К примеру, в крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания, нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная ситуация труда, быта, отдыха, меняется климат.
В городах
интенсивность солнечной
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от: врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 350С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37 - 380С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 390С и более.
К числу основных
физических или двигательных) качеств,
обеспечивающих высокий уровень
физической работоспособности человека,
относят силу, быстроту и выносливость,
которые проявляются в
Обмен веществ и энергии
Основной признак живого организма - обмен веществ и энергии. В организме непрерывно идут пластические процессы, процессы роста, образования сложных веществ, из которых состоят клетки и ткани. Параллельно происходит обратный процесс разрушения; Всякая деятельность человека связана с расходованием энергии. Даже во время сна многие органы (сердце, легкие, дыхательные мышцы): расходуют значительное количество энергии. Нормальное протекание этих процессов требует расщепления сложных органических веществ так как они являются единственными источниками энергии для животных и человека. Такими веществами являются белки, жиры и углеводы. Большое значение для нормального обмена веществ имею~ также вода, витамины и минеральные соли. Процессы образования в клетках организма необходимых ему веществ, извлечение и накопление энергии (ассимиляция) и процессы окисления и распада органических соединений, превращение энергии и ее расход (диссимиляция) на нужды жизнедеятельности организма между собой тесно переплетены, обеспечивают необходимую интенсивность обменных процессов в целом и баланс поступления и расхода веществ и энергии.
Обменные процессы протекают очень интенсивно. Почти половина тканей тела обновляется или заменяется полностью в течение трех месяцев. За 5 лет учебы роговица глаза у студента сменяется 350 раз, ткани желудка обновляются 500 раз, эритроцитов вырабатывается до 300 млрд ежедневно, в течение 5 - 7 дней половина всего белкового азота печени заменяется.
Значение углеводов при мышечной деятельности. Запасы углеводов особенно интенсивно используются при физической работе. Однако полностью они никогда не исчерпываются. При уменьшении запасов гликогена в печени его дальнейшее расщепление прекращается, что ведет к уменьшению концентрации глюкозы в крови. Мышечная деятельность в этих условиях продолжаться не может. Уменьшение содержания глюкозы в крови является одним из факторов, способствующих развитию утомления. Поэтому для успешного выполнения длительной и напряженной работы необходимо пополнять углеводные запасы организма. Это достигается увеличением содержания углеводов в пищевом рационе и дополнительным введением их перед началом работы или непосредственно при ее выполнении. Насыщение организма углеводами способствует сохранению постоянной концентрации глюкозы в крови и тем самым повышает работоспособность человека. Влияние углеводов на работоспособность установлено лабораторными экспериментами и наблюдениями при спортивной деятельности. В опытах, проведенных В.С. Фарфелем, обнаружено, что натощак Даже тренированные спортсмены не смогли пройти на лыжах 50 км. В этих условиях резко снизилось содержание глюкозы в крови и спортсмены были вынуждены прекратить работу, пройдя лишь 35 км. При нормальном питании и дополнительном приеме углеводов на старте концентрация глюкозы в крови остается постоянной и работоспособность спортсменов при этом сохраняется на протяжении этой дистанции.
Углеводы
следует принимать или
Прием углеводов
более чем, за 2 ч до старта обеспечивает
почти полное их всасывание и депонирование
до начала работы. В этом случае никаких
затруднений в расщеплении
При приеме углеводов непосредственно во время работы концентрация глюкозы в крови увеличивается быстрее, чем это можно предположить, учитывая время, необходимое на их переваривание и всасывание. По-видимому, это происходит вследствие рефлекторного усиления расщепления углеводов в печени при действии сахара на рецепторы ротовой полости. Эта точка зрения подтверждается опытами а изолированным воздействием раздражителей сладкого вкуса на рецепторы слизистой оболочки рта или с введением небольших количеств 1,5%-ной глюкозы. В этих случаях сахар или совсем не поступает в организм, или поступает в ничтожном количестве, которое не может заметно увеличить концентрацию, глюкозы в крови. Однако благодаря рефлекторным воздействиям с рецепторов ротовой полости усиливается расщепление углеводов в печени и, как следствие этого, повышается концентрация глюкозы в крови.
Регуляция углеводного
обмена. Депонирование углеводов, использование
углеводных запасов печени и все
другие процессы углеводного обмена
регулируются центральной нервной
системой. Большое значение в регуляции
углеводного обмена имеет и кора
больших полушарий. Одним из примеров
этого может служить
Эфферентные нервные пути, обеспечивающие регуляцию углеводного обмена, относятся к вегетативной нервной системе. Симпатические нервы усиливают процессы расщепления и выход гликогена из печени. Парасимпатические нервы, наоборот, стимулируют депонирование гликогена. Нервные импульсы могут воздействовать либо прямо на клетки печени, либо косвенным путем, через железы внутренней секреции. Гормон мозгового слоя надпочечника адреналин способствует выходу углеводов из депо. Гормон поджелудочной железы инсулин обеспечивает их депонирование. Кроме этих гормонов в регуляции углеводного обмена участвуют гормоны коркового слоя надпочечников, щитовидной железы и передней доли гипофиза.
В сахаре содержится 95% углеводов, меде - 76, шоколаде - 49,. картофеле - 18, молоке - 5, печени - 4, изюме - до 65%.
Обмен жиров
Жиры (липиды) - важный источник энергии
в организме, необходимая составная
часть клеток. Излишки жиров могут
депонироваться в организме. Откладываются
они главным образом в
В желудочно-кишечном
тракте жир распадается на глицерин
и жирные кислоты, которые всасываются
в тонких кишках. Затем он вновь
синтезируется в клетках
Жиры, поступающие
в ткани из кишечника и из жировых
депо, путем сложных превращений
окисляются, являясь, таким образом,
источником энергии. При окислении
1 г жира освобождается 9,3 ккал энергии.
В связи с тем, что в молекуле
жира содержится относительно мало кислорода,
последнего требуется для окисления
жира больше, чем для окисления
углеводов. Как энергетический материал
жир и пользуется, при состоянии
покоя и выполнении длительной малоинтенсивной
физической работы. В начале напряженной
мышечной деятельности окисляются углеводы.
Но через некоторое время, в связи
с уменьшением запасов
Жир используется как пластический и энергетический материал, покрывает различные органы, предохраняя их от механического воздействия. Скопление жира в брюшной полости обеспечивает фиксацию внутренних органов. Подкожная жировая клетчатка, являясь плохим проводником тепла, защищает тело от излишних теплопотерь. Жир входит в состав секрета сальных желез, предохраняет кожу от высыхания и излишнего смачивания при соприкосновении с водой, является необходимым компонентом пищи. Пищевой жир содержит некоторые жизненно важные витамины.
Обмен жира и липидов в организме сложен. Большую роль в этих процессах играет печень, где осуществляется синтез жирных кислот из углеводов и белков, образуются продукты расщепления жира - кетоновые тела, используемые в качестве энергетического материала. Образование кетоновых тел в печени идет особенно интенсивно при уменьшении в ней запасов гликогена.
Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры