Социально-биологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание

Организм - слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека - сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Содержание

Введение

1. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека

2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Физическая культура (ГОТОВА).docx

— 37.71 Кб (Скачать документ)

Обмен липидов  тесно связан с обменом белков и углеводов. При голодании жировые  запасы служат источником углеводов.

Регуляция жирового обмена. Обмен липидов в организме  регулируется центральной нервной  системой. При повреждении некоторых  ядер гипоталамуса жировой обмен  нарушается и происходит ожирение организма  или его истощение. Нервная регуляция  жирового обмена осуществляется путем  прямых воздействий на ткани (трофическая  иннервация) или через железы внутренней секреции. В этом процессе участвуют  гормоны гипофиза, щитовидной, поджелудочной  и половых желез. При недостаточной  функции гипофиза, щитовидной и половых  желез происходит ожирение. Гормон поджелудочной железы - инсулин, наоборот, усиливает образование жира из углеводов, сжигая его.

 

В 100 г топленого  или растительного масла содержится 95 г жира, сметаны - 24, молока - 4, свинины  жирной - 37, баранины - 29, печени, почек - 5, гороха - 3, овощей - 0,1 - 0,3 г.

Обмен воды и минеральных веществ Человеческий организм на 60% состоит из воды. Жировая  ткань содержит 20% воды (от ее массы), кости - 25, печень - 70, скелетные мышцы - 75, кровь - 80, мозг - 85%. Для нормальной жизнедеятельности организма, который  живет в условиях меняющейся среды, очень важно постоянство внутренней, среды организма. Ее создают плазма крови, тканевая жидкость, лимфа, основная часть которых это вода, белки и минеральные соли. Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии. Но без воды не могут протекать обменные процессы. Вода - хороший растворитель. Только в жидкой среде протекают окислительно-восстановительные процессы и другие реакции обмена, Жидкость участвует в транспортировке некоторых газов; перенося их либо в растворенном состоянии, либо в виде солей. Вода входит в состав пищеварительных соков, участвует в удалении из организма продуктов обмена, среди которых содержатся и токсические вещества, а также в терморегуляции.

Без воды человек  может прожить не более 7 - 10 дней, тогда как без пищи - 30 - 40 дней. Удаляется вода вместе с мочой  через почки (1700 мл), потом через  кожу (500 мл) и с воздухом, выдыхаемым через легкие (300 мл).

Отношение общего количества потребляемой жидкости к  общему количеству выделяемой жидкости называется водным 6алансом. Если количество потребляемой воды меньше количества выделяемой, то в организме человека могут наблюдаться различного рода расстройства его функционального  состояния, так как, входя в состав тканей, вода является одним из структурных  компонентов тела, находится в  виде солевых растворов и обусловливает  тесную связь водного обмена с  обменом минеральных веществ.

 

Обмен воды и электролитов, по существу, представляет собой единое целое, поскольку биохимические  реакции протекают в водных средах, а многие коллоиды являются сильно гидратированными, т.е. соединенными физико-химическими связями с молекулами воды.

Вода поступает  в организм человека в «чистом  виде» и в состав различных  продуктов, с которыми он тоже получает необходимые элементы. Суточная потребность  человека в воде составляет 2,0 - 2,5 Суточная потребность человеческого организма в некоторых микроэлементах следующая: калия 2,7 - 5,9 г, натрия - 4 - 5 г, кальция 0,5 г, магния - 70 - 80 мг, железа - 10 - 15 мг, марганца - до 100 м хлора - 2 - 4 г, йода - 100 - 150 мг.

Обмен воды и электролитов в организме имеет  сложную нервно-гуморальную регуляцию. Наиболее подвержены регуляторным воздейсвиям вода и тесно связанный с нею в метаболизме натрий. Сложнрефлекторная цепь регуляции водно-электролитного обмена начинается с четырех рецепторов, которые сигнализируют об изменении количества воды в организме. Во-первых, это рецепторы слизистой рта подсыхание которой вызывает чувство жажды. Однако это ощущение проходит при смачивании слизистой, хотя вода в организм при этом не поступает. Поэтому данный вид жажды называется ложной жаждой. Во-вторых, сигналы о необходимости восполнить запасы воды в организме или прекратить ее потребление идут от барорецепторов слизистой желудка. Раздувание желудка ведет к исчезновению чувства жажды, а спадение его стенок - наоборот, к возникновению. Поскольку жажда, возникающая в этом случае, связана не с изменением содержания воды в организме, а с изменением тонуса желудочной стенки, она также ложная. Третью группу нервных окончаний, принимающих участие в регуляции водно-электролитного обмена, составляют осморецепторы тканей, которые сигнализируют об изменениях осмотичесого давления в тканях. Чувство жажды при раздражении осморецепоров - это вид жажды истинный. И наконец, четвертая группа рецепоров - волюм-рецепторы сосудистого русла, реагирующие на изменение объема циркулирующей в сосудистой системе крови.

В регуляции  водно-солевого обмена принимают участие  и дистантные рецепторы (зрительный, слуховой), обеспечивающие условнорефлекторный компонент регуляции. Импульсы со всех указанных групп рецепторов идут в гипоталамус, где расположен центр водорегуляции. Отсюда поступают «команды» на эффекторы, выводящие воду из организма.

Регулятором водно-солевого обмена являются гормоны  коры надпочечников (альдостерон) и  задней доли гипофиза (антидиуретический).

В регуляции  электролитного обмена играют роль и  другие гормоны коры надпочечников, объединяемые одним названием минералокоршикоиды. При их недостатке нарушается обмен калия, развивается гипокалиемия (т.е. понижение содержания калия и в организме в целом), вследствие чего возникает мышечная адинамия и ряд других, серьезных нарушений. Обмен кальция и фосфора регулируется паратгормоном - секретом паращитовидных желез, который стабилиирует уровень этих элементов в организме благодаря тому, что под воздействием кальций связывается с белками и его выведение из организма резко тормозится. Наконец, на водно-электролитный обмен оказывает влияние и адреналин, который, спазмируя клубочковые сосуды почек, снижает величину фильтрационного давления и ведет к уменьшению диуреза, т.е. к уменьшению выведения воды из организма, важна роль и вегетативных нервов, регулирующих интенсивность потоотделения.

Минеральные вещества входят в состав скелета, в  структуры белков, гормонов, ферментов. Общее количество всех минеральных  веществ в организме составляет приблизительно 4 - 5% массы тела. Нормальная деятельность центральной нервной  системы, сердца и других органов  протекает при условии строго определенного содержания ионов  минеральных веществ, за счет которых  поддерживается постоянство осмотического  давления, реакция крови и тканевой жидкости; они участвуют в процессах  секреции, всасывания, выделения и  т.д.

Основную  часть минеральных веществ человек  получает с пищей и водой. Однако не всегда их содержание в пище достаточно. Большинству людей приходится добавлять, например, хлористый натрий (NaCl - поваренная соль) в пищу по 10 - 12 г в день. Хронический недостаток в пище минеральных веществ может приводить к расстройству функций организма. Особенно чувствительны к недостатку тех или иных солей дети и беременные женщины. Соли кальция и фосфора необходимы для построения костей и зубов, в которых находится 70% всего фосфора и 99% кальция, имеющихся в организме.

Нормальный  рост и развитие организма зависят  от поступления достаточного количества Nа. Ионы Сl идут на образование соляной кислоты в желудке, играющей большую роль в пищеварении. Ионы Nа и Сl участвуют в механизмах возникновения и распространения возбуждения. В состав гемоглобина - переносчика О2 и СО2 - входит двухвалентное железо. Недостаток железа ведет к тяжелому заболеванию - малокровию. Йод является важной составной частью гормон щитовидной железы - тироксина, который принимает участие в регуляции обмена веществ, а калий имеет определяющее значение в механизмах возникновения и распространения возбуждения, связан с процессом костных образований. Важную физиологическую роль в организме играют также кальций (Са), магний (Мg), медь (Сu), сера (S) цинк (Zn), бром (Вr), фтор (Р).

Обмен энергии  Обмен веществ и энергии - это  взаимосвязанные процессы, разделение которых связано лишь с удобством  изучения.2 Ни один из этих процессов в отдельности не существует. При окислении энергия химических связей, содержащаяся в питательных веществах, освобождается и используется организмом. 3и счет перехода одних видов энергии в другие и поддерживаются все жизненные функции организма. При этом общее количество энергии не изменяется. Соотношение между количеством энергии, поступающей с пищей, и величиной энергетических затрат называется энергетическим балансом.

Для нормальной жизнедеятельности организма получать оптимальное количество полноценных  белков, жиров, минеральных солей  и витаминов, которые содержатся в различных пищевых продуктах. Качество пищевых продуктов определяется и их физиологической ценностью. Наиболее ценными продуктами являются молоко, масло, творог, яйца, мясо, рыба, зерновые, фрукты, овощи, сахар.

Люди разных профессий затрачивают при своей  деятельности разное количество энергии. Например, занимающийся интеллектуальным трудом в день тратит менее 3000 больших калорий.3 Человек, занимающийся тяжелым физическим трудом, за день затрачивает в 2 раза больше энергии.

Многочисленные  исследования показали, что мужчине  среднего возраста, занимающемуся и  умственным, и физическим трудом в  те- чение 8 - 10 ч, необходимо потреблять в день 118 г белков, 56 г жиров, 500 г углеводов. В пересчете это составляет около 3 000 ккал. Для детей, людей пожилого возраста, для лиц занимающихся тяжелым физическим трудом, требуются индивидуальные, научно обоснованные нормы питания. Пищевой рацион составляется с учетом пола, возраста человека и характера его деятельности. Большое значение имеет режим питания. В зависимости от возраста, рода работы и других критериев устанавливается 3 - 6-разовое питание в сутки с определенным процентным содержанием пищи на каждый прием.

Таким образом, чтобы сохранять энергетический баланс, поддерживать нормальную массу  тела, обеспечивать высокую работоспособность  и профилактику различного рода патологических явлений в организме, необходимо при полноценном питании увеличить  расход энергии за счет повышения  двигательной активности, что существенно  стимулирует обменные процессы.

Двигательная  активность человека, занятия физическими  упражнениями, спортом оказывают  существенное влияние на развитие и  состояние сердечно-сосудистой системы. Пожалуй, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой при выполнении спортивных упражнений, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, оно приспосабливается к перекачке количества брови намного большего, чем это может сделать сердце нетренированного человека. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, как правило, происходит увеличение массы сердечной мышцы и размеров сердца. Так, масса сердца у нетренированного человека составляет в среднем около 300 г, у тренированного - 500 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Физическое  воспитание - организованный процесс  воздействия на человека посредством  физических упражнений, гигиенических  мероприятий и естественных сил  природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые  отвечают требованиям общества и  интересам личности.

Важно, чтобы  физическая культура была частью общего здорового образа жизни. Разумный, хорошо отлаженный распорядок дня, правильное питание, активный двигательный режим вместе с систематическими закаливающими процедурами, которые обеспечивают наибольшую мобилизацию защитных сил организма, а, следовательно, максимальные возможности здоровья и активного долголетия. Таким образом, здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможностей человека, рачительное использование его резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Белякова  Т.Н. Фигура, грация, осанка М.: Просвещение, 1978.

2. Иваницкий  М.Ф. Анатомия человека М.: ФиС, 1985.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента М.: Гардарики, 2000.

4. Коваленко  В.А. Физическая культура М.: АСВ, 2000.

5. Кун Л.  Всеобщая история физической  культуры и спорта М.: Радуга, 1982.

6. Купер К.  Новая аэробика. Система оздоровительных  физических упражнений для всех  возрастов М.: ФиС, 1979.

7. Кураков Э.М., Пилиповскип А.З., Румянцев В.П. Методические указания к организации режима самостоятельных занятий студентов по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей / ГАУ, М., 1998.

8. Матвеев  Л.П. Теория и методика физической  культуры: Учебник для ИФК. М.: ФиС, 1991.

9. Примерная  программа дисциплины «Физическая  культура» федерального компонента  цикла общегуманитарных и социально-экономических  дисциплин в государственном  образовательном стандарте высшего  профессионального образования  второго поколения. М. 2000.

10. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: Теис, 1995.

1 Коваленко В.А. Физическая культура М.: АСВ, 2000

2 Иваницкий М.Ф. Анатомия человека М.: ФиС, 1985.

3 Ильинич В.И. Физическая культура студента М.: Гардарики, 2000.


Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры