Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Цель работы: изучить состояние адаптивного спорта в России, и перспективы его развития.
Объект исследования - адаптивная физическая культура.
Предмет исследования – состояние и перспективы развития адаптивного спорта.
Введение……………………………………………………….3
1.Адаптивный спорт в России………………………………..5
1.1 История развития паралимпийского спорта ……………6
1.2 Паралимпийский спорт в России………………………..9
1.3 Сурдлимпийские игры……………………………………15
2.Перспективы развития адаптивного спорта в России……16
2.1 Проблемы развития адаптивного спорта в России……..19
2.2 Перспективы развития……………………………………20
Заключение……………………………………………………22
Список литературы…………………
ГОУ ВПО «Уральский федеральный университет - УрФУ»
Кафедра
теории физической культуры
Состояние и перспективы развития адаптивного спорта в России
Курсовая
работа
Руководитель
Студентка ФК 28024
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………….
1.Адаптивный спорт в России………………………………..5
1.1 История развития паралимпийского спорта ……………6
1.2 Паралимпийский спорт в России………………………..9
1.3 Сурдлимпийские игры……………………………………15
2.Перспективы развития адаптивного спорта в России……16
2.1 Проблемы развития
адаптивного спорта в России…….
2.2 Перспективы развития……………………………………20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы: изучить состояние адаптивного спорта в России, и перспективы его развития.
Объект исследования - адаптивная физическая культура.
Предмет исследования – состояние и перспективы развития адаптивного спорта.
Задачи:
1)Раскрыть сущность и цель понятия адаптивной физической культуры.
2)Рассмотреть состояние адаптивного спорта в России.
3)Выявить перспективы развития адаптивного спорта в России.
В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.(стр. 3, об.2)
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье, адаптивная физическая культура формирует:
- осознанное
отношение к своим силам в
сравнении с силами
- способность
к преодоление не только физических,
но и психологических барьеров, препятствующих
полноценной жизни;
- 3 -
- компенсаторные
навыки, то есть позволяет
систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
-способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
-осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
- желание улучшать свои личностные качества;
- стремление
к повышению умственной и
Адаптивная
физкультура полностью от начала и до
конца происходит под руководством специалиста
по адаптивной физической культуре. Специалист
по адаптивной физической культуре - ведётся
на основе Государственного образовательного
стандарта второго поколения (2000 г.) по
специальности 032102 – «Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)». Специалист
по адаптивной физической культуры имеет
право работать с лицами, имеющими отклонения
в состоянии здоровья, а также со всеми
категориями лиц, имеющими нарушения в
развитии и осуществлять спортивно-педагогическую;
рекреационно-досуговую и оздоровительно-
«Адаптивная»
- это название подчеркивает предназначение
средств физической культуры для
лиц с отклонениями в состоянии
здоровья. Это предполагает, что
физическая культура во всех ее проявлениях
должна стимулировать позитивные морфофункциональные
сдвиги в организма, формируя тем самым
необходимые двигательные координации, физические
качества и способности, направленные
на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование
организма (об.6, стр. 272).
- 4 -
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры.
В
Санкт-Петербургской Академии
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена как: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Основная
задача адаптивного спорта заключается
в формировании спортивной культуры инвалида,
приобщении его к общественно-историческому
опыту в данной сфере, освоении мобилизационных,
технологических, интеллектуальных и
других ценностей физической культуры.(стр.
69 – 70, об. 6).
- 5 -
Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Паралимпийского и Специального олимпийского движений.
Развитие адаптивного спорта имеет более чем столетнюю историю. Еще в XVIII-XIX вв. было установлено, что двигательная активность является одним из основных факторов реабилитации инвалидов.
Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.
90-е годы
внесли серьезные изменения в отношение
общества к инвалидам и в России. В последние
годы и в нашей стране адаптивный спорт
выходит на новый уровень развития, и связано
это с тем, что растет внимание государства
к людям с ограниченными возможностями.
Заметно выросло число спортивно-массовых
мероприятий, у инвалидов появляется больше
возможностей участвовать в различных
соревнованиях, а набор спортивных дисциплин
с каждым годом отличается все большим
разнообразием.
- 6 -
1.1.История развития паралимпийского спорта
Паралимпийский спорт берет начало в 1880-х годах. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирургаЛюдвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.(стр. 3, об. 4)
В 1948 году врач Сток Мандевилльского реабилитационного госпиталя Людвиг Гутман собрал британских ветеранов, вернувшихся после Второй Мировой Войны с поражением спинного мозга, для участия в спортивных соревнованиях. Называемый «отцом спорта для людей с ограниченными физическими возможностями», Гуттман был решительным сторонником использования спорта для улучшения качества жизни инвалидов с поражением спинного мозга. Первые Игры, ставшие прототипом Паралимпийских игр, имели название Сток Мандевилльские игры колясочников — 1948 и по времени проведения совпадали с Олимпийскими играми в Лондоне. Гуттман имел далеко идущую цель — создание Олимпийских игр для спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Британские Сток-Мандевилльские игры проводились ежегодно, а в 1952 году, с приездом голландской команды спортсменов-колясочников для участия в соревнованиях, Игры получили статус международных и насчитывали 130 участников. IX Сток Мандевилльские игры, которые были открыты не только для ветеранов войны, состоялись в 1960 году в Риме. Они считаются первыми официальными Паралимпийскими играми. В Риме соревновались 400 спортсменов на колясках из 23 стран. С этого времени началось бурное развитие паралимпийского движения в мире.
- 7 -
Название первоначально было связано с термином parapledgia паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника, однако с началом участия в играх спортсменов и с другими заболеваниями было переосмыслено как «рядом, вне Олимпиады»; имеется в виду параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими. Написание «параолимпийский» зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре» и других словарях. Написание «паралимпийский» в словарях пока не отмечено и употребляется только в официальных документах органов государственной власти.
Паралимпийские игры традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 — в тех же городах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние паралимпийские игры – с 1976.
В состав паралимпийских видов спорта входят:
Летние
виды спорта:
- тяжелая атлетика (пауэрлифтинг);
- легкая атлетика;
- стрельба из лука;
- плавание;
- дзюдо для слабовидящих;
- велосипедный спорт;
- теннис на колясках;
- фехтование на колясках;
- футбол 5х5;
- футбол 7х7;
- баскетбол на колясках;
- выездка;
- 8 -
- стрельба;
- сидячий волейбол;
- регби на колясках;
- танцы на колясках;
- голбол;
- настольный теннис;
- адаптивная гребля;
- парусный спорт;
Информация о работе Состояние и перспективы развития адаптивного спорта в России