Состояние и перспективы развития адаптивного спорта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить состояние адаптивного спорта в России, и перспективы его развития.
Объект исследования - адаптивная физическая культура.
Предмет исследования – состояние и перспективы развития адаптивного спорта.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
1.Адаптивный спорт в России………………………………..5
1.1 История развития паралимпийского спорта ……………6
1.2 Паралимпийский спорт в России………………………..9
1.3 Сурдлимпийские игры……………………………………15
2.Перспективы развития адаптивного спорта в России……16
2.1 Проблемы развития адаптивного спорта в России……..19
2.2 Перспективы развития……………………………………20
Заключение……………………………………………………22
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовоая тфк (4).doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

1.3. Сурдлимпийские  игры

Дефлимпийские игры — спортивные соревнования людей с нарушениями слуха. Русифицированное название —  сурдлимпийские игры.

Первые Всемирные игры глухих прошли в 1924 году в Париже. Участниками были делегации Бельгии, Чехословакии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Польши, Венгрии, Италии, Латвии и Румынии. Спортсмены первых Игр принимали участие в соревнованиях по лёгкой атлетикевелоспортуфутболу, стрельбе и плаванию. Игры прошли успешно. 16 августа 1924 года руководство спортивных делегаций стран-участниц на совещании решили организовать Международный спортивный комитет глухих (МСКГосновной целью которого стало основание союза всех спортивных федераций глухих и разработка их устава для основания и руководства только что появившегося соревнования. В этом же году было принято решение, что игры должны проводиться каждые четыре года. Только через 25 лет, в январе 1949 года, в Австралии были проведены 1-ые Международные зимние игры глухих, в которых приняло участие 33 спортсмена из пяти стран. 1955 году Международный олимпийский комитет признал МСКГ как международную федерацию с олимпийскими принципами, а через два года комитет начал менять устав приводя его в соответствие с олимпийским. Сегодня в МСКГ входит более 90 национальных федераций. Решением Исполнительного Комитета МОК в мае 2001 года Всемирные игры глухих переименованы в Дефлимпийские («Deaflympics»). В том же году в Риме были проведены 19-тые Дефлимпийские игры. Более 3000 спортсменов из 80 стран мира вели борьбу за медали. Советские спортсмены впервые участвовали в летних Всемирных играх глухих в 1957, а через 14 лет дебютировали на зимних Всемирных играх глухих. С 1971 по 2003 советская (а затем российская) команда является постоянным победителем зимних Всемирных игр глухих в командном зачете.(стр. 79, об. 2)

- 16 -

2. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОГО СПОРТА  В РОССИИ.

По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов).(стр. 67,  об. 7)

Занятия спортом очень популярны среди людей с нарушением зрения. Один из новейших параолимпийских видов спорта для незрячих – это биатлон. Как оказалось, чтобы попасть в цель, вовсе не обязательно ее видеть. В состязаниях по биатлону используются светодиодные винтовки и мишени, а спортсмены стреляют, ориентируясь на уровень звука в наушниках: чем точнее прицел, тем сильнее звук. (стр. 24, об.3)

Самая же популярная и распространенная в мире игра среди слепых, включенная в программу Параолимпийских игр, – это голбол. Голбол напоминает игру в ручной мяч: перед спортсменами стоит задача поразить ворота соперника, бросая руками специальный мяч со звуком. Соперники же должны отбить этот мяч и в свою очередь атаковать ворота противника. В голбол играют тотально слепые спортсмены, но при этом их глаза закрыты еще светонепроницаемыми очками, чтобы полностью исключить возможность подглядывания. (стр. 24, об.4)

По мини-футболу для незрячих спортсменов существует два вида соревнований – для тотально слепых и слабовидящих. Эта игра мало отличается от традиционной: из правил исключаются только ауты. Футболисты тоже играют специально озвученным мячом. Кроме того, в состав каждой команды входит абсолютно зрячий вратарь, а тренеры имеют право, стоя за воротами, подсказывать, в какую часть ворот футболисту лучше нанести удар. 

Тотально слепые играют и в шахматы: исключения из правил позволяют только трогать руками закрепленные на доске фигуры перед тем, как игрок собирается сделать ход, а специальный ассистент обязан объявлять игрокам ходы. В остальном игра ничем не отличается от обычной.(стр.24,  об. 6)

- 17 -

2.1. Проблемы развития адаптивного спорта в России

Перед тем как определить наиболее реальные перспективы развития адаптивного спорта в России нужно определить проблемы его развития.

1) разработка нормативов и требований, выполнение которых позволит инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья оформить присвоение конкретных спортивных разрядов от юношеских до международного класса. В отличие от спортивной классификации для здоровых людей в данном случае для каждого разряда обязательным будет добавление слова "адаптивный (ая)" Например, первый юношеский разряд по адаптивному плаванию, второй разряд по адаптивной гимнастике, мастер адаптивного спорта по легкой атлетике, мастер адаптивного спорта международного класса по велоспорту, вплоть до заслуженного мастера адаптивного спорта по конкретному виду спорта.(стр.92, об. 7).

Исключительная сложность данной проблемы обусловлена тем, что подобные спортивные классификации должны быть разработаны отдельно для каждого вида инвалидности или, другими словами, для каждой группы спортивно-медицинской классификации(стр. 93, об.4).

Спортивно-медицинская классификация только инвалидов с ампутациями конечностей выделяет девять групп (или классов) инвалидов в зависимости от характера поражения и степени нарушения двигательных функций. Кроме того, выделяют различные классы инвалидов с поражением спинного мозга и др.(стр. 93, об.7).

2) Разработка положения о детской адаптивно-спортивной школе (ДАСШ) и их открытие за счет средств бюджетов территорий.

3) Создание необходимой инфраструктуры адаптивного спорта в конкретном регионе и в России.

4) Подготовка кадров - специалистов по адаптивной физической культуре - преподавателей в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

- 18 -

5) Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по адаптивной физической культуре, включая проблемы адаптивного спорта.

Решение перечисленных проблем адаптивного спорта возможно только при объединении усилий научных и практических работников физической культуры, медицины, образования, социального обеспечения.

Необходимо создание комплексной модели по развитию физической культуры и спорта среди людей с инвалидностью, только совместными усилиями Департамента по физической культуре и спорту, окружным Центром спорта инвалидов и муниципального образования возможна реализация задач по привлечению людей с инвалидностью к занятиям физической культурой и спортом. 

2.2. Перспективы развития

В Концепции  государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации  инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

Одна  из основных целей считается – "создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления  физической культуры и спорта инвалидов".

Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо  называют:

· вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;

· физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;

- 19 -

· обеспечение  доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и  спортивных объектов;

· подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;

· создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов. 

Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения (стр. 156, об. 5). Производится специализация сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:

1. разработкой  нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта;

2. обоснованием  инновационных технологий научно-методического  обеспечения физкультурно-спортивной  деятельности людей с нарушениями  в состоянии здоровья;

3. диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой  и контролем над состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями;

4. оказанием  практической помощи в коррекции  имеющихся функциональных нарушений;

5. организацией  и проведением научных конференций  по вопросам АФК;

6. подготовкой  кадров высшей квалификации в  сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации) (стр.10 – 12, об. 1)

Несомненный вклад в развитие адаптивного  спорта внесут паралимпийские игры 2014 года, в Сочи.

- 20 -

Будет развиваться массовость паралимпийского спорта, вовлекаться новые группы инвалидов, прежде всего детей, подростков и молодежи. Осуществиться необходимое материально-техническое обеспечение подготовки спортсменов в соответствии с современными требованиями и запросами спортивной практики.

Будет разработана и реализована программа  непрерывного образования и повышения  квалификации тренеров и специалистов, работающих со спортсменами.

Осуществиться полноценное информационное обеспечение (прежде всего по телевидению)  Паралимпийских  зимних играх 2014 года в  Сочи.(стр. 12, об.1-8).

Будем надеяться  что такое  событие как проведение зимних паралимпийских игр 2014 года, повысит  уровень развития адаптивного спорта в России на более значимый уровень.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 21 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я провела  исследование по выбранной мной теме, рассмотрела адаптивный спорт, как спорт высших достижений, так и как один из аспектов физической культуры – адаптивная физическая культура. Моей основной целью было определить состояние адаптивного спорта в России и дальнейшие перспективы его развития. Итак, отсюда я пришла к выводу:

 1)адаптивный спорт, как спорт высших достижений видно что идет его бурное развитие, и связано оно с тем что с каждым годом в России увеличивается количество инвалидов  и людей с ограниченными возможностями. Россия показывает не плохие успехи в участии паралимпийских  и сурдлимпийских игр. Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение. 2)Не смотря на многочисленные проблемы развития адаптивного спорта в России, проведение зимних Паралимпийских игр 2014 года решит многие проблемы связанные с финансированием и др.проблемами. Что возвысит адаптивный спорт в России на новый уровень.  
 
 
 
 
 
 

- 22 -

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1)Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, с. 133 - №5.

Информация о работе Состояние и перспективы развития адаптивного спорта в России