Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:50, реферат
Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др.
Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
РЕФЕРАТ
По физической культуре
На тему:
«Состояние и работоспособность
студентов в период экзаменационной
сессии»
Выполнил:
Проверил:
Оглавление
Введение
Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др.
Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д.
Работоспособность
и влияние на нее
различных факторов
Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др. Взаимодействие некоторых из них представлено на рисунке 1.
В определенной
мере работоспособность в учебной
деятельности зависит от свойств
личности, особенностей нервной системы,
темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей
работоспособностью, присуща подвижность
торможения, преобладание процесса внутреннего
возбуждения. Наряду с этим успешность
обучения может быть обусловлена такой
типологической характеристикой, как
"усидчивость", которой в большей
степени обладают лица с преобладанием
внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность
и сдержанность связаны с инертностью
процессов возбуждения и торможения. Работу,
требующую большой концентрации внимания,
более успешно выполняют студенты, которые
обладают слабой нервной системой с преобладанием
внешнего торможения или уравновешенностью,
а также инертностью нервных процессов.
Задания, не требующие напряженного внимания,
лучше выполняют лица с инертностью возбуждения,
большой силой нервной системы, с преобладанием
внутреннего торможения. При выполнении
учебной работы монотонного характера
у лиц с сильной нервной системой быстрее
наблюдается снижение работоспособности,
чем у студентов со слабой нервной системой.
Рисунок
1. Схема причинно-следственных связей
при наступлении усталости и снижении
работоспособности
Интерес
к эмоционально привлекательной
учебной работе увеличивает продолжительность
ее выполнения. Результативность выполнения
оказывает стимулирующее
Установка
также влияет на эффективность
Общие
закономерности изменения
работоспособности
студентов в процессе
обучения
Под
влиянием учебно-трудовой деятельности
работоспособность студентов
Учебный
день студента, как правило, не начинается
с высокой продуктивности труда. В начале
занятия не сразу удается сосредоточиться,
активно включиться в работу. Проходит
10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность
достигнет оптимального уровня. Этот первый
период - врабатывания - характеризуется
постепенным повышением работоспособности
и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое
содержание этого периода сводится к образованию
рабочей доминанты, для чего большое значение
имеет соответствующая установка. Второй
период - оптимальной (устойчивой) работоспособности
- имеет продолжительность - 1,5-3 ч. Состояние
студентов характеризуется такими изменениями
функций организма, которые адекватны
выполняемой учебной деятельности. Третий
период - полной компенсации - отличается
тем, что появляются начальные признаки
утомления, которые компенсируются волевым
усилием и положительной мотивацией. В
четвертом периоде наступает неустойчивая
компенсация, нарастает утомление, наблюдаются
колебания волевого усилия. Продуктивность
учебной деятельности снижается. При этом
функциональные изменения отчетливо проявляются
в тех органах, системах, психических функциях,
которые в структуре конкретной учебной
деятельности студента имеют решающее
значение (например, в зрительном анализаторе
устойчивости внимания, оперативной памяти
и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное
снижение работоспособности, которое
перед окончанием работы может смениться
кратковременным ее повышением за счет
мобилизации резервов организма (конечный
порыв). Дальнейшее продолжение работы
влечет резкое снижение ее продуктивности
в результате снижения работоспособности
и угасания рабочей доминанты (шестой
период).
Рис. 2. Работоспособность студентов в процессе учебного трудового дня
В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.
Между тем учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности будет иметь следующий вид (рис. 2). Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Необходимо иметь в виду, что изменение отдельных функций организма может не соответствовать кривой работоспособности, так как характеризует избирательную загруженность тех, которые являются ведущими в том или ином виде учебного труда.
Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением "конечного порыва".
Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Так, студентам в начале недели в течение трех дней подряд пришлось участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу и сдавать зачет по специальности. В этом случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, вызвали в первые три дня значительное снижение работоспособности. В последующие дни недели обычные учебные нагрузки воспринимались студентами как легкие; они эффективно стимулировали восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий, до 4-5 в день.
Типичные
изменения работоспособности
Работоспособность
студентов по семестрам и в целом за учебный
год
В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.
Начало
второго полугодия также
Рис.
4.5. Изменение умственной (сплошная линия)
и физической (пунктир) работоспособности
студентов в учебном году
Процесс
восстановления в первые 12 дней каникулярного
отдыха (этот отрезок времени взят
для сравнения с зимними
Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением средств физической культуры и спорта.
Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
Информация о работе Состояние и работоспособность студентов в период экзаменационной сессии