Состояние и работоспособность студентов в период экзаменационной сессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:50, реферат

Описание

Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др.
Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

 Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению  отрицательных эмоций, неуверенности  в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%.

 Наблюдения  за студентами в период экзаменов  показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88- 92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118-144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс - 70,3 удар/мин, тремор - 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.

 Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

 Во  время экзаменов повышается "стоимость" учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют  факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей  степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

 Представление о характере изменений умственной и физической работоспособности  за период экзаменов дает табл. 4.3. В  ней приведены данные обследования 146 студентов обучающихся на II курсе.

 Материалы, приведенные в табл. 3, свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии. 

 

 Таблица3. Изменение умственной и физической работоспособности за период экзаменов 

 Представление об изменении градиента умственной работоспособности в зависимости от курса обучения, зимней или весенней экзаменационной сессии, пола студентов дает табл.4. 

 

 Таблица 4. Изменение градиента умственной работоспособности, % 

 Согласно  данным табл. 4 у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие более высокого градиента у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.

 Наблюдение  за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку - 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает.

 Психофизиологическая  характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов 

 Результаты  исследований свидетельствуют о  том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

 Снижение  умственной работоспособности наблюдается  при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а  также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

 Обучение  в высшей школе требует от студентов  значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.

 Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников  вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой  сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

 1) противоречия  между большим объемом учебной  и научной информации, и, дефицитом  времени на ее освоение;

 2) между  объективно текущим постепенным,  многолетним процессом

 становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

 3) Между  стремлением к самостоятельности  в отборе знаний с учетом  личных

 интересов и жесткими рамками учебного плана  и учебных программ

 Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение,

 которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии

 студентов.

 Студенческий  возраст характеризуется интенсивной  работой над формированием своей  личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы.

 Студенческий  возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного  развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.

 Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.

 К ним  относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

 1) Резко  отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом

 2) Отсутствие  хорошо налаженных межличностных  отношений, что характерно для  всякого формирующегося коллектива

 3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».

 4) Сопутствующее  поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов,  проживающих в общежитии.

 Особенно  в затруднительном положении  оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

 На  психофизическом состоянии студентов  отражаются также субъективные и  объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

 Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.

 Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный  период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственности с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.


Информация о работе Состояние и работоспособность студентов в период экзаменационной сессии