Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:49, дипломная работа
Актуальность исследования. Основу специфики «достиженческого» спорта составляет соревновательная деятельность: в процессе противоборства у борцов вольного стиля максимально выявляются, сравниваются и оцениваются определенные способности и подготовленность. Для того чтобы борцы могли повышать уровень спортивного мастерства, им необходимо совершенствовать способности к максимальной мобилизации своих возможностей в тренировочной деятельности [12].
С прошлого века в вольной борьбе принято использовать круговую тренировку для расширения функциональных возможностей организма спортсменов, где для развития специфических качеств физической подготовленности для более эффективного воздействия принято использовать строго-регламентированные методы спортивной тренировки [14]. Как утверждают различные авторы [7; 8; 9] с помощью круговой формы тренировки можно не только создать юным борцам базовый фундамент общей физической подготовленности, но и развивать специфические качества физической подготовленности, главным условием для этого является «игра» с интенсивностью и временем [9].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ…………………......4
1.1. Характеристика круговой тренировки и ее разновидности……………….4
1.2. Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе…………………………………………………………………………..14
1.3. Индивидуализация нагрузки в круговой тренировке борцов……………22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………34
2.1. Организация исследования…………………………………………………34
2.2. Методы исследования………………………………………………...…….34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ…………….36
3.1. Содержание модернизированной круговой тренировки борцов вольного стиля в специальной физической подготовке…………………………………..36
3.2. Межгрупповой анализ тестовых показателей специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.....................................................................................................
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...42
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики спортивных игр и восточных единоборств
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БРОСКА В КОЛЬЦО С УЧЕТОМ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК БАСКЕТБОЛИСТОВ-ЮНОШЕЙ
Выпускная квалификационная работа
(по направлению 032100 – «Физическая культура»)
Научный руководитель:
Уфа, 2013
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ…………………......4
1.1. Характеристика круговой тренировки и ее разновидности……………….4
1.2. Планирование круговой тренировки
в учебно-тренировочном процессе…………………………………………………………
1.3. Индивидуализация нагрузки в круговой тренировке борцов……………22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………34
2.1. Организация исследования………………………………………………
2.2. Методы исследования………………………………………………
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ…………….36
3.1. Содержание модернизированной круговой тренировки борцов вольного стиля в специальной физической подготовке…………………………………..36
3.2. Межгрупповой
анализ тестовых показателей специальной
физической подготовленности контрольной
и экспериментальной групп до и после
эксперимента..................
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Основу специфики «достиженческого» спорта составляет соревновательная деятельность: в процессе противоборства у борцов вольного стиля максимально выявляются, сравниваются и оцениваются определенные способности и подготовленность. Для того чтобы борцы могли повышать уровень спортивного мастерства, им необходимо совершенствовать способности к максимальной мобилизации своих возможностей в тренировочной деятельности [12].
С прошлого века в вольной борьбе принято использовать круговую тренировку для расширения функциональных возможностей организма спортсменов, где для развития специфических качеств физической подготовленности для более эффективного воздействия принято использовать строго-регламентированные методы спортивной тренировки [14]. Как утверждают различные авторы [7; 8; 9] с помощью круговой формы тренировки можно не только создать юным борцам базовый фундамент общей физической подготовленности, но и развивать специфические качества физической подготовленности, главным условием для этого является «игра» с интенсивностью и временем [9]. Таким образом, возникает необходимость исследования круговой тренировки борцов вольного стиля с целью будущей разработки эффективной методики развития специфических для вольной борьбы качеств.
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент комплексы упражнений круговой тренировки борцов вольного стиля в большей степени направлены на воспитание общей физической подготовленности и используются на ранних стадиях подготовки, специальные физические качества старших юношей чаще воспитываются по средствам строго-регламентированных методов. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью воспитания специальных физических качеств борцов вольного стиля 16-17 лет и недостаточной разработанностью методик круговой тренировки в процессе их специальной физической подготовки.
Гипотеза. Предполагается, что процесс воспитания специальных физических качеств борцов вольного стиля 16-17 лет будет проходить более эффективно, если в тренировочный процесс внедрить модернизированную методику круговой тренировки в процессе воспитания специальных физических качеств.
Цель работы – модернизировать и экспериментальным путем определить эффективность методики круговой тренировки в процессе специальной физической подготовки борцов вольного стиля 16-17 лет.
Для решения цели работы и проверки гипотезы определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы по научно-методической литературе.
2. Модернизировать методику круговой тренировки в процессе специальной физической подготовки борцов вольного стиля 16-17 лет;
3. Экспериментальным
путем подтвердить
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Характеристика круговой тренировки и ее разновидности
Круговая тренировка является методом комплексного воздействия различных тренировочных средств, направленных на укрепление органов, систем и функциональных возможностей организма. Круговая тренировка представляет собой целостную форму занятий и в то же время не сводится к какому-либо одному методу. Для круговой тренировки подбираются строго регламентированные упражнения с избирательным и с общим воздействием на организм занимающихся [12].
Различаются следующие основные разновидности круговой тренировки [14]:
– по методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);
– по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);
– по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость).
Круговая тренировка по методу непрерывной работы проводится без перерывов и состоит из нескольких повторений прохождения круга в зависимости от количества станций и имеет следующие варианты.
Вариант 1.
Упражнения проводятся без пауз в момент выполнения их в комплексе и между кругами. После того как разучены упражнения и проведено испытание, определившее максимальное число повторений (максимальный тест – далее МТ), каждый получает стандартную дозировку МТ / 4 или МТ / 2. Упражнения на каждой станции выполняются в свободном темпе, без учета времени. Повышение нагрузки идет за счет увеличения повторений на одно или два каждой станции (МТ / 2 + 1) или за счет перехода к следующему, более трудному комплексу.
Вариант 2.
Упражнения проводятся без пауз, но с целевым временем. После того как разучены упражнения и на каждой станции проведен максимальный тест (30 с упражнения и 30 с отдыха), засекается тренировочное время для однократного прохождения круга с дозировкой МТ / 2 и МТ / 4. Время прохождения одного круга умножается на количество кругов (в зависимости от количества станций), получается целевое время. При стандартном объеме упражнений учащимся на уроке необходимо стремиться к сокращению времени за счет определения нового МТ или перехода к более сложному комплексу. При этом заводится карточка достижений [10].
Вариант 3.
Упражнения проводятся без перерывов со стандартизированным временем тренировки и стандартным числом повторений, но с различным количеством прохождения кругов. После того как разучены упражнения и определены МТ на каждой станции по принципу 30 с работы и 30 с отдыха, проводится тренировка со стандартным тренировочным временем. Дозировка и время прохождения каждого круга остаются стандартными, а количество кругов увеличивается [12].
Последний вариант особенно важен для подготовительной второй половины основной части урока физвоспитания, так как тренировочное время стандартизировано. Минимальное время, необходимое для проведения этого варианта, позволяет вводить круговую тренировку практически в каждый урок. Преимущество третьего варианта заключается и в простоте фиксации времени. Это позволяет преподавателю постоянно следить за ходом тренировки и значительно облегчает учет. После окончания круговой тренировки ученики заносят в карточку достижений только число пройденных кругов и станций.
Все варианты круговой тренировки по методу непрерывного упражнения можно применить на уроках по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и гимнастике, а также для профессий, связанных с активным физическим трудом.
Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха, проводится с кратными интервалами, так называемыми «действенными паузами» как между упражнениями, так и между кругами. Эта тренировочная направленность имеет три варианта [4].
В первом и втором вариантах упражняются на станциях по 15 с и постоянным перерывом в 30 – 45 с. Круговая тренировка по этим вариантам строится следующим образом: проводится тренировка с индивидуальной дозировкой МТ / 2 за 15 с и интервалом отдыха 30 – 45 с. Время отдыха зависит от величины нагрузки избранного упражнения и физической подготовленности учащихся.
Чем выше интенсивность упражнения, тем успешнее будет развиваться максимальная сила, а также такие комплексные физические качества, как скоростная сила и скоростная выносливость. При выполнении работы по первому и второму вариантам необходимо добиваться четкого выполнения упражнений в среднем тренировочном темпе. Увлечение максимальным темпом в ущерб точности выполнения упражнений недопустимо. В третьем варианте упражняются на станциях в течение 30 с с постоянным 30-секунд-ным перерывом. Для третьего варианта необходимо подбирать упражнений, которые занимающиеся могли бы выполнять непрерывно 30с с допустимой точностью. Повышение индивидуальной нагрузки в третьем варианте идет за счет увеличения количества повторений на станциях (МТ + 1) / 2, (МТ + 2) / 2 и т. д., а общей – за счет увеличения прохождения количества кругов всей группой [6].
Применение круговой интервальной тренировки с паузами отдыха в начале урока заменяет разминку и общефизическую подготовку при прохождении одного круга. Прохождение двух-трех кругов в основной части урока решает, помимо задач общефизической подготовки, еще и задачи целенаправленного профессионально-прикладного развития физических качеств комплексного характера, таких, как специальная выносливость, скоростная сила, а также силовая выносливость.
Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения с полными паузами отдыха при интенсивно-интервальной работе с мощностью до 75 % от максимальной является разновидностью интервальной тренировки, которая направлена на развитие скоростной и силовой выносливости и имеет два варианта. В первом варианте на каждой станции упражняются 10 – 15 с с паузами отдыха 30 – 90 с, которые зависят от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение нагрузки идет за счет сокращения тренировочного времени с 15 до 10 с при условии сохранения прежнего количества повторений, но за более короткое время. Во втором варианте работа на каждой станции не ограничена временем, и каждое упражнение повторяется 8 – 10 раз в среднем темпе, а пауза отдыха колеблется от 30 до 180 с в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки. Повышение нагрузки идет также за счет выполнения упражнений в более быстром темпе при постоянном интервале отдыха. Во время отдыха применяются упражнения на расслабление и растягивание [9].
При использовании круговой тренировки по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха количество занимающихся на станциях подбирается так, чтобы один – два учащихся выполняли упражнения на расслабление, не нарушая полный цикл работы и отдыха. При такой организации на станциях может находиться сразу четыре учащихся. Круговая тренировка по методу интенсивно-интервальной работы с полными интервалами отдыха отличается не только организацией проведения, но также и определением МТ. Учащиеся на каждой станции занимаются не все одновременно, так как размещены по двое – четверо, а выполняют задание поочередно. При этом организация процесса тренировки может быть обычной, включающей прохождение одного и более кругов, или специфической, когда каждое упражнение на станции выполняется сериями до трех раз, а затем происходит переход к следующей станции. Применение этого метода во всех вариантах направлено на совершенствование скоростной силы и скоростной выносливости [16].
Для занятий по типу круговой тренировки с использованием метода непрерывного упражнения можно применять 10 – 15 станций в зависимости от обеспечения учащихся на каждом конкретном уроке инвентарем. Нагрузки рассчитываются практическим путем. В расчет берется временной отрезок в 15 – 30 с. Дозировка определяется максимальным и минимальным числом упражнений, выполняемых на каждой станции. Например, максимально выжимать гантели массой 10 кг можно 20 – 30 раз за 30 с. В этом случае общее задание для группы будет следующее: максимальное 30 раз, минимальное – 15. При этом нужно следить за тем, чтобы выполнение упражнений на разных станциях занимало одинаковое время, включая переходы [12].