Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:14, реферат
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков
Для
практики физического воспитания наибольшее
значение имеет скорость выполнения
человеком целостных
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния
центральной нервной системы
и нервно-мышечного аппарата
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности
мышц быстро переходить из
напряженного состояния в
5) энергетических
запасов в мышце (
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического
ритма жизнедеятельности
9) возраста и пола;
10) скоростных
природных способностей
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; передачи возбуждения в центральную нервную систему; перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная
частота движений зависит от скорости
перехода двигательных нервных центров
из состояния возбуждения в
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).
Наиболее
благоприятными периодами для развития
скоростных способностей как у мальчиков,
так и у девочек считается
возраст от 7 до 11 лет. Несколько в
меньшем темпе рост различных
показателей быстроты продолжается
с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически
наступает стабилизация результатов
в показателях быстроты простой
реакции и максимальной частоты
движений. Целенаправленные воздействия
или занятия разными видами спорта
оказывают положительное
Половые
различия в уровне развития скоростных
способностей невелики до 12-13-летнего
возраста. Позже мальчики начинают
опережать девочек, особенно в показателях
быстроты целостных двигательных действий
(бег, плавание и т.д.).
2.2
Задачи развития
скоростных способностей
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства и др.).
Третья задача - совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Скоростные
способности весьма трудно поддаются
развитию. Возможность повышения
скорости в локомоторных циклических
актах весьма ограничена. В процессе
спортивной тренировки повышение скорости
движений достигается не только воздействием
на собственно скоростные способности,
но и иным путем - через воспитание
силовых и скоростно-силовых
В
многочисленных исследованиях показано,
что все вышеназванные виды скоростных
способностей специфичны. Диапазон взаимного
переноса скоростных способностей ограничен
(например, можно обладать хорошей
реакцией на сигнал, но иметь невысокую
частоту движений; способность выполнять
с высокой скоростью стартовый разгон
в спринтерском беге еще не гарантирует
высокой дистанционной скорости и наоборот).
Прямой положительный перенос быстроты
имеет место лишь в движениях, у которых
сходные смысловые и программирующие
стороны, а также двигательный состав.
Отмеченные специфические особенности
скоростных способностей поэтому требуют
применения соответствующих тренировочных
средств и методов по каждой их разновидности.
2.3
Методика воспитания
скоростных способностей
Все
проявления скоростных способностей эффективно
развиваются при игре в баскетбол.
Можно также порекомендовать
ручной мяч, настольный теннис, подвижные
игры с быстро меняющейся игровой
ситуацией и быстрым
Воспитание
быстроты движений, повышение скорости
выполнения целостных двигательных
актов тесно связаны с
Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути. Первый из них - повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и огромной волевой вспышки. Эффективному выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения. Например, в беге с ускорением (обычно на 60-80 м) спортсмен постепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегун пытается с разгона перейти установившийся предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости. Новые, более быстрые, движения, которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их повторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не более 1-2 раза в неделю из-за опасности перетренировки.
Другой путь сходен с первым, только стремление более быстро выполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок в длину через рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).
Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности проявлять волевые усилия, направленные на "мгновенное" движение, применяются время от времени скоростные упражнения в затрудненных условиях и сразу же в обычных условиях.
Развитие
такого качества, как быстрота зависит
от лабильности нервно-мышечного
аппарата, эластичности мышц, подвижности
в суставах, согласованности деятельности
мышц-антагонистов при максимально
частом чередовании процессов
Наиболее
успешно быстрота развивается в
10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота
движений зависит от силы мышц, поэтому
эти качества развивают параллельно.
Как известно, чем меньше внешнее
сопротивление движениям, тем они
быстрее. Уменьшить вес снаряда,
установленный правилами
Повысить
уровень быстроты движений за счет
силы мышц можно прежде всего посредством
улучшения способности
Большое
значение также имеет подвижность
в суставах и способность мышц-
При овладении техникой быстрых движений нужно научиться расслаблять мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный момент в активную работу, научиться бегать, прыгать с максимальной отдачей всех сил, но в то же время свободно, без излишнего напряжения. В достижении этого особо важную роль играет упрочение двигательного навыка, для чего необходимо многократно повторять упражнения в течение длительного времени. Но повторения должны выполняться с интенсивностью 0,8 - 0,9 от максимальной, чтобы не вызывать излишних мышечных напряжений.