Средства и методы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:44, реферат

Описание

Основное специфическое средство физического воспитания. Вспомогательные средства - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Методы физического воспитания: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания.

Содержание

Средства физического воспитания.
Физические упражнения.
Оздоровительные силы природы.
Гигиенические факторы.
Методы физического воспитания.
Методы строго регламентированного упражнения.
Игровой метод.
Соревновательный метод.
Общепедагогические (словесные и наглядные) методы.

Работа состоит из  1 файл

физра.docx

— 25.84 Кб (Скачать документ)

2) как относительно  самостоятельные средства оздоровления  и закаливания организма (солнечные,  воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии  они становятся формой активного  отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Методы  физического воспитания

Методы строго регламентированного  упражнения

Основным методическим направлением в процессе физического  воспитания является строгая регламентация  упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается  в том, что каждое упражнение выполняется  в строго заданной форме и с  точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного  упражнения обладают большими педагогическими  возможностями.

Они позволяют:

1) осуществлять двигательную  деятельность занимающихся по  твердо предписанной программе  (по подбору упражнений, их связкам,  комбинациям, очередности выполнения  и т.д.);

2) строго регламентировать  нагрузку по объему и интенсивности,  а также управлять ее динамикой  в зависимости психофизического  состояния занимающихся и решаемых  задач;

3) точно дозировать  интервалы отдыха между частями  нагрузки;

4) избирательно воспитывать  физические качества;

5) использовать физические  упражнения в занятиях с любым  возрастным контингентом;

6) эффективно осваивать  технику физических упражнений  и т.д.

Игровой метод

В системе физического  воспитания игра используется для решения  образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что  двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий  и правил игры.

Основными методическими  особенностями игрового метода являются:

игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование  двигательных умений и навыков, так  как в процессе игры они проявляются  не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости  с помощью игрового метода можно  избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие  игры);

наличие в игре элементов  соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что  делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

широкий выбор разнообразных  способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

соблюдение условий  и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно  формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и  сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности  и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к  физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании  новых движений, а также при  дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный  метод

Соревновательный  метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. 

В практике физического  воспитания соревновательный метод проявляется:

в виде официальных  соревнований различного уровня (Олимпийские  игры, чемпионаты мира по различным  видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.

как элемент организации  урока, любого физкультурно - спортивного

занятия, включая  и спортивную тренировку

Соревновательный  метод позволяет:

- стимулировать максимальное  проявление двигательных способностей  и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать  качество владения двигательными  действиями;

- обеспечивать максимальную  физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию  волевых качеств.

Общепедагогические  методы

В физическом воспитании широко применяются методы общей  педагогики, в частности методы использования  слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные  методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера  наличия материально - технической  базы, возможностей ее использования.  

Благодаря слову можно  сообщать необходимые знания, активизировать и углубить

восприятие, поставить  задание и сформулировать отношение  к нему учащихся,

можно руководить процессом  выполнения задания, анализировать  и оценивать

результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных  занятиях и соревнованиях слово  может быть использовано и выражено в форме:

       - дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

       - инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

       - сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

       - указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

       - оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

       - словесного отчета и взаиморазъяснения;

       - самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи

(например, «сильнее»,  «держать», «плавно»).

Посредством этих методов обеспечивается наглядность, которая в

физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное

восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения.  

Методы наглядности могут реализоваться в форме:

       - показа самих упражнений;

       - демонстрации наглядных пособий;

       - предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-

моделей человеческого  тела, макетов игровых площадок с  фигурками игроков);

       - кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок,

специальных учебных  кинофильмов; видеозаписей выполнения упражнений);

       - избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных

параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона,

системы сигнализирующих  электроламп).

В общем перечне  сенсорных методов могут быть представлены:

        - метод направленного «прочувствования» движений, при котором

обращается внимание на мышечные ощущения при различных  вариантах выполнения двигательного задания;

       - метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных

ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

       - методы лидирования и текущего сенсорного программирования,

в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с

обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие, например, расхождение

между заданным и  фактическим темпами исполнения).

Информация о работе Средства и методы физического воспитания