Студенческий спорт и физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание

Цель - доказать, что именно студенческий спорт является кузницей кадров для профессионального спорта, и как можно больше раскрыть понятия студенческого спорта и спорта высших достижений.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.66 Кб (Скачать документ)

 

Рис. Модель структуры современного спорта [Переверзин И.И.,2002]

Возьмем другой пример. За последние  пятнадцать лет мировое достижение в марафонском беге улучшалось несколько  раз и только на коммерческих соревнованиях. При этом сами мировые рекордсмены  не добивались успехов в крупных  официальных стартах (Олимпийских  играх, чемпионатах и кубках мира). В настоящее время при проведении коммерческих соревнований и турниров учитываются условия, необходимые  для реализации специфических спортивных, экономических и общекультурных функций. При этом организаторам  приходится искать компромиссные решения, позволяющие в какой-то мере сгладить противоречия между этими функциями.

Интерес зрителей, СМИ, спонсоров, проявляемый к коммерческим и  другим соревнованиям, определяется ожидаемым  высоким качеством соревновательной деятельности участников. Поэтому организаторы приглашают для участия в них  ограниченный круг наиболее сильных  и популярных спортсменов или  команд и создают условия, способствующие демонстрации высших достижений.

Финансовый успех спортсменов  и команд на таких соревнованиях  обусловлен прежде всего количеством случаев демонстрации высших качественных характеристик соревновательной деятельности. От участников соревнований требуется очень высокий уровень спортивных результатов, позволяющих рекламировать вероятные сенсационные достижения. Снижение качества соревновательной деятельности ниже определенного уровня ведет к завершению успешной коммерческой карьеры спортсмена или команды, так как организаторы соревнований найдут им замену - другого спортсмена или команду, способную демонстрировать требуемый уровень достижений. Таким образом, супердостиженческий и профессионально -коммерческий спорт по уровню достижений сегодня практически не различается и часто спортсмены, отнесенные ко второму направлению, имеют более высокие результаты, чем отнесенные к первому. Поэтому термин "профессионально -супердостиженческий спорт" не вполне логичен.

Характеристика  студенческого спорта

Возрастные особенности  студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности  их возможностей и условий занятий  физической культурой и спортом  позволяют выделить в особую категорию  студенческий спорт.

Организационные особенности  студенческого спорта: [ Ильинич В.И., 1995]

¦ доступность и возможность  заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая  культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные  занятия в спортивном учебном  отделении);

¦ возможность заниматься спортом в свободное от учебных  академических занятий время  в вузовских спортивных секциях  и группах, а также самостоятельно;

¦ возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в  учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по из бранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность  каждому практически здоровому  студенту сначала познакомиться, а  затем выбрать вид спорта для  регулярных занятий.

Спорт в высшем учебном заведении

Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу  выбора видов спорта для студентов  основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе  студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему  физических упражнений для систематических  занятий в процессе обучения в  вузе.

Спорт в элективном курсе в элективном курсе учебной  дисциплины « Физическая культура»

Спорт в элективном курсе  физического воспитания студентов -- эта та часть преимущественно  практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двига тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или  другого вида спорта у каждого  студен та, конечно, своя, но принципиально  в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых  случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей  физической подготовки (например, у  мужчин -- бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер -- из-за ограниченности мест занятий и других причин.

Особенности организации  учебных занятий по видам спорта в спортивном отделении

Спортивная подготовка проводится и в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически  подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это  отделение, не достаточно только личного  желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий  избранным видом спорта. Иными  словами, в этом случае не только «ты  выбираешь, но и тебя выбирают». Это  связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спортивного  учебного отделения, ставятся задачи повышения  спортивной квалификации, регулярного  участия в спортивных соревнованиях  за команду факультета, вуза.

Запись студентов в  спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные  занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько  большем объеме, чем это предусмотрено  программой по учебной дисциплине «Физическая  культура».

Специальные зачетные требования и нормативы по видам  спорта в основном и спортивном отделении

Свободный выбор спортивной группы в основном отделении накладывает  определенные обязанности на самого студента. Выбрав вид спорта, студент  должен до следующего зачета по учебной  дисциплине (т.е. до конца семестра или  учебного года) заниматься именно в  этой группе. Он также обязан овладеть специальным теоретическим, методическим и практическим учебным материалом и выполнять не только общие для  всех зачетные и нормативы по общей  и профессионально-прикладной физической подготовке, но и специфические спортивно-технические  зачетные нормативы и требования по избранному им виду спорта.

Занимающиеся в спортивном учебном отделении должны также  пройти полный курс теоретической, методической и профессионально-прикладной физической подготовки и наряду с обязательными  тестами дополнительно выполнить  спортивно-технические нормативы  и требования в спортивном отделении  по избранному виду спорта. Обычно эти  спортивно-технические тесты несколько  выше, чем в группах поэтому же виду спорта в основном учебном отделении. Спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении ориентированы на Единую спортивную классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного уровня.

Дифференцированные по видам  спорта нормативы и требования для  основного и спортивного отделений  разрабатываются кафедрой физического  воспитания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения  учебного процесса, особенностей контингента  студентов. Эти требования доступны для каждого студента, но чтобы  их выполнить, некоторым занимающимся придется не только усердно работать в часы учебных занятий, но и заниматься дополнительной самоподготовкой в  свободное время.

Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа

Спорт в свободное время -- неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.

Самостоятельные занятия -- одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.

История студенческого  спорта

В России зарождение студенческого  спорта происходило в начале XX века. Именно тогда первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом  и электротехническом московских институтах. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 году. К 1904 году в России функционировало 40 студенческих спортивных клубов. Большинство их действовало в столице - 13, в Москве - 5, в Киеве - 4, на долю других городов  приходились оставшиеся клубы. В 1911 году 13 петербургскими студенческими  обществами была образована студенческая лига, которая проводила соревнования среди студентов. После революции 1917 года студенческий спорт стал развиваться  в другом русле. В 1918 году 29 мая было основано крупнейшее в стране высшее учебное заведение в области  физической культуры и спорта Государственный  центральный ордена Ленина институт физической культуры (ныне - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). Впервые  физическое воспитание как учебный  предмет было введено в учебные  планы Петроградского высшего педагогического  института в январе 1921 года. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР в  июле 1929 года физическое воспитание вводится в вузах страны как обязательный предмет. В том же году в университетах  и институтах создаются кафедры  физического воспитания. В феврале 1928 года Центральное бюро Пролетстуда повело первые студенческие соревнования. В программу входили хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс и пинг-понг. Спортивное студенческое движение в стране прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап, начавшейся в конце 20-х годов прошлого века, закончился организационным оформлением студенческого спорта, созданием коллективов физической культуры в учебных заведениях страны, организацией и проведением первых всесоюзных студенческих соревнований. В середине 30-х годов начинается новый этап развития студенческого спортивного движения.

В 1936-37 годах в стране образуются добровольные спортивные общества (ДСО), при создании которых физкультурные  коллективы вузов были отнесены к  разным ДСО в зависимости от профессиональной принадлежности. Медицинские вузы, например, входили в ДСО «Медик», педагогические - в ДСО «Учитель», вузы связи - в ДСО «Молния» и т.п. Спортсмены-студенты соревновались, как правило, между собой внутри спортивных обществ.

Создание в 1957 году всесоюзного  студенческого спортивного общества «Буревестник» не только объединило всех студентов, но и положило начало третьему этапу развития студенческого  спортивного движения. На протяжении многих лет в стране проводились  студенческие соревнования на разных уровнях под общим руководством Центрального Совета «Буревестник».

Содержание учебных программ по физическому воспитанию и характер деятельности спортивных коллективов  вузов в конце 40-х - начале 50-х годов  были скорректированы с учетом развития массового физкультурного движения, повышения спортивного мастерства и завоевания советскими спортсменами, многие из которых были студентами, мирового первенства по важнейшим видам  спорта. Такие задачи в то время  были поставлены партией и правительством в известном постановлении от 1948 года.

С 70-х годов направленность процесса физического воспитания учащейся молодежи на обучение навыкам основным видов спорта стала смещаться  в сторону оздоровительного направления. Это нашло отражение в большом  количестве научных исследований, содержании учебных программ по физическому  воспитанию. Эта тенденция не могла  не отразиться и в содержании учебных  планов и программ институтов физической культуры, готовящих кадры для  кафедр физического воспитания вузов.

В 1987 году ЦС «Буревестник»  был преобразован в Центральный  спортивный клуб «Буревестник» ВДФСО  профсоюзов. В те годы общая кризисная  ситуация в стране не могла не наложить отпечаток на развитие спорта среди  студентов.

Четвертый этап развития студенческого  спорта в стране связан с периодом реформирования общественных устоев и  переходом экономики страны к  рыночным отношениям. Эти перемены затронули основы студенческого  спорта. Перед специалистами физического  воспитания высшей школы появились  новые задачи, направленные не только на развитие физических способностей студентов, но и на углубление их интересов  к занятиям физической культурой  и спортом, формирование важности здорового  образа жизни, в котором двигательная активность является необходимым условием.

В октябре 1993 года по инициативе Минобразования России, Госкомспорта России и Олимпийского комитета России была возрождена единая студенческая спортивная организация и образован  Российский студенческий спортивный союз как правопреемник студенческого  добровольного спортивного общества «Буревестник».

Президентом Союза был  избран Алексей Иванович Киселев, заслуженный  мастер спорта СССР по боксу, серебряный призер двух Олимпиад, неоднократный  чемпион Европы и СССР, кандидат технических наук, профессор, заведующие кафедрой физического воспитания Московского  государственного технического университета имени Н. Баумана. С этого времени  работа РССС пошла по совершенно новому пути. Основной акцент был сделан на объединении усилий кафедр физического воспитания высших учебных заведений страны. Такой подход оправдал себя. Стали постепенно возобновляться традиции проведения чемпионатов России по многим видам спорта, и в международном плане усилия нового руководства Союза стали приносить свои плоды. Если в 1993 году студенческая команда России на Универсиаде заняла только 27-е место, и многие стали поговаривать о закате студенческого спорта в России, то уже с 1995 года отечественные спортсмены достойно представляли страну на международных соревнованиях, неизменно оказываясь в призерах в общекомандном зачете.

Информация о работе Студенческий спорт и физическое воспитание