Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель - доказать, что именно студенческий спорт является кузницей кадров для профессионального спорта, и как можно больше раскрыть понятия студенческого спорта и спорта высших достижений.
Рис. Модель структуры современного спорта [Переверзин И.И.,2002]
Возьмем другой пример. За последние
пятнадцать лет мировое достижение
в марафонском беге улучшалось несколько
раз и только на коммерческих соревнованиях.
При этом сами мировые рекордсмены
не добивались успехов в крупных
официальных стартах (Олимпийских
играх, чемпионатах и кубках мира).
В настоящее время при
Интерес зрителей, СМИ, спонсоров,
проявляемый к коммерческим и
другим соревнованиям, определяется ожидаемым
высоким качеством
Финансовый успех спортсменов и команд на таких соревнованиях обусловлен прежде всего количеством случаев демонстрации высших качественных характеристик соревновательной деятельности. От участников соревнований требуется очень высокий уровень спортивных результатов, позволяющих рекламировать вероятные сенсационные достижения. Снижение качества соревновательной деятельности ниже определенного уровня ведет к завершению успешной коммерческой карьеры спортсмена или команды, так как организаторы соревнований найдут им замену - другого спортсмена или команду, способную демонстрировать требуемый уровень достижений. Таким образом, супердостиженческий и профессионально -коммерческий спорт по уровню достижений сегодня практически не различается и часто спортсмены, отнесенные ко второму направлению, имеют более высокие результаты, чем отнесенные к первому. Поэтому термин "профессионально -супердостиженческий спорт" не вполне логичен.
Характеристика студенческого спорта
Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.
Организационные особенности студенческого спорта: [ Ильинич В.И., 1995]
¦ доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);
¦ возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
¦ возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по из бранным видам спорта).
Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.
Спорт в высшем учебном заведении
Учебная программа по физической
культуре предусматривает свободу
выбора видов спорта для студентов
основного и спортивного
Спорт в элективном курсе в элективном курсе учебной дисциплины « Физическая культура»
Спорт в элективном курсе физического воспитания студентов -- эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двига тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.
Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен та, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.
Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготовки (например, у мужчин -- бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер -- из-за ограниченности мест занятий и других причин.
Особенности организации учебных занятий по видам спорта в спортивном отделении
Спортивная подготовка проводится
и в учебном спортивном отделении,
куда зачисляются наиболее физически
подготовленные студенты. Для того
чтобы быть зачисленным в это
отделение, не достаточно только личного
желания студента, необходима определенная
предварительная спортивная подготовленность
или одаренность для занятий
избранным видом спорта. Иными
словами, в этом случае не только «ты
выбираешь, но и тебя выбирают». Это
связано с тем, что перед студентами,
занимающимися в группах
Запись студентов в
спортивное отделение добровольная,
так как учебно-тренировочные
занятия связаны с
Специальные зачетные требования и нормативы по видам спорта в основном и спортивном отделении
Свободный выбор спортивной
группы в основном отделении накладывает
определенные обязанности на самого
студента. Выбрав вид спорта, студент
должен до следующего зачета по учебной
дисциплине (т.е. до конца семестра или
учебного года) заниматься именно в
этой группе. Он также обязан овладеть
специальным теоретическим, методическим
и практическим учебным материалом
и выполнять не только общие для
всех зачетные и нормативы по общей
и профессионально-прикладной физической
подготовке, но и специфические спортивно-
Занимающиеся в спортивном
учебном отделении должны также
пройти полный курс теоретической, методической
и профессионально-прикладной физической
подготовки и наряду с обязательными
тестами дополнительно
Дифференцированные по видам
спорта нормативы и требования для
основного и спортивного
Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
Спорт в свободное время -- неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.
Самостоятельные занятия -- одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.
История студенческого спорта
В России зарождение студенческого
спорта происходило в начале XX века.
Именно тогда первые студенческие спортивные
клубы появились в
В 1936-37 годах в стране образуются добровольные спортивные общества (ДСО), при создании которых физкультурные коллективы вузов были отнесены к разным ДСО в зависимости от профессиональной принадлежности. Медицинские вузы, например, входили в ДСО «Медик», педагогические - в ДСО «Учитель», вузы связи - в ДСО «Молния» и т.п. Спортсмены-студенты соревновались, как правило, между собой внутри спортивных обществ.
Создание в 1957 году всесоюзного
студенческого спортивного
Содержание учебных программ
по физическому воспитанию и характер
деятельности спортивных коллективов
вузов в конце 40-х - начале 50-х годов
были скорректированы с учетом развития
массового физкультурного движения,
повышения спортивного
С 70-х годов направленность процесса физического воспитания учащейся молодежи на обучение навыкам основным видов спорта стала смещаться в сторону оздоровительного направления. Это нашло отражение в большом количестве научных исследований, содержании учебных программ по физическому воспитанию. Эта тенденция не могла не отразиться и в содержании учебных планов и программ институтов физической культуры, готовящих кадры для кафедр физического воспитания вузов.
В 1987 году ЦС «Буревестник» был преобразован в Центральный спортивный клуб «Буревестник» ВДФСО профсоюзов. В те годы общая кризисная ситуация в стране не могла не наложить отпечаток на развитие спорта среди студентов.
Четвертый этап развития студенческого
спорта в стране связан с периодом
реформирования общественных устоев и
переходом экономики страны к
рыночным отношениям. Эти перемены
затронули основы студенческого
спорта. Перед специалистами
В октябре 1993 года по инициативе
Минобразования России, Госкомспорта
России и Олимпийского комитета России
была возрождена единая студенческая
спортивная организация и образован
Российский студенческий спортивный союз
как правопреемник
Президентом Союза был избран Алексей Иванович Киселев, заслуженный мастер спорта СССР по боксу, серебряный призер двух Олимпиад, неоднократный чемпион Европы и СССР, кандидат технических наук, профессор, заведующие кафедрой физического воспитания Московского государственного технического университета имени Н. Баумана. С этого времени работа РССС пошла по совершенно новому пути. Основной акцент был сделан на объединении усилий кафедр физического воспитания высших учебных заведений страны. Такой подход оправдал себя. Стали постепенно возобновляться традиции проведения чемпионатов России по многим видам спорта, и в международном плане усилия нового руководства Союза стали приносить свои плоды. Если в 1993 году студенческая команда России на Универсиаде заняла только 27-е место, и многие стали поговаривать о закате студенческого спорта в России, то уже с 1995 года отечественные спортсмены достойно представляли страну на международных соревнованиях, неизменно оказываясь в призерах в общекомандном зачете.
Информация о работе Студенческий спорт и физическое воспитание