Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель - доказать, что именно студенческий спорт является кузницей кадров для профессионального спорта, и как можно больше раскрыть понятия студенческого спорта и спорта высших достижений.
Классификация студенческого спорта
Единая классификация
студенческого спорта необходима для
того, чтобы сравнить уровень достигнутых
результатов как в одной
Внутривузовские соревнования по видам спорта:[ Ильинич В.И., 1995 ]
Зачётные соревнования на учебных занятиях
соревнования на первенство учебных групп
соревнования на первенство курсов
соревнования на первенство факультетов (или общежитий)
соревнования на первенство Вуза
На этом уровне проводятся такие спортивные соревнования как массовые кроссы, эстафеты и др. Победители идут на межвузовские соревнования по видам спорта или комплексные спортивные мероприятия:
товарищеские соревнования между курсами, факультетами, Вузами
районные, городские соревнования
областные соревнования
зональные соревнования (по территориальному или ведомственному признаку)
Российские студенческие соревнования, участие в составе сборных команд в соревнованиях РФ.
В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза. Цели подобных состязаний весьма разнообразны: от установления личных контактов до достижения наилучшего спортивного результата в соревнованиях между Вузами, городами, и по России. На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и общественных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи.
Международные спортивные соревнования студентов:
Товарищеские соревнования
между отдельными факультетами или
Вузами чемпионаты и универсиады
Международной федерации
Олимпийские игры самые авторитетные и представительные международные соревнования. В составе Олимпийской сборной как бывшего СССР, так и современной России всегда успешно выступали студенты-спортсмены.
Связь студенческого спорта и спорта высших достижений
Российский спорт высоких
достижений традиционно ориентирован
на «промышленный» способ подготовки
спортсменов экстра-класса, основанный
на раннем отборе одаренных людей
и развитие в них специальных
качеств в условиях специализированных
учебно-тренировочных
- Определенная часть молодых
людей, по тем или иным
- На рубеже перехода
из юношеской (юниорской)
- Пребывание в замкнутой
спортивной корпоративной
- Отрыв молодых людей, готовящихся реализовать себя в спорте высоких достижений, от общесоциальной среды уже на самых ранних этапах их подготовки (необходимость особых условий для подготовки спортсменов-профессионалов на этапе их выступлений на высочайшем уровне, безусловно, не оспаривается) ведет к отчуждению от них основной массы сверстников, для которых серьезные занятия спортом выглядят как совершенно особого рода деятельность, несовместимая с обычным образом жизни и недоступная для «простых смертных», что неизбежно ведет к сокращению количества активно занимающихся спортом молодых людей.
Развитие студенческого спорта способно если не полностью решить перечисленные проблемы, то, по крайней мере, серьезно их минимизировать. Формирование на базе университетской инфраструктуры комфортной среды для активных занятий спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального спорта, позволяет:
- Выявлять спортивные
таланты на более поздних
- Продлевать как минимум
на 5-6 лет спортивную карьеру
- Безболезненно социально
адаптировать спортсменов
- Повышать популярность
спорта и здорового образа
жизни за счет постоянного
пребывания спортсменов-
Для решения названных задач студенческий спорт должен 1) обладать развитой материальной и кадровой (в первую очередь - тренерско-преподавательской базой); 2) оптимизировать совмещение серьезных занятий спортом с полноценным получением образования за счет улучшенной логистики, гибкого графика занятий, надлежащих условий для самостоятельной подготовки, качественных условий для проживания и питания; 3) иметь правильно организованный календарь спортивных состязаний, учитывающий учебную нагрузку, но имеющий при этом самостоятельную ценность в качестве значимого общественного события локального, а на определенном этапе - и общероссийского уровня; 4) основываться на безусловном приоритете принципов fair play, справедливости в выявлении лучших, прозрачности отбора и продвижения спортсменов на более высокие уровни выступлений.
В настоящее время отечественные ВУЗы весьма далеки от способности обеспечить развитие студенческого спорта в предлагаемом формате, однако это не означает невозможности начала движения к такому образцу. На первом этапе необходимо решить две важнейшие задачи: оптимизировать соревновательную практику и укрепить материально-кадровую базу студенческого спорта.
Развитие студенческого
спорта является одним из приоритетов
в деятельности нашего министерства,
более того, это направление отдельно
и очень четко прописано в
«Стратегии развития физической культуры
и спорта в РФ до 2020 года», которую
недавно утвердило
Выводы
1. Таким образом, современное
спортивное движение в мире
имеет два главных направления:
2. Современный спорт высших
достижений может быть
а) любительский спорт (другого
термина пока не предложено), куда следует
отнести спортсменов
б) профессиональный спорт, который представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой - удовлетворение интересов спортсменов, избравших спорт своей профессией, спортивных организаций, за которые они выступают, а также зрителей.
Олимпийский спорт и другие
популярные виды спорта, не включенные
в программу Игр, представляют собой
симбиоз, объединяющий любительский и
профессиональный спорт, субъектами которого
выступают как спортсмены-
3. Непосредственными субъектами
спорта высших достижений
а) на спортсменов, строящих свою подготовку с акцентом на успешном участии в Олимпийских играх, чемпионатах мира и континентов;
б) профессионалов, готовящихся
только к коммерческим соревнованиям
и соревнованиям
Фактическое разделение спортсменов -профессионалов создает громадные трудности для НОКа, МСФ и НСФ, так как их интересы часто расходятся с интересами менеджеров и спонсоров, с одной стороны, и спортсменов и тренеров - с другой. Поэтому пока не найдены пути консолидации всех социальных групп участников спорта высших достижений, особенно при подготовке к Олимпийским играм.
Список использованной литературы
1. Власов А. Спорт большой
и спорт совсем маленький.
-378с.
2. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Кому нужны чемпионы… Москва, 1999. -235 с.
3. Виноградов П.А.
4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь, изд. АО Аспект пресс, Москва 1995 г.
5. Кун Л. Всеобщая история ФКиС. Пер. с венгерск. - Москва: Радуга, 1982. - 400с.
6. Матвеев Л.П. Теория
и методика физической
7. Платонов В.Н. Подготовка
квалифицированных спортсменов.
8. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становления и тенденции развития) //Теория и практика физической культуры, 1997, № 7, с. 5 - 12.
9. Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры //Теория и практика физической культуры, 1997, №10. - с. 13 - 17.
10. Переверзин И.И. Спортивный менеджмент: Учеб. пос.- Москва: ФОН, 2001.- с. 139 - 144.
11. Холодов Ж.К., Кузнецов
В.С. Теория и методика
Информация о работе Студенческий спорт и физическое воспитание