Студенческий спорт и физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание

Цель - доказать, что именно студенческий спорт является кузницей кадров для профессионального спорта, и как можно больше раскрыть понятия студенческого спорта и спорта высших достижений.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.66 Кб (Скачать документ)

Классификация студенческого  спорта

Единая классификация  студенческого спорта необходима для  того, чтобы сравнить уровень достигнутых  результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта.

Внутривузовские соревнования по видам спорта:[ Ильинич В.И., 1995 ]

Зачётные соревнования на учебных занятиях

соревнования на первенство учебных групп

соревнования на первенство курсов

соревнования на первенство факультетов (или общежитий)

соревнования на первенство Вуза

На этом уровне проводятся такие спортивные соревнования как массовые кроссы, эстафеты и  др. Победители идут на межвузовские соревнования по видам спорта или комплексные  спортивные мероприятия:

товарищеские соревнования между курсами, факультетами, Вузами

районные, городские соревнования

областные соревнования

зональные соревнования (по территориальному или ведомственному признаку)

Российские студенческие соревнования, участие в составе  сборных команд в соревнованиях  РФ.

В межвузовских соревнованиях  обычно участвуют и соревнуются  сильнейшие студенты-спортсмены лично  или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза. Цели подобных состязаний весьма разнообразны: от установления личных контактов до достижения наилучшего спортивного  результата в соревнованиях между  Вузами, городами, и по России. На уровне отдельных вузов по инициативе ректората  и общественных организаций могут  быть организованы международные спортивные встречи.

Международные спортивные соревнования студентов:

Товарищеские соревнования между отдельными факультетами или  Вузами чемпионаты и универсиады  Международной федерации университетского спорта (ФИСУ) участие в составе  сборных команд России в чемпионатах  Европы, Мира и Олимпиадах.

Олимпийские игры самые авторитетные и представительные международные  соревнования. В составе Олимпийской  сборной как бывшего СССР, так и современной России всегда успешно выступали студенты-спортсмены.

Связь студенческого  спорта и спорта высших достижений

Российский спорт высоких  достижений традиционно ориентирован на «промышленный» способ подготовки спортсменов экстра-класса, основанный на раннем отборе одаренных людей  и развитие в них специальных  качеств в условиях специализированных учебно-тренировочных учреждениях (спортивных школах, интернатах). Такой  подход имеет серьезные преимущества, однако не свободен и от серьезных  недостатков, заставляющих всерьез  задуматься о необходимости использования, наряду с привычной, также и альтернативной идеологии развития спорта. Эти недостатки происходят из неизбежного атрибута «промышленного» способа - резкого разделения среды подготовки спортсмена высокого уровня и среды общесоциальной и проявляются, по крайней мере, в следующем: [Платонов В.Н., 1986]

- Определенная часть молодых  людей, по тем или иным причинам  не попавших в поле зрения  скаутов на ранневозрастном этапе, в дальнейшем практически лишена возможности реализовать себя в спорте высоких достижений, хотя в случае создания необходимых условий для занятий спортом эти люди могли бы проявить свои таланты.

- На рубеже перехода  из юношеской (юниорской) возрастной  категории во взрослый спорт  последний лишается огромного  количества талантливых спортсменов,  готовых к дальнейшей самореализации, по причине их столкновения  с реалиями взрослой жизни:  необходимостью приобретать профессию,  зарабатывать на жизнь, устраивать  семейную сферу и др., вынужденных  выбирать в пользу названных  ценностей, поскольку имеющиеся  условия реализации спортивной  активности не позволяют им  далее совмещение усилий.

- Пребывание в замкнутой  спортивной корпоративной среде  замедляет либо порой вовсе  исключает, приобретение спортсменами  навыков существования в общесоциальной среде, развивает в них патерналистские настроения, в результате чего после окончания спортивной карьеры значительное количество молодых, великолепно тренированных и психологически подготовленных людей не в состоянии найти адекватного их способностям места в жизни, либо социальная адаптация занимает неоправданно долгое время и сопряжена с неоправданными трудностями и переживаниями.

- Отрыв молодых людей,  готовящихся реализовать себя  в спорте высоких достижений, от общесоциальной среды уже на самых ранних этапах их подготовки (необходимость особых условий для подготовки спортсменов-профессионалов на этапе их выступлений на высочайшем уровне, безусловно, не оспаривается) ведет к отчуждению от них основной массы сверстников, для которых серьезные занятия спортом выглядят как совершенно особого рода деятельность, несовместимая с обычным образом жизни и недоступная для «простых смертных», что неизбежно ведет к сокращению количества активно занимающихся спортом молодых людей.

Развитие студенческого  спорта способно если не полностью  решить перечисленные проблемы, то, по крайней мере, серьезно их минимизировать. Формирование на базе университетской  инфраструктуры комфортной среды для  активных занятий спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального  спорта, позволяет:

- Выявлять спортивные  таланты на более поздних возрастных  стадиях либо развивать до  соответствующего профессиональному  уровень подготовки спортсмена-любителя, не сумевшего к 17-18 годам укрепиться  в профессиональных командах (в  перспективе система подготовки  спортсменов-студентов может быть  приближена к американской модели  ежегодного драфта лучших выпускников профессиональными командами).

- Продлевать как минимум  на 5-6 лет спортивную карьеру молодых  людей, стремящихся совмещать  ее с приобретением образования,  профессии, социальных навыков.

- Безболезненно социально  адаптировать спортсменов высокого  уровня, прошедших этап студенческого  спорта, после окончания их профессиональной  спортивной карьеры.

- Повышать популярность  спорта и здорового образа  жизни за счет постоянного  пребывания спортсменов-студентов  в общей среде.

Для решения названных  задач студенческий спорт должен 1) обладать развитой материальной и  кадровой (в первую очередь - тренерско-преподавательской  базой); 2) оптимизировать совмещение серьезных  занятий спортом с полноценным  получением образования за счет улучшенной логистики, гибкого графика занятий, надлежащих условий для самостоятельной  подготовки, качественных условий для  проживания и питания; 3) иметь правильно организованный календарь спортивных состязаний, учитывающий учебную нагрузку, но имеющий при этом самостоятельную ценность в качестве значимого общественного события локального, а на определенном этапе - и общероссийского уровня; 4) основываться на безусловном приоритете принципов fair play, справедливости в выявлении лучших, прозрачности отбора и продвижения спортсменов на более высокие уровни выступлений.

В настоящее время отечественные  ВУЗы весьма далеки от способности  обеспечить развитие студенческого спорта в предлагаемом формате, однако это не означает невозможности начала движения к такому образцу. На первом этапе необходимо решить две важнейшие задачи: оптимизировать соревновательную практику и укрепить материально-кадровую базу студенческого спорта.

Развитие студенческого  спорта является одним из приоритетов  в деятельности нашего министерства, более того, это направление отдельно и очень четко прописано в  «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года», которую  недавно утвердило правительство. Работать нужно системно, а именно системы студенческому спорту сейчас не хватает. Вообще, развитие студенческого  спорта, его поддержка государством в лице Минспорттуризма будет вестись по нескольким направлениям. Первое направление - это всяческая поддержка проектов, которые уже реализуются в командных видах спорта. Имею в виду всероссийскую программу «Мини-футбол в вузы» в ней в итоге примут участие все 700-800 вузов нашей страны. Ассоциация студенческого баскетбола, очень прогрессивный, очень интересный проект, ради него мы уже внесли некоторые изменения спортивную законодательную базу. Например, дали возможность по итогам финального турнира присваивать победителям высокое звание «мастер спорта». Второе направление - законотворчество на межминистерском и федеральном уровнях. Меры разрабатываем очень серьезные. Например, в обязательные требования по аккредитации вуза будут включены пункты по наличию спортивного клуба и материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом - зала, бассейна, стадиона. А в закон «Об образовании в РФ» должны быть внесены поправки, предполагающие возможность, если хотите, даже право на создание спортивных студенческих клубов, на получение условий для занятий спортом. Третье направление - партнерство с Российским студенческим спортивным союзом, который недавно вернул себе историческое название - «Буревестник». Через какое-то время студенческий спорт в нашей стране станет тем, чем он и должен быть - базой, основой для спорта высших достижений и профессионального спорта.России для участия в главных студенческих соревнованиях - Универсиадах. Сейчас идет активная дискуссия, кто должен представлять нашу страну, в частности, на домашней летней Универсиаде 2013 года в Казани: лидеры национальных сборных - или перспективная молодежь не старше, например, 23-х лет. «Главное и единственное условие: в Универсиаде должны участвовать студенты. А какие другие моменты будут учитываться при формировании сборной России, будет решать государство. Государство практически на 100 процентов финансирует подготовку членов сборных команд России. Поставлена задача: побеждать на всех комплексных соревнованиях. И Универсиады к ним, безусловно, относятся. Универсиада - не фестиваль студенческого спорта, куда можно приехать просто поучаствовать, потусоваться. Для страны успешное выступление - а еще лучше, победы - в комплексных соревнованиях имеют большой смысл. Во-первых, это мерило социально-экономического развития. Если Россия является одной и шести-восьми стран мира, которые развивают все олимпийские виды спорта и подавляющее число не олимпийских, если вкладываем в спорт огромные ресурсы, должны требовать отдачи. В спорте это - результат. Во-вторых, это очень мощный элемент единения нации, патриотический прорыв. В-третьих, это ориентир для мальчишек и девчонок, которые только пришли в спортивные школы, для молодых людей, которые стоят перед выбором - заниматься спортом профессионально или пытаться реализовать себя в другой области. Именно поэтому за сборную России на Универсиадах будут выступать студенты, которые достигли самых высоких спортивных результатов. Универсиада - это мини-Олимпиада. Да, сейчас некоторые страны, где студенческий спорт развит очень сильно - например, США и Канада - относятся к Универсиадам то ли с пренебрежение, то ли со скепсисом. Но через несколько лет проверьте: все изменится, и за победу в общем зачете Универсиады будут жестко «зарубаться» не только Россия и Китай, но и США, и Великобритания, и другие страны.

Выводы

1. Таким образом, современное  спортивное движение в мире  имеет два главных направления:  массовый, общедоступный спорт (спорт  для всех) и спорт высших достижений .

2. Современный спорт высших  достижений может быть разделен  на:

а) любительский спорт (другого  термина пока не предложено), куда следует  отнести спортсменов школьников, студентов и условно "военнослужащих", которые получают вознаграждения только за затраченное на спорт время, без  соответствующих социальных гарантий, устанавливаемых профессионалам. Определенная часть этих спортсменов впоследствии переходит в настоящие профессионалы;

б) профессиональный спорт, который представляет собой предпринимательскую  деятельность, цель которой - удовлетворение интересов спортсменов, избравших  спорт своей профессией, спортивных организаций, за которые они выступают, а также зрителей.

Олимпийский спорт и другие популярные виды спорта, не включенные в программу Игр, представляют собой  симбиоз, объединяющий любительский и  профессиональный спорт, субъектами которого выступают как спортсмены-любители, так и профессионалы, сохраняющие  независимо от своего социально-правового  статуса верность идеалам Олимпийской  хартии. Олимпийский спорт и другие популярные его виды составляет ядро современного спорта высших достижений, так как они служат главным  мотивирующим фактором роста спортивных достижений.

3. Непосредственными субъектами  спорта высших достижений являются  квалифицированные спортсмены -любители и профессионалы. В свою очередь, спортсмены -профессионалы могут быть разделены:

а) на спортсменов, строящих свою подготовку с акцентом на успешном участии в Олимпийских играх, чемпионатах мира и континентов;

б) профессионалов, готовящихся  только к коммерческим соревнованиям  и соревнованиям профессиональных лиг или ассоциаций. Одна из разновидностей современных коммерческих соревнований, а также кубков мира, Гран-при и других - многоэтапность их проведения (или проведения их сериями). Поэтому часть профессионалов тренируются только для участия в длинной серии этих соревнований с акцентом на тех, в которых разыгрываются наибольшие призовые суммы, причем некоторые из этих стартов достаточно социально значимы. При этом все спортсмены получают вознаграждение в соответствии с контрактами и положением о соревнованиях.

Фактическое разделение спортсменов  -профессионалов создает громадные трудности для НОКа, МСФ и НСФ, так как их интересы часто расходятся с интересами менеджеров и спонсоров, с одной стороны, и спортсменов и тренеров - с другой. Поэтому пока не найдены пути консолидации всех социальных групп участников спорта высших достижений, особенно при подготовке к Олимпийским играм.

Список использованной литературы

1. Власов А. Спорт большой  и спорт совсем маленький. Москва, 2000.

-378с.

2. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Кому нужны чемпионы… Москва, 1999. -235 с.

3. Виноградов П.А. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физической культуры, олимпизма //Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. М.: Советский спорт, 1996. - с. 21-31.

4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь, изд. АО Аспект пресс, Москва 1995 г.

5. Кун Л. Всеобщая история  ФКиС. Пер. с венгерск. - Москва: Радуга, 1982. - 400с.

6. Матвеев Л.П. Теория  и методика физической культуры. - Москва: Физкультура и спорт, 1991.-543с

7. Платонов В.Н. Подготовка  квалифицированных спортсменов.  Москва:- Физкультура и спорт, 1986. -286 с.

8. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становления и тенденции развития) //Теория и практика физической культуры, 1997, № 7, с. 5 - 12.

9. Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры //Теория и практика физической культуры, 1997, №10. - с. 13 - 17.

10. Переверзин И.И. Спортивный менеджмент: Учеб. пос.- Москва: ФОН, 2001.- с. 139 - 144.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов  В.С. Теория и методика физического  воспитания и спорта. - Москва: Академия, 2002. - 480 с.


Информация о работе Студенческий спорт и физическое воспитание