Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:09, реферат
Целью данного реферата было поставлено показать значимость современного олимпизма и спорта в жизни людей. Представление их как неотъемлемой части нормального и стабильно функционирующего социума.
Задачами этого реферата являются:
- определить место олимпизма в социуме
- выявить проблему современного спорта и олимпизма
- найти и предложить решение на проблему олимпизма
Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1.Обзор литературных источников и краткая историческая справка
Глава 2.Современные проблемы олимпизма………………………………
Глава 3. Пути решения проблем олимпизма………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение…………………………………………………………………
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЛИМПИЗМА
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Обзор литературных источников и краткая историческая справка
Глава 2.Современные проблемы олимпизма………………………………
Глава 3. Пути решения проблем олимпизма………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение……………………………………………………
Целью данного реферата было поставлено показать значимость современного олимпизма и спорта в жизни людей. Представление их как неотъемлемой части нормального и стабильно функционирующего социума.
Задачами этого реферата являются:
- определить место олимпизма в социуме
- выявить проблему современного спорта и олимпизма
- найти и предложить решение на проблему олимпизма
Значение современного олимпизма и спорта для общества и человека
Современный олимпизм занимает особое место в социальной и культурной жизни общества, существенно влияет на образ жизни людей, формирует спортивный образ жизни человека. Он признан в мире как значимая социокультурная формация, в которой заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию.
В общественном сознании идеи олимпизма тесно связываются со спортом, спортивной деятельностью, соревнованиями.
Вторая половина ХХ столетия была ознаменована тенденциями значительного влияния спорта на сознание и общественную жизнь людей. Ведущими тенденциями оказались следующие:
- усилилось влияние спорта на основные виды деятельности человека: экономическую, образовательную, культурную;
- усилились процессы внедрения спорта в соц. структуры общества;
- продолжаются интенсивное развитие спорта как самостоятельного соц. института;
- усилилось влияние спорта на воспитание личности, формирование стиля жизни.
Спорт как "школа характера, мужества, воли". Если спорт органично включен в целостную отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действенных средств воспитания личности, особенно физического воспитания.
В этом контексте спорт рассматривается как формула поиска человеком своей сути, а также путей "преодоления самого себя". Однако реальное воспитательное значение спорта в решающей мере зависит от того, кто и как его использует. Существуют и тенденции, способствующие развитию "звездной болезни", стремлению добиваться победы любой ценой, перехода спортсменов в ряды рэкетиров и охранные структуры, но в целом спорт является мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции.
Спорт как средство международного
обмена. На пороге XXI века спорт является
одним из важнейших средств
Спорт как часть экономической системы. Понятия экономики и спорта в современных условиях общества неразделимы. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации. Спортивный бизнес - бурно развивающаяся отрасль, которая поддерживает экономику любого государства. Недаром сейчас всегда разворачивается такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований . Зрелищность спорта - одна из самых ярких и привлекательных его ценностей. Непредсказуемость спортивного результата, дух спортивной борьбы, демонстрация высочайшей спортивной техники привлекают внимание миллионов болельщиков. В спортивную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места, производит широкий выбор спортивных товаров и услуг.
Высокая значимость спорта
в современной жизни во многом
связывается с развитием
Обзор
литературных источников и
Первой, документально подтвержденной датой празднования Олимпийских игр является 776 г до н. э. Несмотря на то, что игры проводились и раньше, принято считать, что учреждены они были Гераклом.
До конца IV века н. э., в течение 1169 лет, Олимпийские игры в Древней Греции были проведены 292 раза непрерывно, пока в 394 г. н. э. римский император Феодосий I не запретил олимпийские соревнования в ходе борьбы с языческими культами.
Члены МОК (слева направо): 1. Доктор Виллибильд Гебхардт (Германия) 2. Барон Пьер де Кубертен (Франция) 3. Советник Иржи Гут-Ярковский (Чехия) 4. Деметриус Викелас (Греция) 5. Ференц Кемени (Венгрия) 6. Генерал А.Бутовский (Россия) 7. Генерал Виктор Бальк (Швеция) (Афины, 10 апреля 1896 года).
23 июня 1894 года в Сорбонне
(Париж) прошёл первый
Кубертен собирался провести Олимпийские игры в 1900 году в Париже и приурочить их ко Всемирной выставке, которая была запланирована на это время. Однако новость о грядущем возрождении Олимпийских игр уже попала в печать и широко обсуждалась в обществе. Организаторы решили, что шестилетнее ожидание Игр может уменьшить интерес к ним и делегаты договорились о проведении I Игр в 1896 году. Новым местом проведения Игр некоторое время рассматривали Лондон. Однако друг Кубертена греческий поэт, литератор и переводчик Деметриус Викелас, приглашённый на конгресс с докладом о традиции Античных Олимпийских игр, неожиданно предложил в качестве места проведения новых Игр Афины, что символизировало бы их преемственность играм в Древней Греции. Конгресс утвердил это предложение, а самого Викеласа избрал президентом Международного олимпийского комитета, так как по уставу эту должность мог занимать только представитель страны, принимающей Игры.
С тех пор минуло уже немало времени. В 2012 году в Лондоне пройдут уже XXX Олимпийские игры, а наши игры в Сочи станут XXII зимними Олимпийскими играми.
Термин "олимпизм", широко
применяемый в современном
Основоположником олимпизма является Пьер де Кубертен, инициировавший создание и развитие институций олимпийского движения. В аккумулированном виде принципы олимпизма зафиксированы в Олимпийской хартии, в соответствии с которой олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Декларируемой целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничному развитию человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
Для олимпийских интенций характерно соединение спорта с культурой и образованием, формирова ние образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим этическим принципам. Олимпизм фундирует императивную цель олимпийского движения - способствовать построению лучшего мира путем воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации, в атмосфере взаимопонимания , дружбы, солидарности и честной игры.
Кубертеновская артикуляция олимпизма в качестве специфического мировоззренческого и культурантро пологического дискурса явилась концептуальным оформлением и духовной кульминацией исторически длительной социокультурной эволюции олимпийских представлений. В античном олимпизме древних греков сакральная агонистика репрезентирует глубинную онтологию превосходства сил добра над злом, а в лице победителя персонифицируются воля богов и судьба. Теологичность античного олимпизма воплощается в культовой природе Олимпийских игр (являющихся своего рода инсценировкой обряда) и в сакральной норме священного перемирия (экехейрии). Несовместимость политеистического античного олимпийского сознания с утвердившейся парадигмой христианского монотеизма обусловила более чем полуторатысячелетний разрыв европейской культуры с древнегреческой олимпийской традицией.
Возрождение олимпизма на
рубеже XIX-XX веков было детерминировано
трансляцией идеологии
Олимпизм (имеется в виду неоолимпизм) имманентно рефлексивен, обращен по ту сторону данности ("физики") спорта. Постоянный выход за пределы сферы спортивного, ориентация на культурное пространство в целом указывают на определенные функции олимпизма как системы метафизики спорта и шире - философии культуры, в противоположность различным версиям об исключительно служебной роли олимпийской философии в структуре олимпийского движения.
Интенциональное поле олимпийского сознания широко, его содержание включает в себя различные типы и варианты рефлексивных структур дискурса. В олимпизме можно выделить следующие типы рефлексии.
1. Историческая рефлексия,
предполагающая
2. Мировоззренческая рефлексия
как философское осмысление
а) онтологическую рефлексию - поиск онтологических оснований современного спорта и его места в культуре (А.Н. Бугреев, Н.Н. Визитей, Л.И. Лубышева, О.А. Мильштейн, Н.В. Печерский, М.Я. Сараф); это прежде всего аспекты телесного и духовного (И.М. Быховская, В.И. Столяров), субкультурного и общекультурного (В.А. Пономарчук); б) когнитивную рефлексию как анализ места спорта в современной системе знания о человеке и обществе, включение спортивного знаниевого компонента в общую картину эпистемологии, рассмотрение спорта как репрезентации реальности, ее семиотической (знаковой) модели (B.C. Родиченко); в) этическую, занимающую особое место в системе мировоззрения и содержащую два плана, два контекста. Надспортивный план обусловлен задачей постоянного оправдания спорта ("спортодицея") в глазах общества, именно в этом смысле олимпизм есть оправдание спорта, его вечный метафизический адвокат, необходимый в условиях коммерциализации, использования допинга, профессионализации, прагматизации, дегуманизации и криминализации спорта. Внутриспортивный план этической рефлексии ориентирован на нравственные основания самого спорта и представлен духовными основаниями различных спортивно-гуманистических движений, движения Фэйр Плэй; г) эстетическую рефлексию как анализ взаимодействия спорта и искусства, художественной самоценности спорта (работы М.Я. Сарафа, олимпийский проект "СпАрт" В.И. Столярова), ибо, по меткому замечанию И. Булоня, вопрос не может быть решен в виде простого уравнения: "Олимпизм = спорт + искусство": тогда было бы достаточно "приклеить" какую-нибудь выставку произведений искусства к какому-нибудь чемпионату мира; д) аксиологическую рефлексию, ориентированную на исследование ценностного пространства спорта, ценностей спорта в системе ценностей общекультурных (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева).
3. Парадигмальная рефлексия - осознание образцов и нормативов собственной деятельности, определение их соответствия Олимпийской хартии. Например, пересмотр и уточнение положений Хартии в связи с размытостью и неопределенностью процедуры выбора города для проведения Олимпийских игр.