Теория и методика олимпизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:09, реферат

Описание

Целью данного реферата было поставлено показать значимость современного олимпизма и спорта в жизни людей. Представление их как неотъемлемой части нормального и стабильно функционирующего социума.
Задачами этого реферата являются:
- определить место олимпизма в социуме
- выявить проблему современного спорта и олимпизма
- найти и предложить решение на проблему олимпизма

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1.Обзор литературных источников и краткая историческая справка
Глава 2.Современные проблемы олимпизма………………………………
Глава 3. Пути решения проблем олимпизма………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

физра ОЛИМПИЗМ.docx

— 32.89 Кб (Скачать документ)

4. Деятельностно-организационная рефлексия - осмысление форм организации современного олимпийского спорта, структуры управления и образования, выработка принципов и поиск оптимальных механизмов управления. Пример - рефлексивный анализ взаимодействия трех компонентов современного олимпийского движения МОК, МСФ, НОКов (B.C. Родиченко).

5. Идеологическая - выявление явных и неявных идеологических оснований и приоритетов. Примеры: широко обсуждаемая проблема, поставленная в свое время Г. Люшеном, - не является ли спорт подсистемой протестантской культуры, или гипотеза, отстаиваемая B.C. Родиченко и В.И. Столяровым, о способности олимпизма в определенной степени заполнить тот идеологический вакуум в умах российской молодежи, который возник вследствие кардинальных изменений последних лет.

6. Политическая - анализ спорта  в системе политических ориентации  и межгосударственных отношений  (С.И. Гуськов, Ю.П. Симаков, Ю.А.  Фомин).

Выделенные шесть типов  рефлексирования, которое, разумеется, не исчерпывается предложенной типологией, позволяют сделать некоторые  предварительные выводы и осторожные прогнозы.

Во-первых, олимпизм как самопознание спорта завершает определенный цикл социокультурной эволюции спорта, становящегося  само осознающим себя и в этом смысле эпистемическим бытием для себя, системой с рефлексией. Во-вторых, футурологическое значение олимпийской метафизики заключено в ее потенциях к методологической, философской и культурант ропологической экспансии: доктринальная эволюция в конце концов способна привести к такому положению вещей, что именно в олимпизме будет преодолена существующая культурная оппозиция: духовная культура - физкультура, а опасность спортизации культуры как некоего ее спортивного взрыва (наряду с порнографическим и техницистским) не окажется столь серьезной после своевременной прививки олимпийских духовных оснований всему спортивному сообществу. Олимпизм восстанавливает социокультурную справедли вость, нарушенную спортизацией (там, где должна быть культура, оказался спорт), синтезируя спорт с ключевыми феноменами культуры (искусство, образование, мораль), он выполняет роль интеллектуальной цензуры в мире спорта, обеспечивая ему новое статус-кво: там, где олимпийский спорт - там и культура (Л.И. Лубышева фиксирует это обстоятельство термином "олимпийская культура"). Симптоматично то, что контент-анализ массовых спортивных изданий (B.C. Родиченко, 1996) обнаруживает устойчивую тенденцию "олимпизации", и тем самым культурации, спортивного языка. В- третьих, полифоничность олимпизма свидетельствует о его духовной открытости, о том, что в неоолимпиз ме в тело спорта синтезируется и транслируется все мультикультурное многообразие мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

                                  Современные проблемы олимпизма

Долгое время олимпизм и олимпийский спорт в большей  степени отождествлялись в массовом сознании и среди специалистов только с завоеванием медалей, установлением  рекордов, подготовкой и участием в олимпийских играх. Блистательные  победы советских спортсменов, зрелищность  олимпийских игр порождали противоречие, с одной стороны, способствуя  популярности спорта, с другой - сводя  смысл воспитания молодежи только к  достижению спортивного результата, победы любой ценой. Но то, что спорт  в конце ХХ века стал играть значительную роль в системе мировой культуры, усилило позиции олимпийского спорта в российском обществе. Сегодня социальный престиж и популярность спортсменов  иногда превосходят престиж представителей искусства, науки, литературы и т.п. Олимпийские игры, чемпионаты мира, кубки мира, другие крупные соревнования привлекают внимание миллионов людей. Выдающиеся спортсмены становятся кумирами. Тем не менее, превращение олимпийского спорта в индустрию зрелищ и развлечений  наносит непоправимый вред развитию олимпийского движения, нарушая его  принципы и разрушая саму олимпийскую  идею. Понятно, что новейшая история  олимпизма далека от священных миротворческих древних олимпийских традиций. Новая  социокультурная реальность диктует  новые правила. Тем не менее, кризисная  ситуация, создавшаяся в олимпийском  движении, может стать началом "исправления" олимпийских игр, если мы будем формировать  олимпийскую культуру человека, олимпийское  сознание людей. Только сформированная олимпийская ментальность современного социума способна вывести современный  спорт и олимпийское движение из-под власти коммерциализации, профессионализации, допинга, нечестного судейства и  прочих пороков, которые разрушают олимпизм.

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся  комплекс накопленных человечеством  знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии  Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируются гуманистический  образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи от поколения к поколению по каналам культурной преемственности этих накопленных и развиваемых человеческих ценностей.

             

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Пути решения проблем олимпизма

Решение проблемы может заключаться  в формировании олимпийской ментальности современного социума. Необходимо задействовать  новейшие педагогические технологии, использовать инновационные подходы  в процессах социализации. Олимпийская  ментальность общества формируется  при условии формирования олимпийской  культуры человека, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации  на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков  формируется олимпийская культура школьника, студента, взрослого человека.

Содержание педагогического  процесса по освоению ценностей олимпийской  культуры должно включать в себя следующие составные части:

         -процесс формирования знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

        - процесс формирования интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремления к честному достижению спортивных результатов, а также спортивной победы;

        - процесс активного включения детей и молодежи в физкультурно-спортивную деятельность различной направленности: оздоровительной, спортивной, досуговой.

Инновационность процесса формирования олимпийской культуры в отличие  от физического воспитания заключается  в его целостности и интегративности, приоритетном освоении культурного  потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков  происходит наряду с целенаправленным формированием гуманистических качеств личности.

Построение новой воспитательной системы на основе использования  философии олимпизма создает  предпосылки для решения проблемы воспитания человека в единстве его  физических, умственных и духовных начал.

                                                     Заключение

Как мы можем видеть, олимпизм затрагивает огромнейшее количество сфер жизни социума. В любом аспекте, будь то экономический, культурный или  любой другой, олимпизм на данном этапе  своей интеграции в общество уже  не может быть проигнорирован. В  современном обществе спорт является частью уже отдельных общественных структур. Сами же олимпиады переросли  в настолько престижные состязания, что могут быть использованы государством для поднятия своего статуса в  глазах остального мира. В современном  мире люди начали забывать, что сама олимпиада изначально была состязанием  сакральным и обогащенным культурно, ведь в древности на время проведения олимпийских игр даже прекращались любые конфликты. Теперь же олимпийский  спорт является для преобладающей  части общества просто зрелищем, не несущим в себе никаких идеалов  или философии олимпизма. Для  передачи идеологии олимпизма будущим  поколениям следует воспитывать  в них культуру олимпизма, сформировывать базис для построения гармоничной гуманной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Список литературы

1. Л.И. Лубышева. Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. 1999, №12,  с. 23-25 – (http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1999n12/p23-25.htm)

2. Лубышева Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества: Материалы Международного форума "Молодежь - наука - олимпизм". М., 14-18 июля 1998 г., с. 146-147.

3. Родиченко В.С. Олимпийская  идея для России. - М.: Советский спорт, 1998. - 152 с.

4. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) //Теория и практика физической культуры, 1997, № 7, с. 5-12.

5. Столяров В.И. Спорт  и современная культура //Теория  и практика физической культуры. 1997, № 7, с. 2-4.


Информация о работе Теория и методика олимпизма