Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).
Введение
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Физиологический
механизм проявления быстроты, связанный,
прежде всего, со скоростными характеристиками
нервных процессов, представляется
как многофункциональное
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой
и сложной двигательных
2. Быстроту одиночного движения.
3.Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.
4. Частоту ненагруженных движений.
Выделяемые
формы проявления быстроты относительно
независимы друг от друга и слабо
связаны с уровнем общей физиче
Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека.
Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.
Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.
Актуальность данной темы объясняется тем, что развитие быстроты действий необходимо для легкоатлетов различных специализаций.
Цель данной работы: Изучить быстроту движения, средства и методы ее развития.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Скоростные способности
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Пример такого вида реакции является начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные двигательные реакции. Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения, тоже характеризует скоростные способности.
Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, метании ядра, копья и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как
можно быстрее набрать
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния
центральной нервной системы
и нервно-мышечного аппарата
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности
мышц быстро переходить из
напряженного состояния в
5) энергетических
запасов в мышце (
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического
ритма жизнедеятельности
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения
возбуждения в рецепторе (
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения
эфферентного сигнала от
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту,
проявляемую в целостных
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0–10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60–88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40–60%).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14–15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5–20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12–13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий.
Задачи развития скоростных способностей
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков.
Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в легкой атлетике, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, метании ядра, копья, диска, прыжков и т.д.)
Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах легкой атлетики.
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.
Реакции
Реакции – это одно из проявлений физического качества быстроты.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
1) методы строго
регламентированного
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4–5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».