Тройной прыжок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа

Описание

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

Работа состоит из  1 файл

контрольная по легкой атлетике.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.

 

Основы  развития скоростных способностей

Максимальная  скорость движений, которую может  проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его  нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Скоростные  упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20–25 секунд.

Скоростные  способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в  координационно не схожих движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что, если Вы хотите повысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то должны тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.

1. Ациклический – однократное проявление концентрированного «взрывного» усилия.

2. Стартовый  разгон – быстрое наращивание скорости с нуля с задачей достижения максимума за минимальное время.

3. Дистанционный – поддержание оптимальной скорости передвижения.

4. Смешанный – включает в себя все три указанных вида скоростной работы.

Для развития скоростных способностей применяют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным условиям:

  1. Возможности выполнения с максимальной скоростью.
  2. Освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения.
  3. Во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества, и о том, что в данном случае уже начинается работа над развитием выносливости.

Ведущими при  воспитании скоростных способностей являются повторный и соревновательный методы

В методике, направленной на повышение скорости произвольных движений, используются два основных методических приема: воспитание быстроты в целостном движении; аналитическое совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движений при выполнении упражнений.

Общей тенденцией является стремление к превышению максимальной скорости при выполнении упражнений. Поэтому, рекомендуется повторное  выполнение скоростных упражнений сериями в форме постоянного соревнования между занимающимися. Состязания вызывают, как правило, эмоциональный подъём, вынуждают проявлять предельные усилия, что ведет к улучшению результатов.

Вместе с  тем, необходимо знать, что при выполнении серии движений с максимальной частотой, движущейся конечности (части тела) вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц-антагонистов, и этому же сегменту придается обратное ускорение, и т. д.

 С ростом  частоты движений активность мышц может стать настолько кратковременной, что мышцы в какой-то момент времени уже не смогут за короткие промежутки времени полностью сокращаться и расслабляться. Режим их работы при этом будет приближаться к изометрическому. Поэтому, в ходе тренировок по развитию скоростных способностей, необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления.

Высококвалифицированные – спортсмены как раз и отличаются способностью к уменьшению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности к релаксации мышц, в том числе, и аутотренингом.

Добиться увеличения скорости движений в каком-либо упражнении можно двумя различными путями:

1. Увеличением  уровня максимальной (или предельной) скорости движений.

2. Увеличением  максимальной силы работающих мышц.

Существенно повысить максимальную скорость движений чрезвычайно сложно, поэтому в практике для увеличения скорости чаще используют второй путь – увеличения силы. Скоростно-силовые упражнения необходимо применять в сочетании с собственно силовыми, то есть, при развитии скорости движений надо как бы «опираться» на уровень максимальной силы.

Вместе с  тем, сама проблема силовой подготовки для улучшения скорости движений возникает лишь в том случае, если для реализации этих движений необходимы мышечные усилия, превышающие уровень 15% от максимальных силовых возможностей человека.

При решении  задач изучения и совершенствования  техники скоростных движений, необходимо учитывать и возникающие при  их выполнении трудности сенсорной  коррекции. Для этого рекомендуется  соблюдать два основных правила:

1. Проводить  изучение упражнения на скорости, близкой к максимальной для того, чтобы биодинамическая структура движений, по возможности, не отличалась при их выполнении с предельной быстротой, и чтобы был возможен контроль над техникой движений. Такие скорости называются контролируемыми.

2. Варьировать  скоростью выполнения упражнения  от предельной до субмаксимальной.

Важным условием повышения эффективности и экономичности  циклических скоростных движений выступает  возможность использования энергии  рекуперации эластических структур мышц – способности накапливания энергии упругой деформации мышц в подготовительных фазах и использования этой энергии в рабочих фазах движений. Вклад такой «неметаболической» энергии в общий объем энерготрат увеличивается с повышением скорости движений, и наибольшее значение имеет в циклических движениях, например, в спринтерском беге. Для реализации способности использования энергии рекуперации в скоростных движениях необходимо уделять повышенное внимание развитию гибкости и улучшению эластичности мышц.

В учебно-тренировочных  занятиях надо развивать все возможные  формы проявления быстроты, необходимые  для успешной профессионально-прикладной подготовки. Следует лишь всегда помнить, что работу над развитием быстроты и совершенствованием скоростных способностей не рекомендуется проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления.

Обычно скоростные тренировки сочетаются с работой  технической или скоростно-силовой  направленности, а в некоторых  случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.

 

Развитие  быстроты двигательной реакции

Двигательная  реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Но, так как может быть не только один, а несколько одновременных или последовательных раздражителей, и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции, в свою очередь, подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект.

Быстрота двигательной реакции имеет большое значение практически для любой профессиональной деятельности, связанной с выполнением каких-либо двигательных действий. В ходе решения таких профессиональных задач встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой времени. Исследования показывают, что и в спринтерском беге, то есть, в беге с максимальной скоростью, преимущество имеют те спортсмены, у кого выше быстрота реакции и подвижность нервных процессов.

В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:

1. Латентный  (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях  организации двигательных действий  в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

2. Моторный, за  счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.

Для простых  реакций характерен значительный перенос  быстроты: тренировка в различных  скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а спортсмены, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

При выполнении напряженной мышечной работы у хорошо тренированных к ней людей  наблюдается укорочение времени  простой двигательной реакции и  повышение возбудимости нервно-мышечного  аппарата. У менее тренированных – время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА.

После интенсивной  кратковременной мышечной работы может  происходить уменьшение времени  реакции и за счет ослабления тормозных  процессов, в связи с перевозбуждением ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается нарушением тонких двигательных дифференцировок и снижает эффективность выполняемой работы.

Для ее совершенствования  бывает достаточно того улучшения времени  реакции, которое происходит путем  переноса при тренировке в скоростных упражнениях. Особую ценность в этом отношении представляют подвижные и спортивные игры.

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции  наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.

Повторный метод  заключается в максимально быстром  повторном выполнении тренируемых  движений по сигналу. Продолжительность  таких упражнений не должна превышать 4–5 секунд. Рекомендуется выполнять 3–6 повторений тренируемых упражнений в 2–3 сериях.

Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.

Например, при  совершенствовании старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования  расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:

1. Сначала выполняется  бег со старта под команду  с контролем времени в облегченных  условиях (со специальных колодок,  под уклон или с помощью  тяги растянутого вперед резинового  амортизатора).

2. Затем выполняется  бег со старта на 10–20 м самостоятельно, без команды, но с контролем времени бега, для отработки стартового ускорения.

3. В заключение  выполняется групповой старт  на 20–50 м, реагируя по движению одного из участников забега. «Лидер» меняется по очереди в каждом забеге.

Сенсорный метод  основан на тесной связи между  быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки  времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды.

 Тренировка  по этому методу подразделяется на три этапа:

1. На первом  этапе занимающиеся выполняют  двигательное задание с максимальной  быстротой. После каждой попытки  руководитель сообщает время  выполнения упражнения.

2. На втором  этапе повторяется выполнение  первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения.

Постоянное  сопоставление своих ощущений с  действительным временем выполнения упражнений совершенствует точность восприятия времени.

3. На третьем  этапе предлагается выполнять  задание с различной, заранее  определенной скоростью. Результат  контролируется и сравнивается. При этом происходит обучение  свободному управлению быстротой реагирования.

Сложность расчлененного  и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без команды.

Время реакции сложной реакции может составлять от 0,25 до 3,0–4,0 секунд. На сенсорную фазу уходит примерно 0,05 секунды.

 

Средства  воспитания скоростных способностей

Средствами  развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В.И. Лях, 1997).

1. Упражнения, направленно  воздействующие на отдельные  компоненты скоростных способностей:

а) быстроту реакции;

б) скорость выполнения отдельных движений;

в) улучшение  частоты движений;

г) улучшение  стартовой скорости;

д) скоростную выносливость;

е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом.

Информация о работе Тройной прыжок