Влияние подвижных игр для развития качеств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 11:49, реферат

Описание

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной [13].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
2.2.3. Педагогический эксперимент
2.2.4. Методы математической статистики
2.3.Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.68 Кб (Скачать документ)

На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась  цель работы и выдвигалась рабочая  гипотеза.

На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности  проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение  рабочей гипотезы исследования. Были сформированы 3 опытные группы: из них 2 экспериментальные (ЭГ-1 и ЭГ-2) и 1 контрольная (КГ) группы.

Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным  испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе  для учащихся 5-х классов. На основании  изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная  программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 5-х  классов (Приложение 1).

Разработанная экспериментальная  методика занятий подвижными играми различной направленности была применена  в процессе уроков физической культуры учащихся экспериментальных групп (ЭГ-1 и ЭГ-2). В контрольной группе данная методика не проводилась с  целью определения эффективности  разработанной нами экспериментальной  программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся, а также ее экспериментального обоснования. Подвижные игры, используемые на уроках физической культуры в экспериментальной группе подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся. Разработанная экспериментальная методика включалась в уроки физической культуры два раза в неделю (понедельник, среда).

В конце педагогического  эксперимента учащимся экспериментальной  и контрольной группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение  полученных результатов исследования с цель обоснования экспериментальной  программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов.

Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью  использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся  в изолированном соответствии с  характером двигательных качеств. Поэтому  нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в  виде некоторых правил, которые позволили  более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.

На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы  подвижные игры по преимущественному  воздействию на те или иные двигательные качества.

Отбирая игры, мы стремились не использовать модели игр, описанные  в различной литературе, а творчески  их переработать в соответствии с  поставленными задачами.

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1. Сравнительный анализ  развития физических качеств  и физической подготовленности  учащихся опытных групп в начале  исследования

 

Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют  утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по показателям физической подготовленности. Полученное распределение статистических характеристик позволяет делать вывод о нормальном распределении результатов по всем исследуемым показателям физической подготовленности.

Проведя более детальный  анализ достоверности межгрупповых различий в представленных в табл.3.1 сочетаниях было выявлено, что по некоторым  показателям физического состояния  отмечались достоверно значимые различия (табл.3.1).

 

ТАБЛИЦА 3.1

Межгрупповые различия показателей  физической подготовленности учащихся опытных групп

 

ПОКАЗАТЕЛИ

СОЧЕТАНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

ЭГ-1 : ЭГ-2

ЭГ-1 : КГ

ЭГ-2 : КГ

t

p

t

p

t

p

Общая выносливость (бег 6 минут, м)

-0,80

 

 

 

 

 

 

>0,05

-0,48

 

 

 

 

 

 

>0,05

0,18

 

 

 

>0,05

Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)

-0,60

0,96

1,89

Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)

-0,23

-1,84

-1,58

Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)

-0,18

0,91

0,91

Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)

1,25

-0,94

-2,60

<0,02

Активная гибкость (наклон вперед, см)

0,47

-0,99

-1,31

 

 

>0,05

Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз)

0,55

-0,45

-1,07

Скоростные способности (бег 100 м, сек)

-0,02

0,78

0,96


 

 

Результаты межгрупповых различий в сочетании ЭГ-2:КГ показали, что достоверно значимые отличия наблюдались в силовых способностях (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) (t=-2,60, р<0,05), где превалировала КГ.

Следует отметить, что средние  показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно  отличаются друг от друга в опытных  группах, что указывает на равномерное  их развитие у детей.

 

3.2. Влияние занятий подвижными  играми на развитие физических  качеств и динамику физической  подготовленности учащихся 5-х классов

 

Прирост представленных показателей  физической подготовленности состояния  за время проведения основного исследования следует рассмотреть в отдельности  с целью получения более полной информации о полученных результатах  исследования. Физическая подготовленность учащихся опытных групп претерпевала определенные изменения в зависимости от используемых упражнений и методов воздействия в занятиях подвижными играми. На протяжении всего исследования, изменения изучаемых показателей у детей экспериментальных групп имели положительную динамику (табл.3.2, 3, 4 и рис.3.1).

 

ТАБЛИЦА 3.2

Динамика физических качеств  и физической подготовленности детей  ЭГ-1

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ДО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2)

ПОСЛЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

M1

m

t

p

M2

m

Общая выносливость (бег 6 минут, м)

1214,67

40,13

-5,84

<0,001

1561,33

43,75

Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)

10,73

0,37

2,99

<0,01

9,45

0,21

Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)

154,92

3,26

-1,50

>0,15

167,42

2,87

Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)

8,58

0,22

-3,91

<0,001

10,35

0,40

Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)

6,42

0,58

-4,64

<0,001

10,75

0,73

Активная гибкость (наклон вперед, см)

5,75

1,19

-1,40

>0,18

8,00

1,08

Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз)

38,25

1,40

-3,51

<0,001

43,83

0,76

Скоростные способности (бег 100 м, сек)

17,87

0,21

1,21

>0,24

16,51

0,21


 

Представленные занятия  подвижными играми оказали положительное  воздействие на динамику силовых  способностей верхних конечностей  у мальчиков всех опытных групп (ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ) (p<0,01-0,001). В контрольной группе данные изменения вызваны прежде всего широким использованием гимнастических упражнений на снарядах (в соответствии с проходимыми програмными требованиями на уроках физической культуры).

Полученные результаты за время основного исследования указывают  на то, что достоверно значимый прирост  наблюдался в экспериментальных  группах (ЭГ-1 и ЭГ-2).

Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в  длину сместа в экспериментальных  и контрольной группах был  не достоверен (р>0,05). Это связано вероятнее всего с тем, что данный показатель у ребят уже до исследования имел очень высокий уровень для данного возраста. Поэтому увеличения все же наблюдались как в экспериментальных, так и в контрольной группе. Однако прирост за время исследования был более заметно выше в ЭГ-1 и ЭГ-2, нежели в КГ. Оценка дальности прыжка в длину с места позволила отнести результаты развития скоростно-силовых способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп в конце исследования к высокому уровню.

Существенные изменения  произошли в показателе координационных  способностей (челночный бег 4х9 м) в  ЭГ-1, где прирост по сравнению  с ЭГ-2 и КГ (p>0,05) был достоверно значимым (p<0,01). По средним показателям к концу эксперимента явно превосходила ЭГ-1 (9,45±0,21 сек).

В показателе общей выносливости (бег 6 минут) значительные изменения  наблюдались в ЭГ-1 (1561,33±43,75 м (р<0,001)) и ЭГ-2 (1436,18±38,60 м (р<0,001)), в то время как в КГ достоверно значимого прироста не произошло (р>0.05). Это напрямую связано с тем, что занятия подвижными играми позволяют активно развивать общую выносливость у занимающихся.

За время эксперимента показатель активной гибкости (наклон вперед) не показал достоверно значимого  прироста ни в одной из опытных  групп (р>0.05), в то время, что указывает на то, что данному качеству необходимо больше внимания уделять на занятиях с детьми данного возраста. Следует также отметить и то, что в КГ данный среднее значение активной гибкости к концу исследования было значительно выше (11,18±0,39 см (p>0,05)) (табл.3.2,3,4 и рис.3.1).

 

ТАБЛИЦА 3.3

Динамика физических качеств  и физической подготовленности детей  ЭГ-2

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ДО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2)

ПОСЛЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

M1

m

t

p

M2

m

Общая выносливость (бег 6 минут, м)

1256,00

31,71

-3,61

<0,001

1436,18

38,60

Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)

11,00

0,24

0,83

>0,42

10,74

0,21

Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)

136,00

3,34

-1,90

>0,07

145,64

2,24

Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)

8,65

0,33

-1,85

>0,08

9,68

0,45

Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)

5,45

0,49

-3,34

<0,001

7,73

0,47

Активная гибкость (наклон вперед, см)

4,82

1,64

-1,48

>0,15

8,09

1,48

Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз)

37,36

0,72

-6,16

<0,001

44,64

0,94

Скоростные способности (бег 100 м, сек)

17,87

0,15

1,60

>0,12

16,52

0,16


 

ТАБЛИЦА 3.4

Динамика физических качеств  и физической подготовленности детей  КГ

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ДО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2)

ПОСЛЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

M1

m

t

p

M2

m

Общая выносливость (бег 6 минут, м)

1245,36

50,33

-0,72

>0,48

1298,55

54,25

Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек)

10,26

0,31

0,45

>0,66

10,08

0,26

Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см)

159,55

2,45

-1,15

>0,26

168,27

2,13

Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м)

8,24

0,30

-0,60

>0,55

8,50

0,29

Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз)

7,09

0,39

-2,52

<0,02

8,64

0,47

Активная гибкость (наклон вперед, см)

7,09

0,56

-1,06

>0,30

19,18

11,39

Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз)

39,18

1,55

-3,74

<0,001

46,91

1,37

Скоростные способности (бег 100 м, сек)

17,65

0,17

1,34

>0,20

16,35

0,16

Информация о работе Влияние подвижных игр для развития качеств у детей младшего школьного возраста