Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 11:49, реферат
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной [13].
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
2.2.3. Педагогический эксперимент
2.2.4. Методы математической статистики
2.3.Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение рабочей гипотезы исследования. Были сформированы 3 опытные группы: из них 2 экспериментальные (ЭГ-1 и ЭГ-2) и 1 контрольная (КГ) группы.
Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся 5-х классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 5-х классов (Приложение 1).
Разработанная экспериментальная
методика занятий подвижными играми
различной направленности была применена
в процессе уроков физической культуры
учащихся экспериментальных групп
(ЭГ-1 и ЭГ-2). В контрольной группе
данная методика не проводилась с
целью определения
В конце педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с цель обоснования экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов.
Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.
На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.
Отбирая игры, мы стремились не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ
развития физических качеств
и физической подготовленности
учащихся опытных групп в
Предварительные результаты
контрольных испытаний
Проведя более детальный
анализ достоверности межгрупповых
различий в представленных в табл.3.1
сочетаниях было выявлено, что по некоторым
показателям физического
ТАБЛИЦА 3.1
Межгрупповые различия показателей физической подготовленности учащихся опытных групп
ПОКАЗАТЕЛИ |
СОЧЕТАНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ РАЗЛИЧИЙ | |||||
ЭГ-1 : ЭГ-2 |
ЭГ-1 : КГ |
ЭГ-2 : КГ | ||||
t |
p |
t |
p |
t |
p | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
-0,80 |
>0,05 |
-0,48 |
>0,05 |
0,18 |
>0,05 |
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
-0,60 |
0,96 |
1,89 | |||
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
-0,23 |
-1,84 |
-1,58 | |||
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
-0,18 |
0,91 |
0,91 | |||
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
1,25 |
-0,94 |
-2,60 |
<0,02 | ||
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
0,47 |
-0,99 |
-1,31 |
>0,05 | ||
Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз) |
0,55 |
-0,45 |
-1,07 | |||
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
-0,02 |
0,78 |
0,96 |
Результаты межгрупповых различий в сочетании ЭГ-2:КГ показали, что достоверно значимые отличия наблюдались в силовых способностях (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) (t=-2,60, р<0,05), где превалировала КГ.
Следует отметить, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
Прирост представленных показателей
физической подготовленности состояния
за время проведения основного исследования
следует рассмотреть в
ТАБЛИЦА 3.2
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-1
ПОКАЗАТЕЛИ |
ДО ИССЛЕДОВАНИЯ |
ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2) |
ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | |||
M1 |
m |
t |
p |
M2 |
m | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
1214,67 |
40,13 |
-5,84 |
<0,001 |
1561,33 |
43,75 |
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
10,73 |
0,37 |
2,99 |
<0,01 |
9,45 |
0,21 |
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
154,92 |
3,26 |
-1,50 |
>0,15 |
167,42 |
2,87 |
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
8,58 |
0,22 |
-3,91 |
<0,001 |
10,35 |
0,40 |
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
6,42 |
0,58 |
-4,64 |
<0,001 |
10,75 |
0,73 |
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
5,75 |
1,19 |
-1,40 |
>0,18 |
8,00 |
1,08 |
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз) |
38,25 |
1,40 |
-3,51 |
<0,001 |
43,83 |
0,76 |
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
17,87 |
0,21 |
1,21 |
>0,24 |
16,51 |
0,21 |
Представленные занятия подвижными играми оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей верхних конечностей у мальчиков всех опытных групп (ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ) (p<0,01-0,001). В контрольной группе данные изменения вызваны прежде всего широким использованием гимнастических упражнений на снарядах (в соответствии с проходимыми програмными требованиями на уроках физической культуры).
Полученные результаты за время основного исследования указывают на то, что достоверно значимый прирост наблюдался в экспериментальных группах (ЭГ-1 и ЭГ-2).
Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в длину сместа в экспериментальных и контрольной группах был не достоверен (р>0,05). Это связано вероятнее всего с тем, что данный показатель у ребят уже до исследования имел очень высокий уровень для данного возраста. Поэтому увеличения все же наблюдались как в экспериментальных, так и в контрольной группе. Однако прирост за время исследования был более заметно выше в ЭГ-1 и ЭГ-2, нежели в КГ. Оценка дальности прыжка в длину с места позволила отнести результаты развития скоростно-силовых способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп в конце исследования к высокому уровню.
Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег 4х9 м) в ЭГ-1, где прирост по сравнению с ЭГ-2 и КГ (p>0,05) был достоверно значимым (p<0,01). По средним показателям к концу эксперимента явно превосходила ЭГ-1 (9,45±0,21 сек).
В показателе общей выносливости (бег 6 минут) значительные изменения наблюдались в ЭГ-1 (1561,33±43,75 м (р<0,001)) и ЭГ-2 (1436,18±38,60 м (р<0,001)), в то время как в КГ достоверно значимого прироста не произошло (р>0.05). Это напрямую связано с тем, что занятия подвижными играми позволяют активно развивать общую выносливость у занимающихся.
За время эксперимента показатель активной гибкости (наклон вперед) не показал достоверно значимого прироста ни в одной из опытных групп (р>0.05), в то время, что указывает на то, что данному качеству необходимо больше внимания уделять на занятиях с детьми данного возраста. Следует также отметить и то, что в КГ данный среднее значение активной гибкости к концу исследования было значительно выше (11,18±0,39 см (p>0,05)) (табл.3.2,3,4 и рис.3.1).
ТАБЛИЦА 3.3
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей ЭГ-2
ПОКАЗАТЕЛИ |
ДО ИССЛЕДОВАНИЯ |
ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2) |
ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | |||
M1 |
m |
t |
p |
M2 |
m | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
1256,00 |
31,71 |
-3,61 |
<0,001 |
1436,18 |
38,60 |
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
11,00 |
0,24 |
0,83 |
>0,42 |
10,74 |
0,21 |
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
136,00 |
3,34 |
-1,90 |
>0,07 |
145,64 |
2,24 |
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
8,65 |
0,33 |
-1,85 |
>0,08 |
9,68 |
0,45 |
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
5,45 |
0,49 |
-3,34 |
<0,001 |
7,73 |
0,47 |
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
4,82 |
1,64 |
-1,48 |
>0,15 |
8,09 |
1,48 |
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз) |
37,36 |
0,72 |
-6,16 |
<0,001 |
44,64 |
0,94 |
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
17,87 |
0,15 |
1,60 |
>0,12 |
16,52 |
0,16 |
ТАБЛИЦА 3.4
Динамика физических качеств и физической подготовленности детей КГ
ПОКАЗАТЕЛИ |
ДО ИССЛЕДОВАНИЯ |
ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ (М1 « М2) |
ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | |||
M1 |
m |
t |
p |
M2 |
m | |
Общая выносливость (бег 6 минут, м) |
1245,36 |
50,33 |
-0,72 |
>0,48 |
1298,55 |
54,25 |
Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) |
10,26 |
0,31 |
0,45 |
>0,66 |
10,08 |
0,26 |
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см) |
159,55 |
2,45 |
-1,15 |
>0,26 |
168,27 |
2,13 |
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м) |
8,24 |
0,30 |
-0,60 |
>0,55 |
8,50 |
0,29 |
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз) |
7,09 |
0,39 |
-2,52 |
<0,02 |
8,64 |
0,47 |
Активная гибкость (наклон вперед, см) |
7,09 |
0,56 |
-1,06 |
>0,30 |
19,18 |
11,39 |
Силовые способности (поднимание туловища за1 минуту, кол-во раз) |
39,18 |
1,55 |
-3,74 |
<0,001 |
46,91 |
1,37 |
Скоростные способности (бег 100 м, сек) |
17,65 |
0,17 |
1,34 |
>0,20 |
16,35 |
0,16 |
Информация о работе Влияние подвижных игр для развития качеств у детей младшего школьного возраста