Влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса.
Объект исследования – являлись юноши и девушки 19-20 лет студенты занимающиеся физкультурой.
Предмет исследования – лабильность нервных процессов.
В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что занятия спортом положительно влияют на лабильность нервных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Физиологические особенности нервной системы 5
Координирующая роль центральной нервной системы 9
1.2. Лабильность нервных процессов и их характеристика 13
1.3. Статическая нагрузка как обязательный компонент двигательной активности человека 15
1.4. Физиологическая характеристика изменения нервных процессов при спортивной деятельности 17
1.5. Физиологические особенности юношей и девушек 15-17 лет 25
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦСИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель и задачи исследовании 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. ЗЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
ВЫВОДЫ 36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по физиологии.docx

— 94.21 Кб (Скачать документ)

    Разминка  состоит из общей и специальной  части.

    Общая часть способствует созданию оптимальной  возбудимости ЦНС и двигательного  аппарата, повышению обмена веществ  и температуры тела, деятельности кровообращения и дыхания.

    Специальная часть разминки способствует повышению  работоспособности в тех звеньев двигательного аппарата, которые будут принимать участие в предстоящей двигательной деятельности. Правильно организованная разминка способствует повышению возбудимости и лабильности нервных центров, что создает оптимальные условия как для возникновения новых временных связей в процессе обучения, так и для осуществления уже усвоенных двигательных навыков в сложных условиях спортивной деятельности [19].

    Под влиянием разминки повышаются возбудимость и лабильность мышц.

    Многообразно  влияние разминки на состояние ЦНС. Имеются данные о том, что она  способствует повышению возбудимости различных нервных центров и  подвижности нервных процессов. Но главное ее влияние заключается в предварительной подготовке нервной системы к управлению движениями и к регулированию вегетативных функций [10].

    Во  время спортивного соревнования процессы управления и регулирования должны безотказно действовать в самых напряженных условиях. Естественно, что без предварительной подготовки, предварительного налаживания взаимосвязи различных физиологических функций при мышечной деятельности трудно обеспечить высокосовершенную регуляцию, необходимую при максимальном мышечном напряжении. Таким образом, благоприятное воздействие разминки заключается не только в возникновении кратковременных физиологических сдвигов, но и в сохранении относительно длительных следовых явлений, обеспечивающих повышение физической работоспособности. (Смирнов В. М., Дубровский В.И., 2002 )   

      Предстартовое и стартовое состояние.

    Изменение многих функций организма, связанные  с работой мышц, могут наблюдаться еще до начала мышечной деятельности

    Предстартовое состояние возникает за много  часов до и даже суток до начала соревнований. Стартовое состояние  является как бы продолжением и в  большинстве случаев усилением  предстартовых реакций

    Предстартовые и стартовые реакции обусловлены  эмоциями, возникающими перед работой. Наиболее ярко они проявляются перед крупными соревнованиями [10].

    По  механизму возникновения предстартовые  и стартовые реакции являются условными рефлексами. Они могут быть:

    -специфическими 

    -неспецифическими.

    Специфические - обусловлены особенностями предстоящей мышечной деятельности и зависят от мощности работы (чем больше мощность, тем резче выражены предстартовые сдвиги). Неспецифические - обусловлены значимостью данного соревнования для спортсмена.

    В предстартовом периоде могут  преобладать как специфические, так и неспецифические реакции. Предстартовые сдвиги могут быть разными.

    При благоприятном соотношении факторов (значимость соревнований, уровень  подготовленности спортсмена, особенности  проведения соревнований и т.д.) предстартовые реакции протекают на оптимальном уровне. При неблагоприятном течении обстоятельств может возникать либо чрезмерное возбуждение организма, либо торможение его физиологических функций, что ведет к понижению работоспособности. (Прокофьева В. Н., 2008)

    Существует  три разновидности предстартовых  и стартовых реакций:

    1) состояние боевой готовности (оптимальные  изменения в функциональном состоянии ЦНС, повышенная возбудимость и лабильность двигательного аппарата, усиление кровообращения, дыхания),

    2) предстартовая лихорадка (резко  выражены процессы возбуждения  в ЦНС, что ухудшает спортивный  результат),

    3) предстартовая апатия (преобладание  процессов торможения в ЦНС,  отрицательно влияет на спортивный  результат).

    Разновидность предстартового состояния и выраженность возникающих при этом реакций  зависит от тренированности спортсмена. Предстартовые состояния можно  регулировать: учиться управлять  своими эмоциями, , необходимо создать оптимальное соотношение между процессами возбуждения и торможения в ЦНС [10]. 

    Стартовым состоянием называют усиление ряда физиологических  функций перед стартом, т.е. перед началом работы, несмотря на то, что организм еще находиться в состоянии покоя. Субъективно оно воспринимается спортсменом как чувство волнения при выходе на старт, а в большинстве случаев и значительно раньше. Стартовое состояние может наступить за много часов до начала соревнований, например, утром в день соревнований или даже накануне. При стартовом состоянии отмечаются учащение пульса, повышение кровяного давления [19].

    В физиологическом смысле стартовое  состояние-это условный рефлекс. Безусловным  раздражителем является мышечная работа, которая начинается с момента  старта. Условным раздражителем  является все то, что сопутствует мышечной работе: выход на линию старта, на помост, реакция зрителей и т.п. такую  же роль играют и сигналы второй сигнальной системы-разговоры о  предстоящих соревнованиях, мысль о нем. Условно-рефлекторное действие оказывает не только обстановка соревнований, но и обстановка тренировочных занятий.

    Стартовое состояние имеет эмоциональную  окраску. В зависимости от степени  выраженности значение его для предстоящей  работы  может быть разным. Различают  три разновидности эмоций, характеризующих  стартовое состояние: боевую готовность, стартовую лихорадку и стартовую  апатию. Состояние боевой готовности - это благоприятная форма стартового состояния. Физиологические сдвиги при этом соответствуют интенсивности предстоящей работы, психологические в уверенном ожидании предстоящего старта, в стремлении победить на соревновании.

    Стартовая лихорадка представляет собой слишком  сильное возбуждение нервной  системы. Физиологические изменения  в этом случае непомерно велики по сравнению с предстоящей работой, наблюдается дрожание рук, иногда оно охватывает все тело. Состояние человека действительно напоминает состояние больного лихорадкой. Стартовая лихорадка вследствие чрезмерного возбуждения бывает причиной фальстартов, неудачного начала выступления, недостаточной координированности движений.

    Стартовая апатия – это своеобразное торможение, пришедшее на смену чрезмерному  возбуждению. Оно представляет собой  как бы обратную сторону стартовой лихорадки и иногда приходит ей на смену. Что бывает при чрезмерно затянувшемся вызове на старт. Стартовая апатия характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах, появлением желания отказаться от соревнований. Важным средством борьбы с неблагоприятными формами стартового состояния - стартовой лихорадкой и стартовой апатией - служит разминка. Она уменьшает избыточное возбуждение при стартовой лихорадке и снимает угнетенное состояние при стартовой апатии [19,10]. 

      

    «Мертвая  точка» и «второе  дыхание».

    У начинающих, а иногда и у опытных  спортсменов через некоторое  время после старта возникает  своеобразное состояние, получившее название «мертвая точка». Она проявляется  в чувстве некоторой скованности  в ногах, в ощущении удушья, одышки, стеснения в груди. Если преодолеть состояние «мертвой точки», не взирая на неприятные ощущения и некоторое  снижение скорости бега, и продолжить бег, то через некоторое время  наступает облегчение. Движения становятся более свободными, чувство острой усталости проходит. Дыхание выравнивается. Такое состояние, преходящее на смену «мертвой точке», получило название «второе дыхание», потому что наиболее ярким для субъективных ощущений является чувство облегчения дыхания [10].

    Главная причина «мертвой точки» - недостаточная  степень врабатывания. Чрезмерно большая скорость с начала дистанции не создает условий для регуляции всех функций, обеспечивающих мышечную работу.

    Возникновение «мертвой точки» возможно и в тех  случаях, когда старту не предшествует разминка. Разминка обеспечивает предварительное  врабатывание организма, благодаря которому может быть достигнута хорошая регуляция физиологических процессов уже с самого начала интенсивного старта. Отсутствие разминки исключает возможность хорошей регуляции при высоком темпе работы с  самого ее начала. Этим объясняется, почему «мертвая точка» редко наблюдается у опытных, хорошо тренированных спортсменов, применяющих перед стартом хорошо продуманную разминку [3,19].  

      Врабатывание.

    Врабатывание-это  постепенное повышение работоспособности  организма при работе. Врабатывание обусловлено усилением деятельности физиологических систем, принимающих участие в работе.

    Врабатывание  следует рассматривать как адаптацию  организма к более высокому уровню деятельности. Чем быстрее заканчивается  врабатывание, тем при прочих равных условиях выше производительность работы. Врабатывание следует рассматривать, как адаптацию организма к более высокому уровню деятельности [10,3].

    Важную  роль во врабатывании играет автоматически  действующая регуляция функций. При этом, чем интенсивнее работают мышцы, тем резче выражены изменения во внутренней среде и тем сильнее проприоцептивная и интероцептивная афферентация, рефлекторно регулирующая деятельность организма. Усиление афферентных импульсов изменяет функциональное состояние соответствующих центров и обеспечивает полную мобилизацию всех возможностей организма.

    При врабатывании происходит изменение  функционального состояния многих нервных центров, а, следовательно, и многих межцентральных отношений. Исследования показали, что в начале напряженной работы в центрах некоторых вегетативных и соматических функций возникает торможение. Это происходит по механизму отрицательной индукции в связи с большим возбуждением двигательных центров. Тормозная фаза, характерная для начала врабатывания, сменяется возбуждением, обеспечивающим повышение работоспособности. Торможение в начале выражено тем резче, чем труднее и непривычнее работа. С развитием тренированности тормозная фаза укорачивается. О постепенном уравновешивании возбудительно - тормозных нервных процессов при врабатывании происходящее в это время  изменение условно-рефлекторной деятельности. В начале работы удлиняется скрытый период условных реакций, интенсивность же их снижается. По мере врабатывания условнорефлекторная деятельность нормализуется.

    Регистрация биопотенциалов мозга позволяет  наблюдать изменения в деятельности  нервных центров при врабатывании. Происходит снижение вариативности амплитудных и частотных характеристик электроэнцефалограммы [10]. 
 

    Утомление.

    Утомление – это состояние организма, возникающее  вследствие выполнения работы и проявляющееся в снижении работоспособности. Оно выражается в уменьшении силы или быстроты мышечных сокращений, в замедлении расслабления мышц, в нарушении точности, координации движений, в увеличении времени реагирования на раздражители и т.п.

    В возрастании затрачиваемой энергии  при выполнении одной и той  же работы, в замедлении скорости переработки  информации, ухудшении памяти, затруднении процессов переключения внимания и т.п.

    Критериями  утомления являются изменения количественных и качественных показателей работы, а также физических функций во время работы или в ответ на предъявление специальных тестов.

    В пределах нервной клетки, синапса, мышечного  волокна утомление может быть следствием изменения мембранного  потенциала, нарушения соотношения между ионами калия и натрия и между одновалентными и двухвалентными ионами. По мере развития утомления количество ионов калия в работающей мышце уменьшается. От этого нарушается нормальное соотношение между калием и натрием и изменяется мембранный потенциал.

    Утомление может возникать и оттого, что  нарушается нормальная работа рецепторов, передающих информацию о движении в нервные центры, и ухудшается рефлекторная регуляция физиологических процессов[10,2,19]. 

1.5. Физиологические особенности юношей и девушек 19-20 лет.

        

          Оценка возрастных особенностей  дается на основе характеристики  уровня физического, полового  и умственного развития организма  ,а также – систем его вегетативного  обеспечения. (Вайнер Э. Н.,2001)

      

    Особенности физического развития.

    Для характеристики физического развития организма берутся основные показатели состояния опорно - двигательного аппарата.

      К опорно-двигательному аппарату  относятся скелет и мышцы, объединенные в костно-мышечную систему. Скелет и мышцы являются опорными структурами организма, ограничивающими полости, в которых расположены    внутренние   органы.  С   помощью   опорно-двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма – движение.

Информация о работе Влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса