Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:52, курсовая работа
Цель исследования – выявить влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса.
Объект исследования – являлись юноши и девушки 19-20 лет студенты занимающиеся физкультурой.
Предмет исследования – лабильность нервных процессов.
В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что занятия спортом положительно влияют на лабильность нервных процессов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Физиологические особенности нервной системы 5
Координирующая роль центральной нервной системы 9
1.2. Лабильность нервных процессов и их характеристика 13
1.3. Статическая нагрузка как обязательный компонент двигательной активности человека 15
1.4. Физиологическая характеристика изменения нервных процессов при спортивной деятельности 17
1.5. Физиологические особенности юношей и девушек 15-17 лет 25
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦСИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель и задачи исследовании 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. ЗЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
ВЫВОДЫ 36
Список литературы
В 19-20 лет скелет сформировался, и он соответствует размерам взрослого человека. Его развитие заканчивается: у мужчин к 20-24 годам, а у женщин на 2-3 года раньше. Эти особенности развития прежде всего касаются позвоночника. Несмотря на то, что фиксация естественных изгибов позвоночника происходит в 12-14 лет, окончательное окостенение позвонков завершается к 20 годам. Следовательно, ростовые процессы позвоночника в этом возрасте продолжаются.
Мышечная система человека разделяется на три типа: мышцы скелета, мышцы сердца и гладкие мышцы внутренних органов и сосудов.
Активной частью опорно-двигательного аппарата являются скелетные мышцы. В организме человека насчитывается около 600 скелетных мышц. Форма и величина их зависит от выполняемой работы[11].
Различают мышцы длинные, широкие, короткие и круговые. Длинные и короткие мышцы располагаются на конечностях, широкие – туловище, круговые – вокруг отверстий тела[6].
В процессе развития организма,
В этом возрасте продолжается дальнейший рост мышц, но в большей степени это касается их поперечника.
Развитие мышц продолжается до 25-30 лет.
Мышечная масса и сила
Практика показывает, что при
правильно организованной
Точность, выносливость и скорость
мышечной работы прогрессивно
возрастает по мере взросления:
к 20-30 годам скорость мышечных
движений и частота их
Мышечная выносливость к
В юношеском возрасте
Имеются половые различия
Ростовые процессы и наращивание функциональных резервов продолжается до 25 лет. Эти преобразования тесно связаны с изменениями функций эндокринной и нервной систем и их взаимоотношений.
В
этот период устанавливаются новые
взаимоотношения в сфере гормональных
влияний над нервными в механизмах регуляции
функций опорно-двигательного аппарата
– происходит их гармонизация и стабилизация,
что создает условия для оптимизации регуляторных
процессов [11].
Цель
исследования: Определить влияние однократной
статической нагрузки на лабильность
нервных процессов у юношей и девушек
19-20 лет занимающихся физической культурой.
Задачи исследования:
1. Выявить влияние однократной статической нагрузки на лабильность нервных процессов, с помощью теппинг-теста, у юношей и девушек 19-20 лет занимающихся физической культурой.
2. Выявить различия влияния однократной статической нагрузки на лабильность нервных процессов у юношей и девушек занимающихся физической культурой.
3.
Выявить половые различия в лабильности
нервных процессов с по теппинг-тесту
у юношей и девушек занимающихся физической
культурой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования по вопросам:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) педагогический эксперимент;
4) контрольные испытания;
5)
методы математической
Анализ литературных источников
Анализ литературы проводился на протяжении всего исследования. Его основной целью являлось ознакомление с исследованием и решением поставленных задач.
В
ходе анализа научно-методической литературы
были проанализированы различные источники
для создания объективного представления
о влиянии физических нагрузок на нервные
процессы в организме человека.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение осуществлялось
в СГУТиКД на практическом занятии
по физиологии спорта. Наблюдение проводилось
на студентах 3 курса факультета физической
культуры.
Педагогический эксперимент
В ходе педагогического эксперимента, с помощью теппинг-теста был выявлен уровень лабильности нервных процессов в спокойном состоянии у школьников учащихся в старших классах, занимающихся физической культурой (юношей и девушек). Затем после однократной статической нагрузки.
Теппинг-тест – определяет максимальную частоту движений кисти. Для проведения данного теста необходимо иметь карандаш, секундомер и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части.
В течение 10 секунд в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате. Затем 10 секунд период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста составляет 40 секунд.
Однократная
статическая нагрузка заключалась
в том, что школьник, сидя на двух
стульях отклонялся назад, так чтобы туловище
было параллельно полу, руки скрещены
на груди, при этом его придерживали за
ноги. Это положение школьник должен был
удерживать в течение 30 секунд, сразу после
чего проводился теппинг-тест.
Методы математической статистики
Полученный экспериментальный материал был подвергнут математико-статестической обработке. Расчитывалась средняя арифметическая величина по t-критерию Стьюдента, среди групп юношей и девушек.
Исследование
проводилось в СГУТиКД на улице
Макаренко 8 «А» в кабинете №111. В
эксперименте приняли участие студенты
(юноши и девушки) факультета физической
культуры и спорта, одного курса (3-го).
Регистрация всех результатов тестов
осуществлялась наглядно и при помощи
секундомера. Теппинг-тест выполнялся
студентами по одному человеку. Во время
проведения теста были собранны результаты,
позволяющие оценить уровень функциональной
подвижности нервной системы у студентов
факультета физической культуры, занимающихся
и не занимающихся спортом, юношей и девушек.
В течение исследования был выявлен уровень функциональной подвижности нервной системы в спокойном состоянии и уровень функциональной подвижности нервной системы после однократной статической нагрузки. Для этого применялся теппинг-тест.
Результаты измерений функциональной лабильности нервной системы у студентов 3 курса до и после однократной статической нагрузки.
группы |
До
нагрузки
Nср. |
После
нагрузки
Nср. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Все студенты | 75 | 70 | 68 | 72 | 75 | 75 | 73 | 73 |
Юноши | 73 | 70 | 66 | 71 | 70 | 72 | 69 | 71 |
Девушки | 77 | 71 | 71 | 74 | 82 | 79 | 79 | 76 |
*вычисление
средней арифметической
Рассмотрим каждую группу в отдельности:
Рис
1. Результаты измерения
лабильности нервных
процессов до и после
однократной статической
нагрузки у студентов
3 курса.
По результатам теста видно, что уровень лабильности нервных процессов после статической нагрузки повысился.
Результат теппинг-теста показал, что у студентов до нагрузки наблюдалось повышение лабильности нервных процессов ступеньчатообразно (с уменьшением частоты движений во 2 и 3 квадратах), это свидетельствует об ускорении процессов врабатываемости.
После
нагрузки наблюдалось снижение количества
точек от квадрата к квадрату, это
свидетельствует о недостаточной устойчивости
двигательной сферы и нервной системы.
Рис 2.
Результаты измерения
лабильности нервных
процессов до и после
однократной статической
нагрузки у юношей и
девушек 19-20лет.
По результатам теста видно, что уровень лабильности нервных процессов после статической нагрузки у девушек повысился, и намного превосходит уровень юношей. Уровень лабильности нервных процессов у девушке до нагрузки, так же превосходит уровень юношей.
Результат теппинг-теста показал, что у девушек до нагрузки сначала наблюдалось снижение лабильности нервных процессов, затем повышение уровня лабильности, это свидетельствует о повышении процессов врабатываемости. После нагрузки наблюдалось снижение количества точек от квадрата к квадрату, что свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы.
У
юношей до нагрузки сначала наблюдалось
снижение лабильности нервных процессов,
затем повышение уровня лабильности, это
свидетельствует о повышении процессов
врабатываемости. После нагрузки у юношей
так же наблюдалось повышение процессов
врабатываемости.
1. В ходе эксперимента было выявлено, что после однократной физической нагрузки уровень лабильности нервных процессов у студентов повысился.
2. Результаты исследования показали, что до нагрузки уровень лабильности нервных процессов у занимающихся, не намного превосходил уровень не занимающихся. После нагрузки, уровень лабильности нервных процессов занимающихся во много превзошел уровень не занимающихся.