Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:51, реферат
В данном реферате я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц.
Содержание.
1. Введение.
2. Что такое опорно-двигательный аппарат.
3. Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата.
4. Сколиоз.
4.1. Методы лечения.
4.2. Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе.
4.3. Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики.
4.4. Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов.
5. Классификация ревматических заболеваний.
5.1. Ревматизм.
5.2. Подагра.
5.3. Остеоартроз.
6. Список литературы.
Содержание.
Введение.
Что такое опорно-двигательный аппарат.
Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Сколиоз.
Методы лечения.
Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе.
Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов.
Классификация ревматических заболеваний.
Ревматизм.
Подагра.
Остеоартроз.
Список литературы.
Введение.
В данном реферате
я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный
аппарат, как сохранить его здоровье, и
что является причиной его заболеваний.
Будут приведены примеры выполнения упражнений
на сохранение здоровья, крепости суставов,
силы мышц.
Что такое
опорно-двигательный аппарат?
Опорно-двигательный
аппарат составляют кости скелета с суставами,
связки и мышцы с сухожилиями, которые
наряду с движениями обеспечивают опорную
функцию организма. Кости и суставы участвуют
в движении пассивно, подчиняясь действию
мышц, но играют ведущую роль в осуществлении
опорной функции. Определённая форма и
строение костей придают им большую прочность,
запас которой на сжатие, растяжение, сгибание
значительно превышают нагрузки, возможные
при повседневной работе опорно-двигательного
аппарата. Например, большеберцовая кость
человека при сжатии выдерживает нагрузку
более тонны, а по прочности растяжение
почти не уступает чугуну. Большим запасом
прочности обладают также связки и хрящи
суставов.
Скелетные мышцы
осуществляют как статическую деятельность,
фиксируя тело в определённом положении,
так и динамическую, обеспечивая перемещение
тела в пространстве и отдельных его частей
относительно друг друга. Оба вида мышечной
деятельности тесно взаимодействуют,
дополняя друг друга: статическая деятельность
обеспечивает естественный фон для динамической.
Как правило, положение сустава изменяется
с помощью нескольких мышц разнонаправленного,
в том числе противоположного, действия.
Сложные движения сустава выполняются
согласованным, одновременным или последовательным
сокращением мышц ненаправленного действия.
Согласованность (координация) особенно
необходима для выполнения двигательных
актов, в которых участвуют многие суставы
(например, бег на лыжах, плавание).
Скелетные мышцы
представляют собой не только исполнительный
двигательный аппарат, но и своеобразные
орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях
имеются специальные нервные окончания
- рецепторы, которые посылают импульсы
к клеткам различных уровней центральной
нервной системы. В результате создаётся
замкнутый цикл: импульсы от различных
образований центральной нервной системы,
идущие по двигательным нервам, вызывают
сокращение мышц, а импульсы, посылаемые
рецепторами мышц, информируют центральную
нервную систему о каждом элементе системы.
Циклическая система связей обеспечивает
точность движениям и их координацию.
Хотя управление движением скелетных
мышц осуществляется различными разделами
центральной нервной системы, ведущая
роль в обеспечении взаимодействия и постановке
цели двигательной реакции принадлежит
коре больших полушарий головного мозга.
В коре больший полушарий двигательная
и чувствительная зоны представительств
образуют единую систему, при этом каждой
мышечной группе соответствует определённый
участок этих зон. Подобная взаимосвязь
позволяет выполнять движения, относя
их действующим на организм факторами
окружающей среды. Схематически управление
произвольными движениями может быть
представлено следующим образом. Задачи
и цель двигательного действия формируются
мышлением, что определяет направленность
внимания и усилий человека. Мышление
и эмоции аккумулируют и направляют эти
усилия. Механизмы высшей нервной деятельности
формируют взаимодействие психофизиологических
механизмов управления движениями на
различных уровнях. На основе взаимодействия
опорно-двигательного аппарата обеспечиваются
развёртывание и коррекция двигательной
активности. Большую роль в осуществлении
двигательной реакции осуществляют анализаторы.
Двигательный анализатор обеспечивает
динамику и взаимосвязь мышечных сокращений,
участвует в пространственной и временной
организации двигательного акта. Анализатор
равновесия, или вестибулярный анализатор,
взаимодействует с двигательным анализатором
при изменении положения тела в пространстве.
Зрение и слух, активно воспринимая информацию
из окружающей среды, участвуют в пространственной
ориентации и коррекции двигательных
реакций.
Причины заболевания.
Основной из причин
заболевания опорно-двигательного аппарата
является недостаток двигательной активности
- гиподинамия. Она возникает в связи с
активной заменой ручного труда механизированным,
развитием бытовой техники, транспортных
средств и т. д. Неблагоприятно сказывается
на состоянии всех органов и систем организма,
способствует появлению избыточного веса
тела, развитию ожирения, атеросклероза,
гипертонической болезни, ишемической
болезни сердца.
У пожилых людей
под влиянием естественных возрастных
изменений нервных структур и опорно-двигательного
аппарата уменьшаются объём и быстрота
движений, нарушается координация сложных
и тонких движений, ослабляется тонус
мышц, возникает некоторая скованность.
Всё это обычно проявляется раньше и в
более выраженной форме у тех, кто ведёт
сидячий образ жизни.
Отсутствие двигательной
активности мышц, окружающих кости, приводит
к нарушению обмена веществ в костной
ткани и потере их прочности, отсюда плохая
осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое,
что вредно отражается на здоровье внутренних
органов.
Отсутствие достаточной
двигательной активности в режиме дня
приводит к разрыхлению суставного хряща
и изменению поверхностей, сочленяющихся
костей, к появлению болевых ощущений,
создаются условия для образования в них
воспалительных процессов.
Сколиоз.
Медицинские
методы лечения сколиоза
Проблема лечения
сколиоза остается одной из наиболее трудных
и актуальных задач ортопедии.
Последние 2 года
в хирургическом лечении сколиоза используется
модифицированная систему Cotrel - Dubousset.
Всем больным проводили курсы предоперационной
лечебной гимнастики по специально разработанной
программе в течение 3 - 6 недель, направленную
на растяжение и мобилизацию позвоночника.
Операцию по указанной методике проводят
в положение больного на боку, с подложением
под выпуклую сторону деформации специальных
валиков, чем достигается максимально
возможная коррекция деформации на ортопедическом
столе. Металлические стержни моделируем
интраоперационно согласно физиологическим
изгибам позвоночника и остаточной сколиотической
деформации. У детей с незавершенным ростом
позвоночника субламинарные фиксаторы
изготавливаем в виде плавающих конструкций
не препятствующим росту позвоночника.
Из терапевтических
методов лечения сколиоза в последнее
время наиболее популярной является мануальная
терапия.
Мануальная терапия
- метод диагностики и лечения заболеваний
опорно-двигательного аппарата, получивший
в последнее время широкое распространение.
В его основе лежит воздействие на позвоночник,
как на особый орган, включающий в себя
не только позвоночный столб, но и окружающие
его связки и мышцы. За долгие годы развития
мануальной терапии были разработаны
многочисленные и эффективные способы
выявления нарушений в суставах и их лечение.
Приемы диагностики
позволяют довольно точно определить
состояние позвоночника и окружающих
его тканей. Она включает в себя осмотр,
пальпацию, исследование активных и пассивных
движений. Это помогает выявить проблемы
уже на ранних этапах заболевания, когда
сам пациент еще не замечает начавшихся
нарушений.
Мануальная терапия
имеет богатый арсенал лечебных приемов,
позволяющих восстановить состояние тканей.
Основными методами в классической технике
мануальной терапии являются: постизометрическая
релаксация мышц, мобилизация и манипуляция.
Все большее распространение
получают так называемые мягкие "изящные"
техники, основанные на современных разработках
в нейрофизиологии. Они безопасны и используют
способности организма к саморегуляции.
К ним относятся: миофасциальное растяжение,
мышечно-энергетические техники, краниальная
терапия.
Как и любой метод
в медицине, мануальная терапия имеет
свои определенные показания и противопоказания.
Обязательным является рентгенологическое
исследование заинтересованного отдела
позвоночника. Все чаще приходится прибегать
к более совершенному исследованию - магнитно-резонансной
томографии, помогающему уточнить диагноз.
Отношение к мануальной
терапии как среди пациентов, так и среди
врачей довольно неоднозначное - от безоговорочной
веры в чудодейственные возможности до
полного отрицания и утверждений о ее
вредности. Однако правильно и точно примененная,
она дает достаточно быстрый и хороший
результат обязательно в общем комплексе
лечения.
Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе.
Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки - физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения - в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки.
В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.
При стойких нарушениях осанки занятия следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой.
К аждый комплекс должен состоять из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений - 6-8 повторений.
Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8-16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.
Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда их будут выполнять охотнее.
Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики
Информация о работе Заболевания опорно-двигательной системы. комплекс упражнений