Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:08, реферат
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности
Среди
мероприятий направленных на повышение
умственной работоспособности студентов,
на преодоление и профилактику психоэмоционального
и функционального
-
систематическое изучение
-
ритмичную и системную
- постоянное поддержание эмоции интереса;
-
совершенствование
-
организацию рационального
- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;
-
физическую тренировку, постоянное
поддержание организма в
-
обучение студентов методам
Использование физических упражнений как средства активного отдыха
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот
принцип стал основой организации
отдыха и в сфере умственной деятельности,
где подобранные
"Малые формы" физической культ
К "малым формам" физической культуры относят:
-
утренняя гигиеническая
-микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).
Утренняя гигиеническая
Ежедневная
УГГ, дополненная водными
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и рабочих и повышения их работоспособности.
Многочисленные
исследования свидетельствуют о
том, что после второй пары учебных
часов умственная работоспособность
человека начинает снижаться. Спустя 2-3
часа после завершения учебных занятий
работоспособность
С
учетом динамики работоспособности
студентов в течение учебного
дня физкультурная пауза
Исследования
показывают, что эффективность влияния
физкультурной паузы
Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антагонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).
При
продолжительной напряженной
Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.
Учебные и самостоятельные занятия по ф
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18 - 20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.
Занятия
с нагрузками средней интенсивности
обеспечивают наибольший подъем уровня
работоспособности до конца учебно-трудового
дня, включая время самоподготовки.
В течение учебной недели положительное
воздействие таких занятий
Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:
1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.
Продолжительность
- 90 мин. Содержание - плавание, спортивные
игры, легкоатлетические и
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
3-й
вариант - два занятия в неделю
по 45 мин. по возможности после
экзамена. Их содержание включает
общеразвивающие упражнения, разнообразные
двусторонние и подвижные игры,
которые избираются самими
Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;
4-й
вариант - ежедневные занятия
по 60-70 мин. Умеренной интенсивности,
в содержание которых
5-й
вариант - отличается комплексной
организацией ЗОЖ студентов в
экзаменационный период. Его содержание
охватывает четкую
Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.
При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня
Локомоции организма – одно из проявлений жизнедеятельности,
обеспечивающие возможность активного
взаимодействия с окружающей средой.
Локомоции – совокупность согласованных движений
человека (животных), вызывающих активное
перемещение в пространстве, что является
важнейшим приспособлением к разнообразным
условиям среды обитания.
К локомоциям человека относят ходьбу,
бег, прыжки, плавание. Каждый вид локомоций
имеет множество разновидностей. ^ Так, например, различают ходьбу
обычную и спортивную: бег на короткие,
средние, длинные дистанции и т.д и
недели
Успешность овладения двигательным умением или навыком, осу- ществление деятельности точно по форме и количественному результату в соответствии с поставленной задачей, энергетические затраты на выполнение действий и достижение рекорда – вся двигательная деятельность человека зависит от многочисленных объективных факторов, т. е. «движущих сил совершающегося процесса», которые не зависят от желания человека, и субъективных – специально создаваемых условий или воздействий, способствующих достижению поставленной цели.
При всем многообразии и необозримом, невозможном для учета, количестве факторов все же с определенной долей вероятности и досто- верности их можно представить в виде некоторых объединений, или факторных систем.
Эти факторные системы и составляющие их элементы могут спо- собствовать двигательной деятельности или затруднять ее. Поэтому знание и использование основных признаков их специфических особен- ностей и закономерностей взаимодействий, замыкающихся на программи- руемой деятельности человека, безусловно, должно повысить эффектив- ность и результативность этой деятельности. Рассмотрим эти факторные системы.
Основными факторными системами могут быть признаны: законы механики, закономерности биологических систем, условия среды и педа- гогические воздействия.
Законы механики – это
объективные взаимосвязи
тел, существующие в пределах объективно существующей возможности. (По В. И. Далю, вообще «закон – это связь и взаимозависимость явлений, объективной действительности, т. е. то, чему неизбежно следует вещест- венная природа»).
Взаимодействуя с физическими
параметрами такой
Но от этого их главный
отличительный признак –
В свою очередь, эти законы действуют в определенных рамках в статических взаимодействиях и во время движений.
Среди имеющих особое отношение к двигательной деятельности выделяются следующие законы: сохранения равновесия тела, но все эти законы «замыкаются» на законах спортивной техники: системности, структурности, видах структур, соотношении стабильности и вариатив- ности структурных элементов, ведущих элементах техники, решающих двигательных действиях и главных компонентах деятельности.
Причем техника движений
важна для рационального
Законы механики и биомеханики можно рассматривать как определяющие саму возможность осуществления деятельности и достижение ее цели.
Вторая важнейшая группа факторов – закономерности биологи- ческих систем, или закономерности функционирования организма чело- века как специфической биологической системы.
Информация о работе Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие