Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:41, контрольная работа
Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!».
Введение
1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии
в образовании стр. 4
2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании стр. 6
3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих
технологий в образовании стр.11
Заключение стр.16
Список использованных источников и литературы стр.18
Введение
1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии
в образовании стр. 4
2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании стр. 6
3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих
технологий в образовании
Заключение стр.16
Список использованных источников и литературы стр.18
Введение
Определить понятие «
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Примерами такой работы служит
вакцинация учащихся, контроль за сроками
прививок, выделение групп медицинского
риска и т.п. Эта деятельность
также направлена на сохранение здоровья
школьников, профилактику инфекционных
и других заболеваний, но уже не с
помощью образовательных
Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы может обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур.
Известно, что эффект для
здоровья любой медицинской манипуляции
в немалой степени определяется
отношением к ней пациента, его
ожиданиями. Медицинский подход к
здоровьесбережению, реализуемый в
рамках профилактического направления,
от психолого-педагогического
Но перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами - «себе дороже». Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!» Но как правильно? И здесь эстафете технологий здоровьесбережения передаётся от воспитательных программ - учебным (health educahion). Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.
Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог.
Главной целью предпринятого
нами исследования было на основе изучения
закономерностей влияния
1. Понятие и
определение
Здоровьесберегающая образовательная
технология представляется нам как
функциональная система организационных
способов управления учебно-познавательной
и практической деятельностью учащихся,
научно и инструментально
Известно, что система
подразумевает наличие
В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:
1. Информационная - отвечает на вопрос: что?
Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.
2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем?
К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.
3. Социальная (кадры) - кто?
Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав.
Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.
4. Финансовая - отвечает на
вопросы: сколько? За счет
Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.
5. Нормативно-правовое
Концепция здоровьесберегающей
образовательной технологии представляет
собой систему взглядов, объединенных
фундаментальным замыслом, ведущей
идеей и целью. Она указывает
способ построения системы здоровьесохраняющих
условий и средств обучения и
воспитания на основе целостного понимания
их сущности, психолого-физиологических
процессов, сопряженных с обучением
и воспитанием детей и
Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.
2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании
Системный анализ содержания
образования, образовательного процесса
и сущностных характеристик педагогических
технологий позволил выделить и сформулировать
ряд важных технологических принципов,
которые учитывались при
1. Принцип единства связи
элементов системы
2. Принцип диагностичности целеполагания.
3. Принцип функциональной
полноты и функциональной
Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если:
- она охватывает одновременно
все составляющие
- компоненты педагогических,
психологических, медицинских,
- содержание воспитания
представлено (изложено, изучено, освоено)
только конкретными методами
в конкретных условиях и
4. Принцип открытости функциональных и методических действий.
Все, что делается в процессе
внедрения и становления
5. Принцип объективной оценки конечного результата.
Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.
6. Принцип преемственности и завершенности.
Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
Причем решение цели обязательно,
трансформация структур-
7. Принцип вариативности
средств, методов и
Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.
8. Принцип оптимизации.
Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.
Оптимизация исключает гиперболизацию
отдельных методов, приемов и
средств деятельности, способов обучения
и воспитания, преувеличение роли
шаблонных, трафаретных методических
разработок, которые не учитывают
конкретных условий и возможностей
субъектов образования; она ведет
к творческому обоснованию
Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.
Оптимальность является таким
принципом, который предъявляет
требования рациональности, разумности,
чувства меры в применении всех принципов
научной организации труда. Он не
противоречит закономерностям
Основными критериями оптимизации
функционирования здоровьесберегающей
системы образования могут
1. Эффективность и качество
решения образовательно-
2. Оправданные затраты
времени учащихся и учителей
на достижение намеченных