Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:41, контрольная работа
Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!».
Введение
1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии
в образовании стр. 4
2. Принципы здоровьесберегающих технологий в образовании стр. 6
3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих
технологий в образовании стр.11
Заключение стр.16
Список использованных источников и литературы стр.18
3. Доступные затраты усилий
учащихся и учителей на
Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы:
- комплексное планирование
наиболее важных задач
- конкретизацию задач,
касающихся
- выбор оптимального варианта
распределения программного
- определение оптимального
объема и сочетания
- выбор наиболее рациональных
методов и средств управления
учебной и внеучебной
- создание благоприятных
условий и морально-
3. Основные цели и задачи здоровьесберегающих технологий в образовании
Несмотря на высокую степень
упорядоченности и жесткости, технологическая
система предполагает не шаблоны, а
варианты, выбор и реализация которых
зависит как от личности директора
школы, условий конкретного
В образовательных технологиях
постановка цели является главной проблемой.
Цель должна ставиться так, чтобы
ее было возможно диагностировать и
проверить. Применительно к
Известно, что понятие
«здоровье» определяется ЮНЕСКО как
отсутствие патологических отклонений
в организме и состояние
Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.
Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).
Таким образом, информационная составляющая здоровьесберегающей образовательной технологии являет собой идеологию - логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.
Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, поможет ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи. К ним следует отнести:
1. Исследование влияния
традиционной структуры и
2. Создание психолого-
3. Реализацию научной
организации учебного труда,
4. Создание максимально
возможных санитарно-
5. Включение учащихся
в осознанную деятельность по
формированию культуры
6. Осуществление структурного
преобразования в плане
7. Формирование культуры
здорового образа жизни
8. Создание систем
9. Обеспечение программного
и учебно-методического
10. Развертывание опытно-
11. Осуществление
12. Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей.
13. Создание информационно-
14. Создание оптимальных
условий для функционирования
физической культуры, обеспечивающей
современные инновационные
15. Открытие в
16. Введение в учебный
процесс (обязательного)
Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).
Заключение
В традиционном массовом учебном заведении здоровье учащихся не сберегают буквально все:
1. нарушающая экологию
и эстетику восприятия
2. учительская предубежденность
и ролевая стереотипность в
поведении относительно
3. психологическая
4. значительное преобладание
вербально-понятийных и
5. провоцирующие стрессы и фрустрации у учащихся формы учебной работы аттестации;
6. отсутствие действительного
баланса рефлексии и эмпатии
в коммуникационных и
Чтобы образовательные технологии
стали действительно
Понятно, что программы и курсы при этом должны быть совершенно по-другому организованы и содержательно скорректированы.
Видимо, здесь особо следует учесть опыт гуманистической психологии, экологической психологии и педагогики, обратить более пристальное внимание на педагогическое наследие Толстого, Лесгафта, Ривина, Штайнера, Роджерса.
Важно использовать и различные формы тренингов, умело сочетая личностный рост, развитие коммуникативной компетентности и уверенности в себе с практическими занятиями по лечебной физкультуре и восточными оздоровительными гимнастиками.
Вообще в этом плане
было бы полезно изучать разнообразные
духовные и телесные практики Востока
и Запада. Конечно же, это должно
происходить не в ущерб свободе
совести и вероисповеданий. Наряду
с созданием условий для
В этом смысле здоровьесберегающие
технологии в образовании должны
быть наименее технологичны, ибо школе
не столько социальная хирургия или
социальная шоковая терапия, сколько
социально-фасиметационная
Литература
1. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.
2. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11-х классов / Под ред. Л.А. Шеплягиной. - 2-е изд., испр. -Ярославль: Аверс, 2003.
3. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. - 2001.-№1.