Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 06:22, дипломная работа
Журналистский текст – это особый продукт творчества со своими особенностями и закономерностями построения. Специфика публицистического стиля определяется единством двух противонаправленных тенденций – к стандартности и к экспрессивности. «Тенденция к стандартности означает стремление публицистики к строгости и информативности официально-делового и научного стилей; тенденция к экспрессивности, к живости и занимательности изложения означает стремление публицистики к доступности и привлекательности форм выражения, характерных для языка художественной литературы и разговорной речи» (10, 67).
Введение……………………………………………………3
Глава 1. Профессиональная этика журналиста: авторская позиция как выражение субъективности…………………………………………….7
Профессиональные кодексы об
объективности в журналистике………………..….7
Субъективность журналиста. Объективность
как принцип деятельности….…………………….11
Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за её выражение……………….16
Глава 2. Психологические приёмы и способы проявления позиции журналиста……………………….34
Приёмы открытого проявления позиции журналиста……………………………………………37
1).Антиагитация……..……………………………….38
2).Агитация……………………………………………39
Способы скрытого проявления позиции журналиста.…………………………………………..41
1). Слова-индикаторы………………………………43
2). Авторский домысел………………………….….44
3). Подбор фактов. …………………………………46
4). Апелляция к публике…...………………………49
5). Сравнение…...…………………………………...52
Заключение……..………………………………………….57
Литература……...………………………………………….60
Например:
Изначально кампания протекала так, что борьба идей была исключена. Сейчас всё идёт к тому, что даже борьбы личностей не получается. Какие-то финансовые группировки, лобби, администрация президента, телекомпании, пропахшие нафталином политические деятели, выписанные неизвестно откуда группы поддержки и обличители. Избиратель начинает чувствовать себя лишним на этом празднике жизни. Какие люди бьются. Какие деньги тратятся. Какие цели высокие преследуются.
Или:
… с определённого момента
кампания утратила всякое
подобие достоверности.
Избиратели уже начали
оценивать технологии
кандидатов, что на самом
деле никуда не годится.
Театр ведь. Лей ты клюквенный
сок, сколько влезет,
но зритель-то должен
хоть немного верить,
что это кровь. Нет, специально
ещё жирными буквами:
«Муляж непринуждённого
общения с народом».
«Действующая модель
друга детей». «Макет
тревоги за судьбу края».
Театр марионеток. Только
вместо тонких ниток
– приличные такие канаты.
Толстые.
Раз уж мы перешли от теории к практике, следует отметить, что социальную ответственность прессы, судя по публикациям, осознают далеко не все журналисты. Многие об этом не задумываются в принципе. В целом, об общей тенденции отражения в прессе политических событий говорит следующий пример:
К сожалению, очень мало осталось шансов провести эту кампанию политически корректно, без оскорбительных выпадов по поводу того или иного кандидата. Дай Бог, если я ошибусь, но такого в нашем крае действительно ещё не было, чтобы все претенденты на победу в выборах столь строго и основательно разделили и подчинили себе те или иные СМИ. В большинстве своём и ТВ компании, и газеты, и газетки, и «жёлтые» дайджесты знают хозяина, знают, на кого они сделали ставки, и ещё до начала предвыборной борьбы, в том числе и на этой неделе, уже прошли в эфире некоторые передачи, были опубликованы газетные материалы, из которых можно судить, что меньше всего её участники будут озабочены объективностью излагаемых фактов, а также корректным поведением по отношению к своим противникам. (Красноярский рабочий,23.03.98)
Нельзя
сказать, что издания
«Красноярскому рабочему» удаётся, что и предусмотрено законодательством, сохранять нейтралитет по отношению ко всем кандидатам в губернаторы, предоставляя им равные возможности для выступлений на своих страницах.
(Красноярский рабочий, 27.03.98)
Вообще,
в ходе обзора красноярской
прессы выяснилось, что такую
однозначно правильную позицию
высказала только одна
Мы никого грязью не
обливали, никому рук
не выкручивали – мы
высказывали своё мнение
«за» на что имеем полное
право!.. С самого начала
предвыборной кампании
мы решили: ни слова
компромата. Ни про кого.
Это решение мы выполнили.
Статьи «за» были. Про
всех. И про Зубова, и
про Лебедя. Свои мнения (опять-таки
только «за») высказывали
журналисты. Разные
мнения. Но – мы не испачкались
ни агитационной истерией,
ни пасквилями, ни психическими
атаками… Свои симпатии
каждый проявит в день
выборов. А газета, наша
газета – она не массовый
агитатор. Мы это поняли
несколько лет назад.
Мы работаем, чтобы читатели
могли читать нас до
выборов, после и даже
во время. Но – не вместо
выборов.
Итак,
подводя итог первой главы,
можно выделить следующее.
Второе.
Профессия журналиста
Третье.
Субъективность публикаций
Четвёртое.
Историческое отступление в
И, наконец,
пятое. Осознание этого
Далее
будет рассмотрено, какие
Глава 2.
Психологические
приёмы и способы
проявления позиции
журналиста.
«Любая информационная деятельность, затрагивающая интересы и потребности людей - независимо от того, касается ли она вопросов политики, экономики, социальных проблем, - направлена не только на информирование людей, но и на формирование или изменение их позиций, точек зрения» (15, 76).
В социальной
психологии хорошо известно
В связи с этим уместно будет говорить об убеждении как основном способе побуждения людей к принятию предлагаемой им информации. При этом убеждение оказывается возможным только в том случае, если читатель способен сопоставлять, анализировать различные точки зрения. Тогда «убеждаемость следует рассматривать, как готовность людей принять (или опровергнуть) информационное воздействие» (24,163), т.е. убеждение всегда требует психологической активности не только коммуникатора, но и аудитории. Вообще, увеличение разнообразия аргументов в любом сообщении делает его более убедительным. Это объясняется тем, что люди получают больше материала для формирования собственных суждений. Безусловно, более образованная аудитория анализирует не только количество, но и качество информации. Однако, менее взыскательные читатели поддаются влиянию числа аргументов, полагая, что чем их больше, тем лучше.
Таким
образом, замена качества
Американские
исследователи, занимающиеся
В
соответствии с
Здесь кажется уместным разделение газет на «качественные» и «жёлтые». Первые, как известно, дают читателям «пищу для размышлений», вторые - в погоне за сенсацией игнорируют это правило. Не лишено смысла мнение на этот счёт французского учёного П. Бурдье: «Через чтение двух категорий газет (газеты-сенсации и газеты-размышления) просматриваются два совершенно различных отношения к политике. Факт чтения общенациональной газеты - это один из многих способов продемонстрировать, что чувствуешь себя членом правовой страны, т.е. в праве и обязан участвовать в политике, осуществлять на деле свои гражданские права... Политический анализ предполагает либо дистанцию, возвышение, позицию для обзора наблюдателя, остающегося в стороне от драки, либо историческое отступление, которое даёт время для рефлексии. Такого рода дистанциирование способно нейтрализовать предмет в его непосредственности, насущности, функциях и заменить выражения в форме прямой речи или лозунги с их грубой резкостью на их эвфемизированный перевод в форме косвенной речи. Газеты, считающиеся «качественными», вызывают такое отношение к объекту, которое содержит утверждение дистанции от него, которое является утверждением власти над объектом, и, вместе с тем, достоинства субъекта, упрочивающегося в этой власти. Такие газеты дают читателю значительно больше, чем «личное» мнение, в котором он нуждается, - они признают за ним достоинство политического субъекта» (5, 169).
О
том, что «журналисту куда
лучше выступать в роли
В
связи с определившимся выше
понятием манипулятивного
1). Антиагитация.
Как
ни странно, но в прессе во
время выборов появлялось
Больше всех заблуждается
тот, кто верит хоть
в какой-то патриотизм
масона и просиониста
Ельцина.
Или:
Через две недели красноярцам предстоит сделать выбор, который определит судьбу края на долгие годы. Песня была такая: «Обещаньям я не верю, и не буду верить впредь…» Для целого поколения она была манифестом, однако, верили и наступали на грабли. Поверят ли 17 мая генералу? Надеюсь, нет.
Неоднократно повторяющиеся
уничижительные определения
в первом случае
и отсутствие веской
аргументации во
втором свидетельствуют
о психологическом
внушении со стороны
коммуникатора.
Информация о работе Авторская позиция как выражение субъективности журналиста