Демулен, как представитель буржуазно-демократической модели журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание

Камиль Демулен - один из наиболее ярких представителей демократической печати Великой французской революции конца XVIII века. Его деятельность проходила в 1789 - 1794 гг., во время восходящего развития Революции, когда были совершены ее великие деяния. Вместе с Революцией он прошел все основные этапы ее развития, пережив "звездные часы", страдая от неудач, ошибок и поражений. Он является одним из лучших, наиболее талантливых журналистов революции.

Содержание

Введение
Что такое буржуазно-демократическая модель журналистики?
Личность и общественно-политическая деятельность Камиля Демулена
Публицистика Демулена и ее влияние на развитие революции
Периодические издания Демулена и их влияние на развитие революции
Вывод
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 31.63 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение
  2. Что такое буржуазно-демократическая модель журналистики?
  3. Личность и общественно-политическая деятельность Камиля Демулена
  4. Публицистика Демулена и ее влияние на развитие революции
  5. Периодические издания Демулена и их влияние на развитие революции
  6. Вывод
  7. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.    

Камиль Демулен - один из наиболее ярких представителей демократической печати Великой французской революции конца XVIII века. Его деятельность проходила в 1789 - 1794 гг., во время восходящего развития Революции, когда были совершены ее великие деяния. Вместе с Революцией он прошел все основные этапы ее развития, пережив "звездные часы", страдая от неудач, ошибок и поражений. Он является одним из лучших, наиболее талантливых журналистов революции. Его брошюры и периодические издания, написанные очень ярко, с революционным пафосом, пользовались большим успехом. Его произведения являются важным источником для изучения эпохи революции.     

Жизнь и творчество Камиля Демулена - одна из славных страниц истории Великой французской революции, не перевернув которую, не получишь полного представления об этом эпохальном событии 200-летней давности, но поразительно близко стоящем к нам и по сей день. 

      Глава 1. Что такое буржаузно- демократическая модель журналистики? 

      Буржуазно-демократическая  модель журналистики вытекла из идеологии  «Просвещения». Заявившая о себе при феодализме, будучи оппозиционной  к режиму власти, она имела заостренную  антифеодальную и антиклерикальную направленность, в творчестве самых  решительных своих представителей выступала против монархической  власти, за утверждение бессословного  равенства и гражданских свобод.

Сатиричность и полемичность составляли характерные особенности демократической прессы в ее противостоянии дряхлеющему феодализму. Еще одна ее особенность выражалась в насыщенности текстов нравственно-философскими, а также экономическими, политическими рассуждениями, так что публицистические произведения нередко напоминали собой трактаты или ораторские речи. 

Глава2. Личность и общественно-политическая деятельность Камиля Демулена. 

Полное  имя: Люси Семплис Камиль Бенуа Демулен.

Годы  жизни: 2 марта 1760, Гиз – 5 апреля 1794. 

Камиль Демулен родился в небогатой семье судьи.   Когда Камиль подрос, дальний родственник сумел выхлопотать ему место в коллеже Клермон, основанном иезуитами в 1563 г., куда Демулен и отправился с тем, чтобы больше на родину не вернуться. В этом же коллеже тремя классами старше обучался Максимилиан Робеспьер. Несмотря на некоторую разницу в возрасте, они подружились. Их объединяло и происхождение, и общий культ героев древнего мира. Под влиянием чтения античных авторов оба прониклись страстной любовью к свободе. Позднее Демулен писал: "Не для того нас воспитывали в школах Рима и Афин, в республиканской гордости, чтобы жить в унижении монархии при Клавдиях и Вителлиях. Безумно правительство, вообразившее, что мы можем увлекаться нашими праотцами на Капитолии, одновременно не презирая версальских угнетателей, можем восхищаться прошедшим, не осуждая настоящего".  

Демулен считался хорошим учеником, хотя занимался лихорадочно, поспешно и непоследовательно. Увлекался поэзией, но стихи его были слабыми. Сам он до конца жизни упорно считал себя поэтом, сказав перед смертью: "Я родился, чтобы быть поэтом".  

Камиль хорошо узнал классическую литературу, что видно по его журналистской деятельности. Он получал премии на многочисленных литературных конкурсах, в одном из которых участвовал вместе с Андре Шенье. Это натолкнуло его на мысль попробовать публиковаться. 9 января 1783 г. в "Журналь де Пари" была опубликована пьеса в стихах, автором которой был Демулен.  

В сентябре 1784 г. он получил степень бакалавра, а через полгода - степень лиценциата, принеся присягу в качестве адвоката парижского парламента. 

По окончании  учебы Демулен решил остаться в Париже. В 1785 г. он стал адвокатом при парижском парламенте. Жил в крайней нужде.   Но адвокат из него не вышел. Демулена буквально охватывал страх, когда он должен был выступать. В узком кругу Камиль забывал о своем недостатке и смело вступал в спор. Но все же оратором Демулен так никогда и не стал.

12 июля 1789 года, когда известие об отставке Неккера вызвало волнение в Париже, Демулен обратился в Пале-Рояле к толпе, призывая её к оружию; он первый прикрепил к своей шляпе зелёную ленту (цвет надежды). Этот призыв дал первый толчок к разрушению Бастилии.

Камиль выпустил трактат «La France libre», в котором требовал провозглашения республики. За трактатом последовала «Речь фонаря» – одно из самых известных произведений Демулена, которое, правда, вышло без подписи. В ней в фантастической форме фонарь обращается к патриотам, излагая фактически политические взгляды автора. После выхода брошюры народ нарек Камиля «прокурором фонаря», и он стал известным человеком.

Став  основателем клуба кордельеров, Демулен лично руководил предместьями и занял место секретаря при министре юстиции Дантоне (после падения монархии), который являлся лидером правого крыла партии якобинцев. Тогда же Демулен был избран в Конвент 465 голосами из 677 голосовавших.

В звании депутата от города Парижа Демулен принадлежал в конвенте к партии Горы, но не играл влиятельной роли вследствие излишней доверчивости и неустойчивости, с которой он поочередно следовал за всеми вождями революции, от Мирабо и до Робеспьера. В процессеЛюдовика XVI он стоял за казнь короля; в памфлете «Fragment de l’histoire de la Révolution» он клеветой содействовал гибели жирондистов; но во время борьбы Комитета общественного спасения против эбертистов Демулен стал издавать журнал «Старый кордельер» («Le Vieux Cordelier») (декабрь 1793), где начал призывать к милосердию, остроумно высмеял всю систему террора, замаскировав свои мысли сравнениями с временами римских императоров и цитируя Тацита. 

После выхода пятого номера «Старого кордельера»  встал вопрос об исключении Демулена из Якобинского клуба. Робеспьер до последнего вступался за него, но Камиль все больше распалялся в своих выпадах, и вскоре настроил против себя большинство якобинцев. Демулена арестовали в момент окончания работы над седьмым номером «Старого кордельера», в здании типографии, вместе с оттисками газеты. Также был арестован Дантон и его ближайшие сподвижники. Их гильотинировали на площади Революции 5 апреля 1794 г. 
 
 

Глава3. Публицистика Демулена и ее влияние на развитие революции.

 

Публицистическая  деятельность Демулена показательна для революционной эпохи. Он заявил о себе в период так называемого «дождя памфлетов» накануне взятия Бастилии. Его памфлет «Свободная Франция», несущий на себе печать риторики Цицерона, и памфлет «Речь фонаря», рисующий образ идеальной республики, сделали имя Демулена популярным среди республиканцев.

В 1790 году, в первый год свободы, был опубликован  небольшой сборник под названием  «Сатиры, или Избранные лучшие стихи, написанные накануне Революции». Речь шла о памфлетах, которые были направлены против королевской власти. Раньше они в большинстве своём  прошли незамеченными и вскоре были забыты. Но вот теперь их напечатали с фамилиями авторов. Читатели с  энтузиазмом встретили этот сборник. Три произведения принадлежали перу Демулена. Два из них были написаны до революции. Первое относилось к кардиналу Рогану и нашумевшему делу с колье. Второе – сатира, написанная в 1878 году, отражает настроение автора в то время. Больше всего в ней достаётся королеве, которую автор сравнивает с Мессалиной.

В 1788 г. Демулен написал брошюру «Философия французского народа». Сам памфлет исчез. Существует лишь фрагмент, воспроизведенный газетой «Монитер». В нём Демулен обращается, убеждая его не падать духом и не слагать оружия перед врагом. Он даёт советы относительно будущей конституции и говорит о правах третьего сословия.

17 июля 1789 года  Демулен опубликовал широко известный антимонархический памфлет "La France libre» ("Свободная Франция"). Это не первое публицистическое сочинение Демулена, но первое из те, что дошли до нас, и первое, что имело настоящий успех. 
Правда вышел он с опозданием. И не потому, что не хватило нужной суммы денег для печатания: просто все типографии были перегружены работой. В Париже в это время наблюдался «дождь памфлетов». Патриоты горячо приняли «Свободную Францию», потому что она отразила их идеи, надежды и стремления. В несколько дней памфлет разошёлся в большом количестве экземпляров. Но одновременно он вызвал негодования со стороны роялистов и монархических кругов.

Демулен, суммировав все отклики на свой памфлет, решил дать сразу же всем ответ свои произведением «Речь фонаря». В предисловии он писал: «Примите в знак моей благодарности посвящение этого издания и да удостоится мой «Фонарь» от вас той же чести! Сомневаюсь, чтобы это младшее дитя имело бы такой же успех, как старшее».

В сентябре того же года он напечатал горячую  демократически-республиканскую брошюру "Discours de la lanterne aux Parisiens" ("Обращение уличного фонаря к парижанам" или «Речь фонаря»), народным, ярким языком разъяснявшую идеи демократической республики. Памфлет был написан от лица фонаря, на котором революционные толпы вешали аристократов. В этом произведении Демулен развёртывает перед читателем картину будущей республики, олицетворяющей собою золотой век человечества. Автор показывает громадный союз людей, связанных узами братской любви, наслаждающихся безоблачным счастьем, собирающихся на общественные пиры, подобно гражданам Спарты и Афин. Не было ни судов, ни школ, ни сената, ни войн. Все сословия сливались воедино. Бедных угощали за столом без различия социального положения. В идеальной республике Демулена добродетель и счастье являлись синонимами. «Я мечтал,- говорил он впоследствии, - о республике, которую бы все любили».

 После  этого за Демуленом закрепилось прозвище "прокурор фонаря".

В 1792 году Бриссо в газете «Французский патриот» пишет о Камиле: «Этот человек называет себя патриотом лишь для того, чтобы клеветать на патриотизм». Демулен ответил на все эти инсинуации страстным, убийственным памфлетом «Разоблачённый Бриссо», в котором осуждались воинственные заявления Бриссо и доказывалась необходимость нести свободу мирным путем, а не восстанавливать против революции другие страны и народы.

Пафос выступления Камиля совпал с настроением французского народа. Это было исключительно точное попадание. Этот памфлет произвел ошеломляющее впечатление на читателей.

Вскоре  Демулен написал брошюру «Фрагмент тайной истории Революции, или История бриссотинцев ». Этот памфлет внес свою лепту в борьбу против жирондистов.  

Глава4. Периодические издания Демулена и их влияние на развитие революции.   

Именно во время  Великой французской революции  произошло становление политической печати и зарождение прессы в современном  понимании этого слова. Роль и  значение газет и журналов возросли до такой степени, что уже никто  не представлял себе того положения, в котором пребывала печать до Революции.  

Вот какое объяснение слова "газета" приводит Камиль Демулен: "При старом режиме периодический листок, который сообщал о погоде: Сегодня журналисты - общественная власть. Они разоблачают, декретируют, управляют удивительнейшим образом, оправдывая или осуждая. Каждый день они поднимаются на трибуну: они среди тех, чей голос слышат 83 департамента. За 2 су можно слушать этого оратора. Газеты каждое утро сыплются как манна небесная и: подобно солнцу, ежедневно выходят освещать горизонт". (Revolutions de France et de Brabant. P., 1790, #17.) 

Временная дружба с Мирабо вдохновляет Демулена на выпуск нового издания. Осенью 1789 года Камиль Демулен стал выпускать газету под претенциозным и громоздким заглавием: “Революции Франции и Брабанта и тех королевств, которые, потребовав от Национального собрания и приняв кокарду, заслужат место в летописях свободы”.

  История названия газеты такова. К тому моменту уже существовала газета Прюдома и Лустало «Революции Парижа». В глазах Демулена Революция не была явлением чисто французским. Бельгийцы (Брабант) последовали примеру французов, и вскоре освободительное движение охватило всю австрийскую часть Нидерландов. Поэтому добавился «Брабант».

Информация о работе Демулен, как представитель буржуазно-демократической модели журналистики