Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:59, курсовая работа
Деятельность Ф.М. Достоевского как художника была сопряжена с глубоким интересом к современным событиям, характерным явлениям, выразительным деталям окружавшей его действительности. Наблюдая за всеми оттенками развития «живой жизни», он с неослабным вниманием следил за отражением ее проявлений в русской и иностранной периодике. По признанию очевидцев, писатель ежедневно просматривал газеты и журналы «до последней литеры», стремясь уловить в богатом многообразии значительных и мелких фактов их внутреннее единство, социально-психологические основания, духовно-нравственную суть, философско-исторический смысл.
Вступление................................................................................................................... 3
II. Достоевский как редактор и издатель...................................................................... 4
1. 60-е годы. Издание журналов «Время» и «Эпоха».............................................. 4
2. Журнал «Гражданин» В.П.Мещерского. Воспоминания М.А.Александрова о деятельности Достоевского на посту редактора «Гражданина»......................................................... 9
3. 1876 – 1881 «Дневник писателя»......................................................................... 11
4. Особенности публицистики Ф.М. Достоевского и ее роль в общественно-политическом движении......................................................................................................................... 16
III. Заключение.................................................................................................................. 19
IV. Список использованной литературы........................................................................ 20
ДОСТОЕВСКИЙ КАК РЕДАКТОР И ИЗДАТЕЛЬ
I. Вступление....................
II. Достоевский как редактор
и издатель....................
1. 60-е годы. Издание журналов
«Время» и «Эпоха».............
2. Журнал «Гражданин» В.П.
3. 1876 – 1881 «Дневник писателя»............
4. Особенности публицистики
Ф.М. Достоевского и ее роль
в общественно-политическом
III. Заключение....................
IV. Список использованной
литературы....................
I. Вступление.
Деятельность Ф.М. Достоевского
как художника была сопряжена
с глубоким интересом к современным
событиям, характерным явлениям, выразительным
деталям окружавшей его действительности.
Наблюдая за всеми оттенками развития
«живой жизни», он с неослабным вниманием
следил за отражением ее проявлений в
русской и иностранной
Эта связь Достоевского с
публицистической деятельностью во
многом обусловлена своеобразием
всего его творчества вообще, его
мировоззрением, большой «тоской
по текущему». Например, после Омского
острога Достоевский был
переведен в Семипалатинск
Такая потребность диктовалась своеобразием романистики Достоевского, в которой органично сплавились вечные темы и злободневные проблемы, мировые вопросы и узнаваемые детали быта, высокая художественность и острая публицистичность. Кроме того, писатель всегда испытывал страстное желание говорить напрямую с читателем, непосредственно влиять на ход социального развития, вносить незамедлительный вклад в улучшение отношений между людьми.
Именно поэтому Достоевского всегда влекла публицистика, издание и редактирование собственных газет и журналов. Этой теме и посвящена наша работа
Достоевский в течение жизни был связан с несколькими периодическими изданиями. В 60-е годы вместе с братьями он выпускал журналы «Время» и «Эпоха», в начале 70-х годов редактировал газету-журнал «Гражданин», принадлежавшую В.П.Мещерскому, в 1975-1981 годах выходит его собственный еженедельник «Дневник писателя», в котором он освещает актуальные проблемы времени, размышляет над судьбами бытия.
II. Достоевский как редактор и издатель.
1. 60-е годы. Издание журналов «Время» и «Эпоха».
В конце декабря 1859 года, ровно
через 10 лет после отправки на каторгу,
Достоевский вернулся в Петербург.
Для литературы десятилетний период
- очень большой срок. Появились
новые писатели, новые произведения.
Прежде всего Достоевский
решил реабилитировать свое литературное
имя и принял самое деятельное
участие в тогдашней
В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" - специфической модификации идей славянофильства.
Объявление о начале издания "Времени" составил Федор Достоевский. В нем в частности говорилось следующее:
"Мы убедились, наконец,
что мы тоже отдельная
Это была программа "почвенничества".
Сутью этого направления было
утверждение национальной самобытности
и критическое отношение к
западнической ориентации интеллигенции.
Почвенничество было близко к идеям
славянофильства. В Сибири, по признанию
Достоевского, изменились "постепенно
и после очень-очень долгого
времени" его "убеждения". Суть
этих перемен, Достоевский в самой
общей форме сформулировал как
"возврат к народному корню,
к узнанию русской души, к признанию
духа народного". "Почвенничество"
было скорее попыткой очертить контуры
"общей идеи", найти платформу,
которая примирила бы западников
и славянофилов, "цивилизацию"
и народное начало. Скептически относясь
к революционным путям
Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!".
«Программа» «Времени» была чрезвычайно разнообразна. Вот структура журнала, предложенная Достоевским:
I. Отдел литературный. Повести, романы, рассказы, мемуары, стихи и т.д.
II. Критика и библиографические заметки, как о русских книгах, так и об иностранных. Сюда же относятся разработки новых пьес, поставленных на наши сцены.
III. Статьи ученого содержания.
Вопросы экономические,
IV. Внутренние новости.
Распоряжения правительства,
V. Политическое обозрение.
Полное ежемесячное обозрение
политической жизни государств.
Известия последней почты,
VI. Смесь. а) Небольшие
рассказы, письма из-за границы
и из наших губерний и проч.
б) Фельетоны. в) Статьи
Прямым редактором журнала был М.М.Достоевский, поскольку Ф.М.Достоевский находился под надзором полиции. Только в 1873 году это препятствие было устранено, и он был официально объявлен редактором «Гражданина».
М.М.Достоевский занимался
больше финансовыми вопросами журнала,
В журнале «Время» были опубликованы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, «Житейские сцены» Плещеева, «Грех да беда на кого не живет» Островского, «Мое детство» Воронова, «Зимний вечер в бурсе» Помяловского и др. Большое место отводилось французской уголовной хронике, мастерски обработанной в редакции; в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи; имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. Журнал был разнообразным и интересным для публики и собирал до четырех тысяч подписчиков.
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений: с первого номера печатается роман «Униженные и оскорбленные», Достоевский ведет критический отдел, который был открыт статьей «Ряд статей о русской литературе. Введение», он принимает также участие в других трудах по журналу, в составлении книжек, в выборе и заказе статей, а в первом номере взял на себя и фельетон «Сновидения в стихах и прозе».
Существенную
роль в журнале играл критик-
Страхов особенно горячо возражал
против материального улучшения
жизни народа. Изменение положения
масс должно идти через моральное
религиозное
В журналах братьев Достоевских
публиковались и молодые
В своих журналах Достоевский, призывая к «всеобщему духовному примирению», пытался взять на себя роль посредника между либералами и революционными демократами. Стремясь стать выше борьбы партий, он призывал к духовному единению и братству сословий в России, к примирению дворянства и народа. Достоевский указывал, что, в отличие от Западной Европы, духовная связь между высшими классами и народом в России является якобы преимуществом ее исторического развития.
Спор Достоевского с демократическим лагерем не ограничивался политическими вопросами. Достоевский выступает и с критикой эстетической программы революционных демократов. Он пишет полемическую статью «Г.— бов и вопросы искусства», направленную против Добролюбова и всего лагеря революционно-демократической литературы, стремясь нейтрализовать ее могучее влияние на читателей. Высмеивая заботу «утилитаристов» о пользе, о практическом значении искусства, которые якобы ставила во главу угла демократическая эстетика, Достоевский обвиняет ее в том, что она превращает искусство в сухое резонерство, умаляет значение художественности.
Вступив в 60-е годы на путь
полемики с революционно-
«Записки из подполья»
явились одним из наиболее тягостных
и безысходных произведений Достоевского.
Они направлены против революционно-демократического
лагеря, в частности против исторического
оптимизма Чернышевского и его
романа «Что делать?». В «Записках»
утверждалось нравственное и патологическое
«подполье» человека-индивидуалиста,
замкнувшегося в
В 1862 году Достоевский совершает
свою первую поездку за границу, посещает
Францию, Англию, Италию. В Лондоне
он встретился с Герценом и познакомился
с Бакуниным. В письме к Огареву
Герцен сообщал о Достоевском: «Вчера
был Достоевский, он наивный, не совсем
ясный, но очень милый человек. Верит
с энтузиазмом в русский народ»