Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:59, курсовая работа
Деятельность Ф.М. Достоевского как художника была сопряжена с глубоким интересом к современным событиям, характерным явлениям, выразительным деталям окружавшей его действительности. Наблюдая за всеми оттенками развития «живой жизни», он с неослабным вниманием следил за отражением ее проявлений в русской и иностранной периодике. По признанию очевидцев, писатель ежедневно просматривал газеты и журналы «до последней литеры», стремясь уловить в богатом многообразии значительных и мелких фактов их внутреннее единство, социально-психологические основания, духовно-нравственную суть, философско-исторический смысл.
Вступление................................................................................................................... 3
II. Достоевский как редактор и издатель...................................................................... 4
1. 60-е годы. Издание журналов «Время» и «Эпоха».............................................. 4
2. Журнал «Гражданин» В.П.Мещерского. Воспоминания М.А.Александрова о деятельности Достоевского на посту редактора «Гражданина»......................................................... 9
3. 1876 – 1881 «Дневник писателя»......................................................................... 11
4. Особенности публицистики Ф.М. Достоевского и ее роль в общественно-политическом движении......................................................................................................................... 16
III. Заключение.................................................................................................................. 19
IV. Список использованной литературы........................................................................ 20
Журнал «Время» имел большой успех у публики. По свидетельству Н.Страхова, в 1861 году у него было 2300 подписчиков, во второй год – 4302. Гонорар редко падал ниже 50 рублей за печатный лист, составлял до 100 р.
Причина такого успеха – имя Достоевского, который был уже очень известен, роман «Униженные и оскорбленные», общее настроение публики.
В мае 1863 года журнал «Время»
был по высочайшему повелению
закрыт. Это было связано со статьей
Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященной
польскому восстанию. Следующий
журнал был назван «Эпоха» и открыт
в 1864 году. Новый журнал братьев Достоевских
просуществовал недолго (1864—1865). Он начался
в неблагоприятных
2. Журнал «Гражданин»
В.П.Мещерского. Воспоминания М.А.Александрова
о деятельности Достоевского
на посту редактора «
После окончания начатого за границей романа «Бесы» Достоевский в начале 1873 года вернулся к журнальной деятельности, приняв на себя редактирование газеты-журнала «Гражданин» (1873-1874), с платой по 250 рублей в месяц, кроме гонорара за статьи. Издавал ее князь В.П. Мещерский, монархист. Мещерского называли в либеральной печати «князем Точкой», потому что в одной из первых статей своей газеты он потребовал «поставить точку» ко всем реформам в России.
«Гражданин», подобно изданиям Каткова, поставил своей целью бороться не только с революционными, но и с либеральными органами печати. Озлобленно выступала газета против рабочего движения и передового студенчества, против земств. Мещерский требовал сохранения телесных наказаний, отдачи в солдаты студентов, участвовавших в забастовках. Особенно активно он выступал против восстаний крестьян.
Достоевский в силу противоречивости
своего мировоззрения долго
Газета выходила еженедельно, а отдельные годы — два раза в неделю. Здесь Достоевский напечатал «Дневник писателя за 1873 год», роман «Подросток» (1875). В «Гражданина» Достоевский ведет также обзор иностранной политики и печатает фельетоны.
По свидетельству Н.Страхова, Федор Михайлович много стараний и труда вложил в этот журнал. Он пишет в своих воспоминаниях: «Читатели, которые вздумают перечесть «Гражданин» за этот год, тотчас увидят, как много старания и труда положено было на журнал его редактором. Заботливость была величайшая. С своей стороны, несмотря на несколько охладившиеся отношения, я считал долгом усердно писать тогда в «Гражданине», в котором, впрочем, был сотрудником с самого его начала».
Отказавшись от редактирования «Гражданина» из-за неизбежного столкновения с издателем в 1874 году, Достоевский в 1876 и 1877 году вернулся к изданию «Дневника писателя» в качестве самостоятельного собственного издания, печатая его в виде отдельных ежемесячных выпусков.
Интересные воспоминания
о деятельности Достоевского- редактора
оставил метранпаж М.А.
Знакомство М.А.Александрова с Федором Михайловичем Достоевским началось со времени вступления его в редакторство "Гражданина", тогда еще еженедельного журнала.
О вступлении Федора
Михайловича в это
М.А.Александров писал: «Федор Михайлович с усиливавшимся упорством преследовал принятое им на себя трудное дело приведения "Гражданина" к общепринятым литературным формам, которые этот журнал до него игнорировал, — и в этой нивелировке я принимал косвенно, конечно, и невольно, но тем не менее деятельное участие». Это касалось и внешнего вида, и регулярности журнала, и его содержания.
Сначала в «Гражданине» печатался «Дневник писателя», но этого было недостаточно и тогда Достоевский, оставив "Дневник", попробовал свои силы в иной области литературы: с осени 1873 года он стал писать политический обзор иностранных событий и сначала был очень доволен, что ему и в этой области работа удалась вполне.
Однако ж составление политических обозрений являлось работою хотя и более простою, чем "Дневник", но зато еще более срочною, чем писание "Дневника", план которого, как известно, был таков, что совсем не обязывал автора давать подробный отчет за все прожитое время и, благодаря этому, допускал возможность откладывать и даже совсем пропускать многие явления общественной жизни, чего нельзя было делать, ведя политическое обозрение иностранных событий. Эта срочность работы была крайне тяжела для Федора Михайловича, она изнуряла его и нравственно и физически; притом знаменитый романист не мог, конечно, не сознавать, что если будет работать так постоянно, то он никогда не будет в состоянии создать крупного произведения, так как на эту мелочь, то есть на эту заказную работу, он разменивал свой колоссальный талант... В совокупности все эти обстоятельства расстроили и без того хрупкое здоровье Федора Михайловича... Он ощущал как бы давление тяжелого кошмара, освободиться от которого ему представлялось действительным одно-единственное средство — сложить с себя редакторство "Гражданина", хотя бы уж по тому одному, что журнал этот был прежде всего еженедельный.
Так Федор Михайлович и
решился сделать. В конце 1873 года
он попросил увольнения от редакторства
"Гражданина"... Как водится, вместе
с заявлением об этом было подано в
Главное управление по делам печати
и прошение об утверждении редактором-
3. 1876 – 1881 «Дневник писателя».
Достоевский, страстно
желавший напрямую говорить с
читателем, намеревался
В конце 1875 Достоевский
вновь возвращается к
Автор так определял характер издания: "Дневник писателя" будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично". Ежемесячный журнал «Дневник писателя» обходился без сотрудников, без программы и отделов. В материальном отношении успех был большой: количество расходившихся экземпляров колебалось от 4 до 6 тысяч. "Дневник писателя" находил горячий отклик как среди приверженцев, так и среди порицателей его, по своей искренности и редкой отзывчивости на волнующие события дня.
"Дневник" 1876-1877 - сплав
публицистических статей, очерков,
фельетонов, "антикритик", мемуаров
и художественных произведений.
В "Дневнике" преломились непосредственные,
по горячим следам, впечатления
и мнения Достоевского о
Внимание писателя привлекают
железнодорожные катастрофы, судебные
процессы, увлечение интеллигенции
спиритизмом, распространение самоубийств
среди молодежи. Его беспокоит
распад семейных связей, разрыв между
различными сословиями, торжество «золотого
мешка», эпидемия пьянства, искажение
русского языка и многие другие больные
вопросы. Перед читателем открывается
широчайшая историческая панорама пореформенной
России: именитые сановники и неукорененные
мещане, разорившиеся помещики и преуспевающие
юристы, консерваторы и либералы, бывшие
петрашевцы и народившиеся анархисты,
смиренные крестьяне и
Однако «Дневник писателя»
— не многокрасочная фотография и
не калейдоскоп постоянно
Это характерное для каждой
страницы «Дневника» столкновение личного
и социального, конкретного и
общего можно пронаблюдать — по
тематическому контрасту — и
в совсем иной области авторских
рассуждений, рассуждений о внешней
политике: о неприемлемости усиления
милитаризма бисмарковской
И о чем бы ни заводил речь автор «Дневника» — будь то общество покровительства животным или литературные типы, замученный солдат или добрая няня, кукольное поведение дипломатов или игривые манеры адвокатов, кровавая реальность террористических действий или утопические мечтания о «золотом веке» — его мысль всегда обогащает текущие факты глубинными ассоциациями и аналогиями, включает их в главные направления развития культуры и цивилизации, истории и идеологии, общественных противоречий и идейных разногласий. Причем при освещении столь разнородных тем на предельно конкретном и одновременно общечеловеческом