Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа
Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.
Общение — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.
1. Где зарождался этикет.......................................................................................... 4
2. Особенности профессионального общения юриста...........................................4
3. Этапы процесса делового общения юриста........................................................5
4. Коммуникативные умения, необходимые юристу ............................................7
5. Понятие об этикете................................................................................................10
6. Хорошие манеры...................................................................................................11
7. Вежливость............................................................................................................12
8. Тактичность и чуткость........................................................................................12
9. Скромность.............................................................................................................13
10. Происхождение профессиональной этики........................................................14
11. Профессионализм, как нравственная черта личности......................................14
12. Культурный облик руководителя........................................................................16
13. Беседы с посетителями и подчинёнными..........................................................17
14. Этика приёма посетителей и подчинённых.......................................................18
15. Общение без слов..................................................................................................19
Заключение..................................................................................................................20
Список использованной литературы.............................................
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
6. Хорошие манеры
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами
считаются скромность и сдержанность
человека, умение контролировать свои
поступки, внимательно и тактично
общаться с другими людьми. Дурными
манерами принято считать привычки
громко говорить, не стесняясь в
выражениях, развязность в жестикуляции
и поведении, неряшливость в одежде,
грубость, проявляемые в откровенной
недоброжелательности к окружающим,
в пренебрежении к чужим
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
7. Вежливость
Всем известны выражения:
"холодная вежливость", "ледяная
вежливость", "презрительная вежливость",
в которых эпитеты, прибавленные
к этому прекрасному
Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких жертв", приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения – там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Одним из главных элементов
вежливости считают умение запоминать
имена. Вот как об этом говорит
Д. Карнеги: "Большинство людей
не запоминают имен по той причине,
что не хотят тратить время
и энергию на то, чтобы сосредоточиться,
затвердить, неизгладимо запечатлеть
эти имена в своей памяти. Они
ищут для себя оправданий в том, что
слишком заняты. Однако они вряд
ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт,
а он находил время для того,
чтобы запомнить и при случае
воскресить в памяти даже имена механиков,
с которыми ему приходилось соприкасаться.
8. Тактичность и чуткость
Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим - обязательное
условие тактичности даже между
хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось
сталкиваться с ситуацией, когда
на совещании некто небрежно бросает
во время выступлений своих
Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.
Тактичность, чуткость подразумевают
также способность быстро и безошибочно
определять реакцию собеседников на
наше высказывание, поступки и в
нужных случаях самокритично, без
чувства ложного стыда
9. Скромность
"Человек, который говорит
только о себе, только о себе
и думает – утверждает Д.
Карнеги. – А человек, который
думает только о себе –
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Д. Карнеги пишет: "Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение". Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т.Рузвельт однажды признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не мог бы желать ничего лучшего. "Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?" - спрашивает Д. Карнеги и заключает: "Если вы можете быть уверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы". И действительно, кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.
Никогда не следует начинать
с заявления "Я вам докажу то-то
и то-то". Это равносильно тому,
считают психологи, чтобы сказать:
"Я умнее вас, я собираюсь
кое-что вам сказать и
Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным.
Тем не менее, основные, лучшие
традиции общегражданского этикета, даже
видоизменившись по форме, остаются
жить по своему духу. Непринужденность,
естественность, чувство меры, вежливость,
тактичность, а главное благожелательность
по отношению к людям, - вот качества,
которые безотказно помогут в
любых жизненных ситуациях, даже
тогда, когда вы не знакомы с какими-либо
мелкими правилами
10. Происхождение профессиональной этики
Выяснить происхождение
профессиональной этики - это проследить
взаимосвязь моральных
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий,
имеющих жизненно важное значение для
всех членов общества, возникли в глубокой
древности, и поэтому, такие профессионально-
Появление профессиональной
этики во времени предшествовало
созданию научных этических учений,
теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость
в регулировании
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.
Взаимосвязь профессиональной
этики и общественного сознания
существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики
имеют свои традиции, что свидетельствует
о наличии преемственности
11. Профессионализм, как нравственная черта личности
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых
- нравственные качества
личности специалиста, которые
обеспечивают наилучшее
- взаимоотношения внутри
профессиональных коллективов,
- особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение
к труду являются важными характеристиками
морального облика личности. Они имеют
первостепенное значение в личностной
характеристике индивида, но на различных
этапах исторического развития их содержание
и оценка существенно различались.
В классовом обществе они определялись
социальным неравенством видов труда,
противоположностью умственного и
физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных