Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа
Политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Таким образом, Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов.
Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами.
Меняющиеся типологические параметры. Изменения типологических характеристик нашей прессы в целом позволяют сформулировать некоторые общие положения. Исчезла партийная пресса, появились независимые коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного типа, которые часто относят к «желтой» журналистике, а также электронные газеты и электронные версии газет в Интернете.
Эти перемены связаны
с изменениями социальной структуры
нашего общества, с отказом от командно-административной
системы управления, с переходом
нашей прессы к горизонтальной структуре
и с развитием новых
Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее горизонтальным разделением.
Географический принцип типологии – общероссийская, центральная или национальная, региональная пресса и пресса местная – продолжает, конечно, действовать, но нет вертикали молодежной, профсоюзной прессы и т.д. Каждое издание функционирует в рамках своего региона, взаимодействуя с другими принадлежащими, например, тому же холдингу и той же компании изданиями, но в плане не столько политической, сколько экономической вертикали.
На состояние современной типологии прессы оказали влияние экономические трудности. Разрушение системы городской доставки и распространения печати практически убило вечернюю прессу. Газеты, которые носят название вечерних, распространяются в основном в розницу и издаются в течение дня. В этом плане типологическое отличие «Московского комсомольца» от «Вечерней Москвы» трудно обнаружить. «Московский комсомолец» продается как вечерняя по существу газета, и уже в 7–8 часов вечера ее можно купить на станциях метро и в других местах у распространителей.
Типологические изменения в нашей журналистике накладываются на изменяющийся информационный ландшафт российской прессы. И здесь можно назвать много факторов. В первую очередь, конечно, фактор политический. До сих пор Россия расколота на разные политические кланы, что в значительной степени сказывается на содержании российской прессы и ее информационной политике. Нигде в мире нет столь политизированной и конфронтационной прессы, как в Москве. В провинции, регионах ситуация существенно меняется. Зарубежные исследователи также обращают внимание на суперполитизацию нашей прессы, находящейся под воздействием активного противоборства коррумпированных экономических группировок, проявляющих себя пока больше в сфере политики, чем экономики. Это так называемые олигархи, которым принадлежат российские, московские газеты, журналы, телеканалы.
Важным фактором, определяющим специфику информационной структуры, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается в сфере средств массовой информации. Практически не действуют антимонопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся и в распространении прессы, и в полиграфической сфере, и в бумажном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной газеты. Большинство изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, получаемых от их владельцев, поэтому тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и государство – с другой. При этом государство действует на общефедеральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуществляется через местные власти – губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читателей, слушателей, зрителей.
Сказываются и недостатки наших правовых документов, касающихся средств массовой информации. В закон о СМИ включено много интересных и полезных положений, но в нем не прописаны отношения журналистов с собственниками. Проблема права собственности СМИ остается невыделенной из других сфер экономики и политики. К СМИ применяются те же законы, что и к продукции пищевой, легкой или тяжелой промышленности. Между тем информационный продукт имеет принципиальное отличие. И в данном случае владелец не может не нести ответственности за соблюдение интересов общества, всех слоев населения. Наше законодательство достаточно четко очерчивает права журналиста, главного редактора, но не определяет места владельца издания в структуре средств массовой информации.
Журналист защищен юридически от давления редактора. Однако в российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, определяющие взаимоотношения редакции и владельца издания. Большие проблемы возникают и с новыми технологиями. С одной стороны, они активно используются, с другой – в условиях обеднения многих СМИ прогресс в техническом обеспечении прессы, особенно местной, тормозится: если, например, Владимир обеспечен современной компьютерной техникой, то в Ярославле даже для областных изданий компьютер является редкостью, что сказывается на качестве работы редакций. Эти проблемы можно решить только в результате общего сдвига в экономике или с помощью специальных мер, направленных на снижение цен на компьютерную технику.
На уровне российской журналистики сказывается отставание подготовки кадров от быстрого количественного роста СМИ. Падение профессионального уровня журналистики в России бесспорно. Это очень сложный процесс. С одной стороны, оперативность, разнообразие, многоплановость, быстрота доставки информации неизмеримо выросли по сравнению с советским периодом, с другой – обработка этой информации проводится на низком уровне. На страницах газет нередки стилистические, грамматические, грубые фактические ошибки, искажения фактов, неточности в освещении исторических, географических, этнических реалий.
Обращает на себя внимание
обеднение жанровой палитры нашей
прессы. Почти нет очерков, фельетонов.
Кроме других причин, это объясняется
и отсутствием профессионалов, острой
нехваткой квалифицированных
1.1 Типы газет и их особенности
Газетные материалы должны обладать определенной направленностью — тщательным учетом всех специфических черт, свойственных аудитории той или иной страны или группы стран, для которых предназначается публикация, а также черт, свойственных местным газетам2.
Газеты делятся:
по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);
по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные; также по возрастному принципу — детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и тд.;
по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные;
по формату - А 4, Берлинер, А 3, А 2;
по стилю оформления — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками;
по стоимости — платные и бесплатные
Особенности газет
Мобильность — газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;
Общедоступность
— газета предназначена для
Периодичность — газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику. По этому признаку газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Существуют газеты выходящие два или три раза в неделю, два раза в месяц и т. п. Существуют также утренние и вечерние газеты;
Официальность — многие решения (распоряжения, законы и т. п.) властных органов всех уровней вступают в силу только после их официального опубликования в газете или другом печатном органе.
Критерии качества газет
Выбирая события в момент записи информации, журналисты быстро принимают множество решений. Каждое из них требует применения критериев оценки. "Хорошая" журналистика зависит от такого "хорошего" выбора / отбора, который по ходу процесса журналистского производства постепенно преобразует события в новости. Что же означает, в таком случае, хороший выбор? Он означает выбор событий, удовлетворяющих требованиям / параметрам / характеристикам новостной ценности, относящимся к природе новостного продукта.
Качество новостных услуг
Проблемы,
связанные с качеством
Если информация является продуктом, можем ли мы определить читателя газеты как потребителя? Эти читатели не рассматривают себя как потребителей продукта, они выбирают газету согласно своим интересам, предубеждениям и пристрастиям, однако газета тоже выбирает своих читателей; происходят взаимный отбор и взаимная адаптация. Читатели газеты представляют своего рода делового клиента, однако очень специфического рода, который далек от типичного определения потребителя.
В условиях, когда читатели газеты не подходят под классическое определение потребителя выделяют различные характеристики, которые обычно принимаются во внимание при оценке качества других продуктов – такие, как уровень удовлетворенности, эстетические предпочтения, профиль потребителя или ниша возможностей. Производство новостей является результатом процесса, в который вовлечены знание интересов и потребностей читателей и способность журналиста поставлять и обрабатывать информацию без искажения фактов, отбирая и иерархически структурируя порцию новостей. Чтобы средство коммуникации могло работать результативно и тем самым способствовать социальному развитию и демократии, оно должно определить показатели качества, входящие в процесс производства. Качество информационного продукта будет усматриваться в:
понимании показателей и соответствии им,
потребности рассматривать процесс с точки зрения добавленной ценности,
достижения
результатов в части
непрерывного улучшения процессов на основе объективного измерения.
Показатели качества или новостные ценности
Каковы показатели качества в процессе производства газет?
Ответ был найден в исследованиях по созданию новостей, которые определяют важность и критерии новостной ценности событий с учетом потребностей читателей.
Событие должно быть ценным с точки зрения новостей, т.е. оно должно отвечать набору новостных ценностей, которые «являются связанными с релевантностью критериями, рассеянными по всему процессу производства: иначе говоря, это критерии, которые присутствуют в отборе новостей и также влияют на последующие фазы процесса, но обладают различной степенью важности»4.
Новостные
ценности работают как практические
правила, вытекающие из профессионального
знания и полезные в качестве руководства
как при отборе материала, так
и при его представлении
Показатели, относительно которых согласны аналитики в области создания газет, следующие: близость, воздействие и релевантность. Эти показатели подразумевают, что заинтересованность читателей растет, когда событие географически близко к ним и / или эмоциональное воздействие сильнее, и / или число людей, вовлеченных в событие или задетых им, больше.5
Другая новостная ценность относится к актуальности события – требуется решить, какие события должны быть опубликованы немедленно, а какие можно определить как бессрочные, другими словами, опубликовать их в иное время. Чем короче время между событием и его публикацией, тем актуальнее новостной материал. Таким образом, текущие дела всегда публикуются позже остальных новостей. Журналисты подчеркивают этот момент, однако, согласно Дж.Фуллеру, этот критерий образует тенденцию в информировании, которую он называет "предрассудком немедленности".