Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 08:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть деятельность избирательных комиссий, в частности Избирательной комиссии Республики Коми, относительно информирования населения и выявить их влияние на развитие правовой культуры избирателей.
Для решения цели обозначены следующие задачи:
- изучить основные направления работы избирательных комиссий по информированию населения
- выявить цели информационной деятельности
- проанализировать проводимые избирательными комиссиями мероприятия по повышению правовой культуры избирателей.
Введение 3
Глава 1. Основные составляющие информационной деятельности избирательных комиссий 7
§1Направления информационной деятельности избирательных комиссий 7
§2 Информационные ресурсы информационной политики 14
Глава 2. Информационная деятельность Избирательной комиссии Республики Коми 18
§1 Задачи, направления, принципы деятельности Избирательной комиссии Республики Коми 18
§2 Направления информационной деятельности Избирательной комиссии Республики Коми 19
Заключение 33
Список источников и литературы 35
Оглавление
Избирательное право и избирательный процесс самым непосредственным образом связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право регламентирует реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранным, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признается ее многонациональный народ. В условиях становления и развития в России демократического правового государства от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Повышение правовой культуры избирателей, от уровня которой во многом зависят характер, ход и итоги избирательных мероприятий, подразумевает в первую очередь необходимость формирования у граждан Российской Федерации активного осознанного выбора в период избирательных кампаний и референдума. Эта цель достигается в результате общего правового просвещения населения и специального обучения избирателей.
Правовое
просвещение населения
Именно избиратель является главным субъектом избирательных правоотношений, от избирателей зависит итог и само содержание выборов. Современное избирательное право эффективно лишь в той мере, в какой оно является отражением демократической правовой культуры избирателей, ориентированной на активное и ответственное участие граждан в формировании выборных институтов власти. Именно поэтому проблематика соотношения правовой культуры, демократии и права приобретает особый интерес для понимания перспектив развития российской государственности.
Проблемой многих государств, включая Российскую Федерацию, является снижение интереса избирателей к участию в выборах, недостаточная политическая активность избирателей. В то же время российский опыт последних лет свидетельствует о возможности изменения ситуации к лучшему. Мировая практика выработала ряд подходов к решению проблемы повышения активности избирателей, но наиболее эффективным в долгосрочной перспективе является развитие правовой культуры избирателей. Определение направлений повышения активности избирателей посредством развития их правовой культуры выступает значимым вопросом развития российского гражданского общества. Одним из таких направлений является правовое воспитание и просвещение избирателей, прежде всего, подрастающего поколения.
Демократические преобразования в мире и в нашей стране привели к принципиально новой роли граждан в государственной и общественной жизни, что предполагает активное их участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей, путем реализации всего комплекса политических прав. Новая роль гражданина как активного носителя политических, прежде всего, избирательных прав, требует определенных знаний и навыков, осознания своей роли и ответственности за реализацию своих политических прав, активную гражданскую позицию, т.е. развитой правовой и политической культуры избирателя. В этой связи развитие правовой культуры избирателя - насущная задача любого демократического правового государства и его гражданского общества. Чрезвычайно актуальна она и для российского государства и общества. В этом и состоит актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы – рассмотреть деятельность избирательных комиссий, в частности Избирательной комиссии Республики Коми, относительно информирования населения и выявить их влияние на развитие правовой культуры избирателей.
Для решения цели обозначены следующие задачи:
- изучить основные направления работы избирательных комиссий по информированию населения
- выявить цели информационной деятельности
- проанализировать проводимые избирательными комиссиями мероприятия по повышению правовой культуры избирателей.
В работе использованы следующие источники:
http://www.democracy.ru1
http://www.cikrf.ru/2
http://izbiratel.ru3
http://www.izbirkom.rkomi.ru/4
http://www.komi.izbirkom.ru/
Использована следующая литература:
5. Журнал российского права, 2004. № 11
6. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации.
7.Новый формат. Информационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Республики Коми
Информационное обеспечение выборов является одной из гарантий механизма реализации избирательных прав граждан, выступающей в виде производства и распространения связанной с выборами информации в период избирательной кампании5. Кроме того, проводится информационная политика на повышение правовой культуры избирателя.
Основными субъектами, осуществляющими информирование избирателей, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с избирательным законодательством.
Наиболее широкими
Перефразировав известный афоризм Эдгара Хоу, можно сказать: «Заниматься полезной работой без информирования о ней – все равно что
подмигивать девушке в полной темноте: кроме вас, никто не узнает, что вы
делаете». То, что повышение правовой культуры избирателей является полезной работой, обсуждению не подлежит. При этом информационно-разъяснительная работа является составной частью компетенции избирательных комиссий по обеспечению открытости процесса выборов и открытости деятельности самих комиссий региона. Достижению целей в этом направлении способствует собственно распространение информации, оценка реакции общественности, как на поданную информацию, так и на деятельность системы избирательных комиссий, установление контактов, поддержание репутации и формирование положительного имиджа.
Основные цели избирательных комиссий в области реализации информационной политики:
-обеспечение открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий
-обеспечение реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и избирательных объединениях
-информирование граждан Российской Федерации о выборах, правилах голосования и нюансах избирательного законодательства
-повышение электоральной активности избирателей
-повышение уровня осведомленности (информированности) избирателей и интереса к деятельности избирательных комиссий
-создание атмосферы свободной и честной конкуренции во время выборов
-формирование положительного имиджа избирательных комиссий как независимого института, призванного обеспечить честные выборы.
Иными словами, задача информационных кампаний, проводимых избирательными комиссиями, - агитация за сами выборы, призванная максимально повысить электоральную активность и правовую культуру избирателей.6
Максимально полная, объективная, достоверная и своевременная информация, касающаяся избирательной комиссии, ее участников, порядка и сроков осуществления избирательных действий, является необходимым условием реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, имеет важное значение для формирования у граждан определенных электоральных приоритетов, на которых основывается их осознанный выбор7.
Информационное обеспечение избирательного процесса является одной из важнейших составляющих системы гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации. Следует согласиться с мнением Председателя Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации В.Е.Чурова, который считает, что «именно на реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации направлено все законодательство о выборах и вся деятельность участников избирательного процесса – избирателей, партий, кандидатов, избирательных комиссий»8. Информационное обеспечение выборов регулируется нормами избирательного права и рассматривается в качестве его института. Информирование осуществляется на принципах достоверности и объективности. Фактическое содержание информирования избирателей составляют разъяснение избирательного законодательства, особенностей его применения на конкретных выборах, оповещение участников выборов о сроках и порядке осуществления избирательных действий, опубликование сведений о явке избирателей для участия в голосовании, а также сведений об итогах голосования и результатов выборов. Информационно - разъяснительная деятельность избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов является одним из приоритетных направлений работы, поскольку она обеспечивает не только гласность и открытость выборов, но и способствует осознанному волеизъявлению избирателей9.
Сложившаяся
система информационно-
- уполномоченные объекты (органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица);
- совокупность
норм законодательства о
- информационные материалы (аудиовизуальные,
печатные, электронные, наглядные);
- информационные
каналы (каналы средств массовой информации,
информационные и телекоммуникационные
каналы и средства связи, распространение
печатных материалов через территориальную
избирательную комиссию, избирательные
объединения);
- программы обучения организаторов и
участников избирательной кампании;
- информационные технологии и методики.
Таким образом, изложенное нами, представляет собой систематическую деятельность по доведению до сведения участников и организаторов избирательного процесса объективной, беспристрастной и достоверной информации, связанной с выборами и не носящей агитационного характера. Вся деятельность по информированию строится на базовых принципах, обозначенных в действующем Федеральном законе: открытость, гласность, объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей. В силу своего статуса, а также полномочий и обязанностей, избирательная комиссия выступает организатором, прямым участником, координатором, уравновешивающим интересы других участников процесса информационного обеспечения выборов в части гарантий прав граждан, кандидатов, избирательных объединений, средств массовой информации и котроллером исполнения ими своих обязанностей, положений действующего законодательства. Информационное обеспечение выборов осуществляется с участием государственных и муниципальных, а также негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий10.
Мероприятия информационно-разъяснительного характера осуществляются с отчетливым выделением следующих этапов:
1.мероприятия
информационно-разъяснительной деятельности
до назначения выборов;
2.мероприятия информационно-разъяснительной
в ходе избирательной кампании;
3. мероприятия информационно-разъяснительной
деятельности накануне, в день голосования,
при установлении его итогов и результатов
выборов11.