Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
В этом году белорусское телевидение отметило юбилей – 55 лет в эфире. Вечером 1 ян¬варя 1956 года с экранов «домашних кинотеатров» исчезла привычная рябь. Сначала появилась заставка – уже знакомая многим телевышка с расхо¬дящимися концентрическими кругами; затем стол и стул на фоне стены; в кадр вошла молодая краси¬вая женщина, села за стол, едва заметно улыбнулась, произнесла: «Добры вечар, таварышы! Віншуем вас з Новым годам! Пачынаем нашы пробныя перадачы. Сёння вы ўбачыце кіначасопіс «Навіны дня» i мастацкі фільм «Пакаленне пераможцаў».
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемой литературы. В первой части рассматривается 55-летняя история белорусского телевидения и информационного вещания в частности. Во второй исследуется информационное вещание на Первом национальном телеканале, его тематическое и жанровое разнообразие. В заключении обобщается собранный материал, делаются выводы.
Введени嬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_______________________________________________3
Часть 1. Белорусское телевидение: 55 лет в эфире_____________5
Часть 2. Информационное вещание на Первом национальном телеканале: от теории к практике_____________________________13
2.1. Организация информационного вещания________________13
2.2 Тематический диапазон_______________________________16
2.3. Жанровое разнообразие______________________________22
Заключение____________________________________________30
Список используемой литературы_________________________31
Каждый день в эфир Первого национального канала выходят информационные программы, освещающие политические (события внутренней и внешней политики), культурные и спортивные новости, что позволяет сделать тематический диапазон программ практически безграничным.
Безусловно, БТ не хватает критики в адрес властных структур – республиканских, областных, районных. Это очень существенный недостаток. Телевидение призвано держать под неусыпным вниманием все акции правительства, от которых зависит благополучие миллионов наших граждан. Белорусское телевидение нуждается в острых, смелых передачах, а для этого телевидению не хватает подчас независимости. Похоже, что довольно часто в работе тележурналистов пока еще проявляются «рекомендации сверху». Ведущие «Панарамы» (а также «Новостей», «Новостей региона», «Дня спорта») похожи на те «говорящие автоматы» - дикторов прежних лет. Свобода журналистов имеет рамки, в силу которых в эфир попадает мало что говорящая, а то и устаревшая информация. Сообщения на международные темы исполнены на более современном профессиональном уровне, а рассказам о внутренних проблемах не хватает откровенности и профессионализма.
К тому же есть тенденция использовать однажды удачно найденную форму до бесконечности.
Очень важным шагом стало разрушение монополии БТ. Бесспорно, это улучшило освещение событий в стране и за рубежом. Программа «Панарама» стала более сжатой и менее официозной, у нее появились напористые и интересные соперники. Но даже после просмотра подобных передач, зрителю приходится просматривать информационные выпуски других каналов, чтобы составить более полное представление о событиях в мире. Выбор и подача новостей слишком часто осуществляются по старой формуле: сначала официоз, а настоящая новость дня теряется между строчками бодро прочитанного информационного сообщения. Программа «Панарама» остается неровной: информационные материалы не всегда выстроены по степени своей значимости, порой приходится ждать до конца программы, чтобы узнать о самом главном. [2]
В поддержку вышесказанных слов приведём пример вёрстки программы «Панарама», которая вышла в эфир 7 мая:
Краткое освещение тем.
Сюжет
о надвигающемся празднике
Сюжет о Дне Победы.
Сюжет о карточках Белтелекома, позволяющие ветеранам делать бесплатные звонки.
Сюжет
о возможном отделение
Падение самолёта на Востоке.
Сюжет о бесхозяйственных зданиях в стране.
Сюжет о неисправном колодце.
Сюжет об освоении пожилыми людьми интернет-пространства.
Сюжет о пограничной кавалерии в Витебске.
Сюжет о Дне радио, телевидения и радиосвязи.
Сюжет из планетария: наблюдение за луной.
Репортаж о «Забеге Победы» в Минске.
Новости спорта.
Прогноз погоды.
Слаживается впечатление, что программу верстали «на ходу», иначе как можно объяснить тот факт, что информация о падении самолёта и человеческих жертвах не стоит вначале программы.
Это относится и к программе «Новостей». Для анализа приведу пример вёрстки за 7 мая 9.00:
Коротко – обзор событий в стране и в мире.
Сюжет
о 66-й годовщине Дня Победы (также
говорится о карточках
Сюжет о спасении мексиканских шахтёров из шахты, где недавно прогремел взрыв.
Сюжет о наводнении в Америке, эвакуации жителей и разрушениях.
Приём главы государственного контроля в одном из городов республики.
Сюжет о подростковой преступности.
Сюжет о Дне радио, телевидения и радиосвязи.
Прогноз погоды.
«Новости» выходят несколько раз в день. Делается это для максимально быстрого информирования зрителей, ведь новые события в стране и в мире происходят каждую минуту, и журналисты следят за изменениями и стремятся первыми побывать на месте событий. Но что мы видим в «наших» «Новостях».
Вёрстка программы за 7 мая 12.00 (следующий выпуск после девятичасового выпуска):
Коротко – обзор событий в стране и в мире (без изменений).
Сюжет о 66-й годовщине Дня Победы (также говорится о карточках Белтелекома ветеранам для бесплатных звонков) (без изменений).
Сюжет о Дне радио, телевидения и радиосвязи (сюжет изменён, добавлены хроникальные кадры, больше говорится об истории).
Сюжет о наводнении в Америке, эвакуации жителей и разрушениях.
Сюжет о пограничной кавалерии в Витебске (сюжет без изменений пошел вечером в «Панараму»).
Чемпионат мира по хоккею (без сюжета).
Новости спорта («День спорта»).
Прогноз погоды.
Получается, что «Новости» выходят в эфир несколько раз в день не для быстрого информирования зрителей, а для монотонного повторения давно отснятого материала, а перемена мест сюжетов в сетке создаёт иллюзию быстрых перемен.
«Новости региона» выходят после основных новостей и рассказывают событиях, которые произошли в недавнем времени в регионе.
Пример вёрстки программы, вышедшей 10 мая в 19.10 в Гомельской области:
Сюжет о том, что в Гомельской области нашли жителя Ямала, который погиб в Беларуси во время войны.
Сюжет о горячей линии на тему «Как уберечь леса от пожара».
Сюжет о церковном празднике Дне женщин мироносительниц, который отмечался в этот день.
Сюжет о турнире по «Что? Где? Когда», который прошёл в областном доме творчества детей и молодёжи.
Для многих жителей эта программа единственный источник информации о событиях, которые произошли в их регионе. Об оперативности говорить не приходится, так как программа выходит редко.
«Зона Х» также не может похвастаться быстрой сменой материала в эфире, но это скорее радует, нежели приводит к непониманию, ведь программа освещает криминальную жизнь страны.
«Зона Х» поразительно напоминает российскую программу «ЧП», а ведущая (Виолетта Соколович) говорит и ведёт себя по образу и подобию Глеба Пьяных – ведущего российской программы «Максимум». Наблюдается искусственное нагнетание обстановки и запугивание.
Пример вёрстки программы за 7 мая 13.55:
Коротко – обзор криминальных событий:
Сюжет о минчанине, который продал один и тот же участок несколько раз.
Сюжет об охотниках, которые охотятся неподалёку от населённых пунктов.
Кратко – обзор сюжетов, которые зрители увидят после рекламы.
Потеря самолёта (рассказывает ведущая).
Находка замороженного младенца в холодильнике жительницы Франции (рассказывает ведущая).
Аллигатор набросился на полицейскую машину (рассказывает ведущая).
Сюжет о мошенниках в Минске (расследование съёмочной группы по обращению зрителей в программу).
Сюжет о 1000 пьяных водителей, пойманных сотрудниками ГАИ во время праздников.
После просмотра программы «Зона Х» слаживается впечатление, что всё самое плохое происходит за границей: там убивают младенцев, теряются самолёты, аллигаторы набрасываются на людей.
Ещё одна информационная программа, выходящая в эфир Первого национального телеканала – «Вокруг планеты». Здесь ведущий ведёт себя раскрепощённо (в отличии от своих коллег), ему не чуждо спокойное изложение материала, разговорная речь и улыбка.
Пример вёрстки программы за 7 мая 15.30:
Репортаж из Америки: люди не верят, что Усама Бен Ладен был убит.
Репортаж из Италии: продолжение истории и эмигрантами.
Информация без репортажей из уст ведущего.
Обзор событий:
Румыния
США
Германия
Израиль
Корея
Китай
Репортаж о кредитах Португалии.
Новости из Великобритании.
Репортаж о построенном в Германии мини аэропорта.
Быстрый обзор интересных событий в мире.
Программу на самом деле можно назвать путешествием вокруг планеты. Освещаются события в мире политики и культуры в странах всего мира. Наблюдается переход от важных политических событий к интересным сюжетам в области культуры. Ведущий начал с истории Бен Ладана и закончил праздником цветения сакуры в Китае. Зрители получили порцию информации животрепещущей, но закончили смотреть передачу с улыбкой на лице и без ощущения страха или переживания.
«День спорта» - это обзор спортивных событий
в Беларуси и в мире. В основном освещаются
те соревнования, в которых принимают
участие белорусские спортсмены, чаще
всего – это хоккей, футбол, волейбол,
гандбол, плавание и гребля, т. е. в тех
видах спорта, которые получили развитие
в Беларуси. К сожалению, для того, чтобы
узнать новости в экзотических видах спорта
или результаты игры небелорусских команд,
нужно обращаться к другим источникам
информации.
2.3. Жанровое разнообразие.
Для характеристики жанрового разнообразия информационного вещания на Первом национальном канале, вспомним жанры телевизионной информации:
Это информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: как? и почему? В обиходе практиков телевидения бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). Заметка может передаваться без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы ещё не получены. Критерии отбора информации — общественная важность, значимость сообщаемого материала либо его познавательная ценность.
Это наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент выпусков новостей в целом и на Первом национальном канале в частности. Если информация имеет видеоряд, то, как правило, она имеет следующее строение: 1) Стенд-ап (журналист в кадре), 2) закадровый текст, синхрон (интервью с человеком, который сообщает достоверные сведения, или обычные люди, сообщающие «мнение масс»), 3) стенд-ап. Иногда в сюжете можно встретить лайф (некомментируемые «живые» кадры). Схема очень простая и удобная, не требующая большой затраты времени. С одной стороны, в условиях быстрой работы и срочности сдачи материала это сохраняет время, с другой – делает все сюжеты, выходящие в эфир, «бездушными» штампами, в которых не чувствуется авторского начала.
Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности, первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации.
Информация о работе Информационное вещание Первого национального канала