Информационное законодательство зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:08, статья

Описание

Основные международные документы, регулирующие права журналистов и деятельность СМИ. Проблема ограничения свободы СМИ в международных конвенциях и законодательных актах. Роль государства и общества в контроле за деятельностью СМИ. Проблемы доступа журналистов к официальной информации. Особенности национального законодательства о СМИ в ведущих странах Запада (США, Англия, Франция, Германия, Италия и др.).

Работа состоит из  1 файл

zakonodatel'stvo.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

Первая поправка до недавнего времени применялась  только в Соединенных Штатах. Но …Интернет изменил ситуацию: из Соединенных Штатов может быть транслировано  то, что запрещено законами европейских стран. Так, китайское правительство обратилось в американское посольство в Пекине с просьбой закрыть принадлежавшие американским студентам китайского происхождения сайты, критикующие китайское правительство. Соединенных Штатов отказали КНР. В Америке эти сайты защищены Первой поправкой. Американское правительство и американский суд решили, что Интернет в Соединенных Штатах защищен теми же законами, что и свобода слова.

ПРИМЕРЫ. Студентом  по электронной почте рассылал угрозы студентам-китайцам, проживающим в  том же университетском городке. Он писал: “Я ненавижу азиатов, я думаю, что их надо перебить”. Студент утверждал, что имеет право это делать, но суд решил, что поскольку этот студент угрожал конкретным людям, существует вероятность опасности для их жизни, и этот студент был арестован, а его право на свободу слова было ограничено.

Группа, протестовавшая против абортов в Соединенных  Штатах, открыла Интернет-сайт, на котором  был помещен список врачей, которые  делали аборты, с их адресами. Один из этих врачей был убит. И хотя убийцы нашли адрес из другого источника, но факт появления сайта с адресами врачей был воспринят как возможная реальная угроза жизни убитому, когда он был жив, и этот сайт был закрыт. Владельцы сайта не были арестованы, но их право на свободу слово было ограничено, поскольку сайт был закрыт.

…Давление на свободу слова в Соединенных Штатах осуществляется не правительством, а, в основном, коммерческими структурами.

…Как я уже  говорил, американская Первая поправка не обязательно является моделью  для остального мира. Собственно говоря, мы настаиваем на том, что это именно наша Первая поправка. Соединенные Штаты подписали соглашение против расизма и выступлений, разжигающих межнациональную вражду, но мы не соблюдаем это соглашение, если какая-то из его статей вступает в конфликт с Первой поправкой. Мы считаем, что наша Первая поправка является более важным документом, чем международный договор. Таким образом, для свободы слова в США имеются три основания: во-первых, искреннее убеждение всех американцев, что свобода слова – самое основное, фундаментальное право; во-вторых, это независимая судебная система, которая уважается и которая может осуществлять это право; и в-третьих – существование большого количества источников информации. Мы считаем, что двигателем свободы является рынок идей, и на этом рынке хорошие идеи конкурируют с плохими идеями; и, следуя этой логике, в результате этого соревнования побеждают хорошие идеи.

* Правительство США имеет право нарушать Первую поправку, т.к. появилось множество примечаний и поправок к ней, оговаривающих это право. Но для введения ограничения свободы СМИ Правительство должно доказать, что оно необходимо как защита национальной безопасности или защита частной жизни граждан. Поправка не защищает СМИ от негосударственных ограничений свободы слова. Среди таких факторов необходимо назвать самоцензуру (особенно корпоративную), требования рынка, влияние и нажим на журналистов со стороны владельцев и издателей СМИ.

Великобритания

1) Конституционные гарантии свободы слова.

В Великобритании не существует законодательно определенной Конституции, поэтому принцип свободы слова установлен в судебных прецедентах. Одним из объяснений того, что права граждан так и не были оформлены в Основной Закон, является доктрина о том, что каждый волен делать все, что не запрещено законом. По мнению законодателей этих стран, что свобода выражения мнений гарантирована культурой и традициями их государств. Концепция свободы слова в Великобритании имеет запретительный характер. Законодательство изобилует ограничениями, установленными парламентом или прецедентным правом (в суде), в рамках которых существует свобода слова.

Отсутствует закон о печати, устанавливающий права и обязанности СМИ. В то же время парламент может устанавливать ограничения свободы слова. При этом суд не обладает властью отменять принятые парламентом законодательные акты.

2) Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами.

В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия и  Северная Ирландия. Парламент может  принимать законы, действительные как  для страны в целом, так и только для отдельной ее части.

3) Включение элементов международного права в национальное право Великобритании.

Великобритания  является участницей многих важнейших  международных договоров о правах человека (в том числе Европейской конвенции о правах человека). Граждане Великобритании обращаются в Европейский суд по правам человека за защитой своих гражданских прав и, в частности, права на самовыражение («Хендисайд против Великобритании», 1976 г., «Санди таймс» против Великобритании», 1979 г., «Гэскин против Великобритании», 1989 г.). Эти обращения вызвали отмену некоторых норм британского права, не соответствующих стандартам прав на свободу выражения взглядов.

4) Механизмы саморегулирования в СМИ.

В Великобритании не существует влиятельного механизма саморегулирования прессы.

5) Отношение  к понятию «клевета».

В Великобритании клеветнической считается информация, которая вызывает насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему.

Германия

1) Конституционные гарантии свободы слова.

Германия считается одной из самых демократичных стран в отношении СМИ. Конституционной основой свободы печати, информации и мнений являются первые два параграфа ст. 5 Основного закона Германии:

«1) Каждый человек  имеет право на выражение и  распространение собственного мнения в устной, письменной и наглядной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируются свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует.

2) Эти права  ограничиваются общими положениями, законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан».

Из ст. 5 Конституции ФРГ следует, что СМИ даны особые гарантии. Ст. 5 Основного закона защищает прессу как институт, являющийся неотъемлемой частью демократического государства. Свобода печати в государстве отвечает интересам не только прессы, но и всех граждан Германии.

Свобода прессы в Германии может быть ограничена такими нормативными актами, как законы о защите общественной нравственности, репутации, национальной безопасности, уважении государственных институтов, и статьями Конституции о защите достоинства личности, свободного развития личности, свободы выбора профессии, права собственности. Всякий, кто использует свободу прессы или другие свободы в целях борьбы с демократическим порядком, теряет свое право на свободу слова, но само лишение права и определения объема лишения - прерогатива федерального Конституционного суда.

2) Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами.

Права и обязанности СМИ заключены в законах о печати земель Германии. Согласно ст. 70 Конституции, основные законотворческие полномочия в сфере СМИ принадлежат землям. Федеральный парламент имеет право лишь издавать предписания по вопросам общего правового положения прессы.

3) Включение элементов международного права в национальное право Германии.

В 1952 году ФРГ ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека и признала право частного лица обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека, а в 1973 году ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии со ст. 23 Основного закона международные обязательства, взятые ФРГ, действуют с момента объединения Германии в 1990 году на всей ее территории, включая земли бывшей ГДР. Международные обязательства Германии имеют высокий статус, поэтому международные акты обладают правовым верховенством по отношению к законодательству земель.

4) Механизмы саморегулирования в прессе.

В Германии существует эффективный механизм саморегулирования прессы. В 1956 году был организован Германский совет печати - орган добровольного самоконтроля печатных СМИ. Учредителями совета стали федеральные союзы газетных и журнальных издателей, а также Германский союз журналистов и профсоюз работников СМИ. Любой человек может подать в Германский совет печати жалобу в связи с публикацией в СМИ. Если жалоба обоснована, то совет выносит публичное порицание, которое публикуется в том же СМИ.

5) Клевета.

В Германии права  на защиту репутации, чести и частной жизни защищены рядом гражданских и уголовных законов. Лицо, обвиняющее СМИ в клевете, обязано предоставить суду доказательства того, что представители прессы не проверили факты, причем сделано это было по небрежности либо намеренно.

Франция

Во Франции после II мировой войны государство поначалу контролировало основные информационные каналы: оно являлось монополистом в радио– и телевещании, а также контролировало работу агентства «Франс Пресс». В первой половине 80–х годов в условиях активного проникновения финансового капитала на информационный рынок был принят Закон об ограничении концентрации, финансовой гласности и плюрализме предприятий печати, согласно которому концентрация капитала в руках одного владельца ограничивалась 10%. Однако с приходом к власти правительства Ж.Ширака был взят курс на «повышение потолка» концентрации капитала до 25% и разрешение частного телевещания, после чего во французской журналистике ведущую роль стали играть финансовые корпорации.

ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ

• Конституционные гарантии свободы слова. «Статья 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, включенная в преамбулу Конституции 1958 года, гласит:

«Свободный  обмен мыслями и мнениями относится  к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отвечать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законодательством».

• Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами. Франция разделена на регионы, департаменты и муниципалитеты. Тем не менее только национальное правительство имеет полномочия в области регулирования отношений с участием прессы.

• Включение элементов международного права в национальное право Франции. Согласно статье 55 французской Конституции международные соглашения, однажды подписанные, ратифицированные и опубликованные, имеют преимущественную силу по отношению к внутренним законам.

• Механизмы саморегулирования прессы. Во Франции отсутствует какой-либо механизм саморегулирования прессы. Несмотря на это, в крупных изданиях существуют ассоциации журналистов, играющие важную роль в работе этих изданий.

• Клевета. По французскому законодательству клевета - это одновременно и гражданское правонарушение, и преступление. Доказывать правдивость распространенной информации должен ответчик.

 

Лишь в Германии (1976) и Франции (1986) были приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к повышению концентрации печати. Комиссия по монополиям и слиянию фирм Великобритании занимается проблемой слияния газет, но на практике ее возможности предотвратить этот процесс весьма ограничены. В Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. В Австрии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции правительство предоставляет субсидии газетам, испытывающим финансовые трудности, с целью сохранения плюрализма мнений.

 

В Италии журналистская деятельность базируется на статье 21–й Конституции страны, гарантирующей свободу печати, Законе о печати и Законе о Союзе журналистов, который является профессиональной гильдией. На основании последнего документа  заниматься журналистской деятельностью может любой, независимо от образования, гражданин, при условии, что он прошел 18–месячную практику в СМИ и успешно сдал государственный экзамен. Поскольку аналогов такой практики «профессионализации» нет ни в одной европейской стране, положения Закона о Союзе журналистов периодически вызывают бурные дебаты в прессе.

Существуют  в Италии и другие журналистские организации, в которые могут входить только те, кто считается профессиональными журналистами: Национальная федерация итальянской печати, организации «Inpgi» и «Casagit», занимающиеся социальными и страховыми вопросами. Все они принимают участие в подписании коллективного трудового соглашения с Итальянской организацией издателей газет, причем нередко, чтобы отстоять свои требования, журналистам приходится прибегать к забастовкам.

Еще более остро  проблема взаимоотношений СМИ и  государства стоит в странах Востока, особенно там, где у власти находятся авторитарные режимы.

 В Иране в принятой в декабре 1979 года конституции говорится, что «печать и пресса свободны в изложении любых вопросов, за исключением случаев, когда они противоречат основам ислама или общественным нравам». Однако в начале 80–х годов в условиях обострения внутриполитической борьбы политика шиитского руководства в области СМИ ужесточилась: была введена предварительная цензура, закрыто большое количество газет, около 500 журналистов и писателей выдворено из страны, более 200 арестовано, а 47 казнено по обвинению в «борьбе против Аллаха» и «распространению коррупции на земле».

Информация о работе Информационное законодательство зарубежных стран