Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа
Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность
источников информации и знать их координаты.
В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.
которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом
проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным
характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков
подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных
приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят
специалисты – историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.
При этом важно различать документально подтверждённые сведения (завизированный
текст) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников».
Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок.
[13]
Чтобы убедиться в достоверности информации, содержащейся в источнике,
журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в
социологии. Согласно им необходимо:
1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2. Определять, какими источниками
информации пользовался
документа, является она первичной или вторичной;
3. Выявлять намерения,
которыми руководствовался
ему жизнь;
4. Учитывать, как могла
повлиять на качество
создавался.[14]
Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с
другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для
серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация
специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.
Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации.
Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает.
Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек.
Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в
обществе утвердилось
понимание необходимости
информации организационную информационную поддержку.
Системы информирования журналистов.
Сегодня у нас в стране существует достаточно развёрнутая система
информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам
Г. В. Лазутина относит следующие:
1. Брифинги
– короткие совещания
на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному
вопросу;
2. Презентации
– торжественные встречи
государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том
числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой
продукцией, новыми результатами деятельности;
3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей,
представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в
связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;
4. Пресс-релизы
– специальные сводки
фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими
пресс-службами;
5. Специальные
информационные бюллетени о
сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;
6. Экстренные
сообщения по факсу или
массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных
ведомств и общественных объединений.[15]
Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят
отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует
упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они фактически не являются
производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных
сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. «Примером может
служить ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве,
число которых с либерализацией внешней политики России возросло в
геометрической прогрессии.»[
Из различия информационных каналов следует, что наибольшего взаимопонимания с
аудиторией они достигают лишь, если они действуют сообща, как элементы единой
системы. Ведь необходимо принимать во внимание, что человек и общество
находиться под влиянием сразу нескольких источников информации, и
естественно, что потребители продукции СМИ испытывают некий дискомфорт, когда
эти источники либо повторяют друг, либо, наоборот, высказывают диаметрально
противоположные точки зрения.
В высшей степени существенно и то, что сегодня законодательно предусмотрено
право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных
органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.
Государственные организации как источники информации.
И всё-таки своевременная добыча сведений о существенных изменениях
действительности, о тех сторонах жизни, знание о которых для аудитории –
необходимость, остаётся для средств массовой информации проблемой номер один.
Прежде всего, необходимо хорошо представлять себе всю совокупность
естественных «накопителей информации», сложившихся в обществе на тот или иной
период. Оказывается, что для информации о неблагоприятных событиях и для
информации о событиях благоприятных в обществе существуют разные
«накопители», причём первые (милиция, «скорая помощь», пожарная служба,
аварийные службы, ГАИ, народные суды и так далее) в силу естественных причин
известны людям гораздо больше, а потому и журналистами освоены лучше.
Информация же о благоприятных фиксируется с большей или меньшей степенью
отчётности в соответствующих управленческих службах муниципальных округов. К
сожалению, это происходит не так оперативно, как в случаях неприятного
свойства. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру органов
управления, как страны, так и города и области. На данный момент издаётся
невероятное количество периодических справочников, содержащих информацию
такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в нелёгком деле
добычи информации.
Информационные агентства.
Отдельно стоит поговорить
о таком источнике
информационные агентства, в силу их специфичности. Это информационные службы
обеспечивают журналистскую деятельность, поставляя им «сырой», фактический
материал, материал оформленный по типу жёсткой новости, но сами они, как
правило, не вступают в контакт с аудиторией.
Идея подобного рода предприятий зародилась в начале 19 века, ей журналисты
всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих
представительств в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им
факты.
На данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке информации пользуются
следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США),
«Agance France-Press» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС
(Россия). Эти информационные агентства являются наиболее мощными источниками
информации в мире, они представлены на информационном рынке большинства стран.
С. Г. Корконосенко приводит следующий пример: доля информационной продукции
американского информационного агентства «Associated Press» на рынке Европы
достигает 80%.[17]
В пределах крупных регионов земного шара разворачивают свою деятельность
региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства,
областные, городские, а так
же те, что создаются при
вещательных компаниях.
Предметом гордости как для российских профессионалов, так и для всей нации
служит то, что на уровне с мировыми гигантами «Associated Press» и «Reuters»
в течение десятилетий работает крупнейшая фабрика новостей – ИТАР-ТАСС. У
него было немало прямых и отдалённых предшественников: Российское телеграфное
агентство(1894), Торгово-телеграфное агентство(90-е годы), Санкт-
петербургское телеграфное агентство(1904), государственное Российское
телеграфное агентство на базе ВЦИК(1918). Последнее считается его прямым
предшественником, так как в 1925 году РОСТА превратилось в Телеграфное
агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров.
Сейчас ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют его
отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. На
масштабы производства этого агентства указывает хотя бы такой приведённый
статистическими исследованиями факт, что оно в течение суток готовит и
предлагает потребителям – другим представителям прессы –более 150 газетных
полос текста первичной новостной информации.
В начале 60-х годов появилось ещё одно уже негосударственное информационное
агентство – Агентство печати «Новости» (АПН), которое впоследствии стало
РИАНом – Российским информационным агентством «Новости».
Как пишет В.В. Ворошилов в своей книге «Типология журналистики», возрастание
значения нового вида информации, связанного с потребностями бизнеса, частного
сектора экономики, стало одной из причин, приведших к созданию альтернативных
ИТАР-ТАСС и РИАН негосударственных информационных агентств.
[18] Первым – в 1989 году – возник «Постфактум». Вначале это была
информационная служба «Факс», созданная для информирования первых частных
предприятий и кооперативов. В мае того же года агентство было зарегистрировано
в качестве независимой службы «Постфактум». На данный момент это информационное
агентство располагает обширной сетью корреспондентов по всей России и в СНГ,
поддерживает деловые связи не только с отечественными и зарубежными средствами
массовой информации, но и с органами государственной власти, банками,
промышленными фирмами и т. д. «Журналисты имеют возможность получать
информацию в виде тематических сводок и вестников по вопросам экологии,
культуры, экономики, военного дела, авиации и космонавтики и т. д. Кроме этого
агентство предлагает сервисные услуги: пользование базой данных, в которой
содержатся публикации сотен российских СМИ, ежедневные анонсы событий
предстоящего дня, непрерывно обновляемые подборки «горячих» новостей.»
[19]
Ещё одним крупным информационным агентством России является «Интерфакс»,
первыми клиентами которого стали иностранные журналисты, посольства и
западные фирмы, размещённые в Москве. Хотя для многих западных журналистов
экономическая информация уже давно стала важнейшим «товаром», российской
экономике он тогда ещё практически никем не предлагался. Сегодня агентство
поддерживает с частным бизнесом тесные отношения, имея около двух тысяч
подписчиков в России и свыше тысячи иностранных. Как источник журналистской
информации это агентство является по сути одним из самых надёжных и
проверенных. Информацию, полученную из этого агентства, используют самые
видные журналисты нашей страны.
В настоящее время действуют немало средних и мелких информационных агентств
(Сибинформ, Урал-акцент и другие). Только в Санкт-Петербурге в 1996 году
работало 13 агентств: «Северо-Запад». «Дело - Информ», «ИТАП - ПРЕСС»,
«ИНМИР» (информация – мобилизация интеллектуальных ресурсов ), «Эксклюзив»,
«СФИНКС - ПОСТИНФОРМ» (учредитель - Студенческая федерация информационных
контактов «СФИНКС- пост») и др. Кроме того, в городе распространяется 18
различных информационных бюллетеней: «За безопасность движения», «Закон»,
«Жизнь», «Информация для предпринимателей», «Налоги и бизнес», «Страдания
предпринимателя», «Наш район», «Приморские новости» и т. д.
В целях повышенной оперативности крупнейшие информационные агентства
пользуются всеми видами связи, в том числе и космической, имеют мощные
компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения
информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в
виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто
несколько раз в день.
Итак информационные агентства передают журналистам самую оперативную и
актуальную социальную, политическую, экономическую информацию, тем самым они
в значительной степени сокращают временные и финансовые затраты работников
прессы, на посылку своих корреспондентов в отдалённые географические точки,
на получение новейшей информации из правительственных источников, добыча
которой подчас является проблематичной, на информирование о ситуации в
«горячих точках» и зонах вооружённых конфликтов и др.
Интернет как источник журналистской информации.
Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и
чрезвычайно перспективного источника информации –глобальной компьютерной сети
Интернет. Интернет - недорогой, мощный механизм, который может оказать
значительную помощь в развитии независимой журналистики в России. Трудно
переоценить то количество полезной для журналиста информации, которое