Источники информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность
источников информации и знать их координаты.
В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 78.76 Кб (Скачать документ)

которые предполагает текст  документа, необходимо специальным  образом

проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным

характеристикам документа, его внешней стороне, в целях  выявления признаков

подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных

приёмов определить подлинность  источника, тогда на помощь приходят

специалисты – историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.

При этом важно различать  документально подтверждённые сведения (завизированный

текст) и факты типа «как стало известно из заслуживающих  доверия источников».

Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок.

[13]

Чтобы убедиться в достоверности  информации, содержащейся в источнике,

журналисты прибегают  к правилам проверки достоверности  документов, принятым в

социологии. Согласно им необходимо:

1. Различать описание  событий и их интерпретацию  (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками  информации пользовался составитель

документа, является она  первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения,  которыми руководствовался составитель  документа, давая

ему жизнь;

4. Учитывать, как могла  повлиять на качество документа  обстановка, в которой он

создавался.[14]

Не менее полезным является также проверка источника путём  сравнения его с

другими сведениями, а при  ситуации, когда документ становится базой для

серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация

специалиста, способного выступить  в качестве эксперта в той или  иной области.

     Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации.

Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас  окружает.

Предметы и вещи могут  рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек.

Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в

обществе утвердилось  понимание необходимости оказывать  средствам массовой

информации организационную  информационную поддержку.

    

Системы информирования журналистов.

 

Сегодня у нас в стране существует достаточно развёрнутая система

информирования  журналистов о происходящих событиях. К основным его формам

Г. В. Лазутина относит следующие:

1.     Брифинги  – короткие совещания работников  средств массовой информации,

на которых идёт  ознакомление с позицией властных структур по тому или иному

вопросу;

2.     Презентации  – торжественные встречи представителей  каких-либо

государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том

числе с представителями  прессы, для ознакомления с новым  предприятием, новой

продукцией, новыми результатами деятельности;

3.     Пресс-конференции  – встречи государственных или  общественных деятелей,

представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в

связи с актуальными событиями  или для ответов на их вопросы;

4.     Пресс-релизы  – специальные сводки сообщений  для прессы о существенных

фактах в той или  иной сфере действительности, подготовленные соответствующими

пресс-службами;

5.     Специальные  информационные бюллетени о текущих  событиях той или иной

сферы деятельности, создаваемые  корпоративными информационными агентствами;

6.     Экстренные  сообщения по факсу или электронной  почте, поступающие в органы

массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных

ведомств и общественных объединений.[15]

Они поставляют редакциям  СМИ деловые сведения, которые  в дальнейшем находят

отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует

упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они фактически не являются

производителями информации, но способствуют обмену и распространению  важных

сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. «Примером  может

служить ассоциация корреспондентов  зарубежных СМИ, аккредитованных в  Москве,

число которых с либерализацией внешней политики России возросло в

геометрической прогрессии.»[16]

Из различия информационных каналов следует, что наибольшего  взаимопонимания с

аудиторией они достигают  лишь, если они действуют сообща, как элементы единой

системы. Ведь необходимо принимать  во внимание, что человек и общество

находиться под влиянием сразу нескольких источников информации, и

естественно, что потребители  продукции СМИ испытывают некий  дискомфорт, когда

эти источники либо повторяют  друг, либо, наоборот, высказывают диаметрально

противоположные точки зрения.

В высшей степени существенно  и то, что сегодня законодательно предусмотрено

право журналистов запрашивать  и получать информацию от государственных

органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

     Государственные организации как источники информации.

И всё-таки своевременная  добыча сведений о существенных изменениях

действительности, о тех  сторонах жизни, знание о которых  для аудитории –

необходимость, остаётся для  средств массовой информации проблемой  номер один.

Прежде всего, необходимо хорошо представлять себе всю совокупность

естественных «накопителей информации», сложившихся в обществе на тот или иной

период. Оказывается, что  для информации о неблагоприятных  событиях и для

информации о событиях благоприятных  в обществе существуют разные

«накопители», причём первые (милиция, «скорая помощь», пожарная служба,

аварийные службы, ГАИ, народные суды и так далее) в силу естественных причин

известны людям гораздо  больше, а потому и журналистами освоены лучше.

Информация же о благоприятных  фиксируется с большей или  меньшей степенью

отчётности в соответствующих  управленческих службах муниципальных  округов. К

сожалению, это происходит не так оперативно, как в случаях  неприятного

свойства. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру  органов

управления, как страны, так  и города и области. На данный момент издаётся

невероятное количество   периодических справочников, содержащих информацию

такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в нелёгком деле

добычи информации.

    

Информационные  агентства.

 

Отдельно стоит поговорить о таком источнике журналистской  информации, как

информационные агентства, в силу их специфичности. Это информационные службы

обеспечивают журналистскую  деятельность, поставляя им «сырой», фактический

материал, материал оформленный  по типу жёсткой новости, но сами они, как

правило, не  вступают в  контакт с аудиторией.

Идея подобного рода предприятий  зародилась в начале 19 века, ей журналисты

всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих

представительств  в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им

факты.

На данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке  информации пользуются

следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США),

«Agance France-Press» (Франция),  «Reuters» (Великобритания)  и ИТАР-ТАСС

(Россия). Эти информационные  агентства являются наиболее  мощными источниками

информации в мире, они  представлены на информационном рынке  большинства стран.

С. Г. Корконосенко приводит следующий пример: доля информационной продукции

американского информационного  агентства «Associated Press» на рынке  Европы

достигает 80%.[17]

В пределах крупных регионов земного шара  разворачивают свою деятельность

региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства,

областные, городские, а так  же те, что создаются при издательствах  и

вещательных компаниях.

Предметом гордости как для  российских профессионалов, так и  для всей нации

служит то, что на уровне с мировыми гигантами  «Associated Press»  и «Reuters»

в течение десятилетий  работает крупнейшая фабрика новостей – ИТАР-ТАСС. У

него было немало прямых и отдалённых предшественников: Российское телеграфное

агентство(1894), Торгово-телеграфное  агентство(90-е годы), Санкт-

петербургское телеграфное  агентство(1904), государственное Российское

телеграфное агентство на базе ВЦИК(1918). Последнее считается  его прямым

предшественником, так как  в 1925 году  РОСТА превратилось в  Телеграфное

агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в  число мировых лидеров.

Сейчас ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют  его

отделения и корреспондентские  пункты во всех региональных центрах. На

масштабы производства этого  агентства указывает хотя бы такой  приведённый

статистическими исследованиями факт, что оно в течение суток  готовит и

предлагает потребителям – другим представителям прессы –более 150 газетных

полос текста  первичной  новостной информации.

В начале 60-х годов появилось  ещё одно уже негосударственное  информационное

агентство – Агентство  печати «Новости» (АПН), которое впоследствии стало

РИАНом – Российским информационным агентством «Новости».

Как пишет В.В. Ворошилов  в своей книге «Типология журналистики», возрастание

значения нового вида информации, связанного с потребностями бизнеса, частного

сектора экономики, стало  одной из причин, приведших к созданию альтернативных

ИТАР-ТАСС и РИАН негосударственных  информационных агентств.

[18] Первым – в 1989 году – возник «Постфактум». Вначале это была

информационная служба «Факс», созданная для информирования первых частных

предприятий и кооперативов. В мае того же года агентство было зарегистрировано

в качестве независимой службы «Постфактум». На данный момент это  информационное

агентство располагает обширной сетью корреспондентов по всей России и в СНГ,

поддерживает деловые  связи не только с отечественными и зарубежными средствами

массовой информации, но и с органами государственной  власти, банками,

промышленными фирмами и  т. д.  «Журналисты имеют возможность  получать

информацию в виде тематических сводок и вестников по вопросам экологии,

культуры, экономики, военного дела, авиации и космонавтики и  т. д. Кроме этого

агентство предлагает сервисные  услуги: пользование базой данных, в которой

содержатся публикации сотен  российских СМИ, ежедневные анонсы событий

предстоящего дня, непрерывно обновляемые подборки «горячих»  новостей.»

[19]

Ещё одним крупным информационным агентством России  является «Интерфакс»,

первыми клиентами которого  стали иностранные журналисты, посольства и

западные фирмы, размещённые  в Москве. Хотя для многих западных журналистов

экономическая информация  уже давно стала важнейшим  «товаром», российской

экономике он тогда ещё  практически никем не предлагался. Сегодня агентство

поддерживает с частным  бизнесом тесные отношения, имея около  двух тысяч

подписчиков в России и  свыше тысячи иностранных. Как источник журналистской

информации это агентство  является по сути  одним из самых  надёжных и

проверенных. Информацию, полученную из этого агентства, используют самые

видные журналисты нашей  страны.

В настоящее время действуют  немало средних и мелких информационных агентств

(Сибинформ, Урал-акцент  и другие). Только в Санкт-Петербурге  в 1996 году

работало 13 агентств: «Северо-Запад». «Дело - Информ», «ИТАП - ПРЕСС»,

«ИНМИР» (информация – мобилизация  интеллектуальных ресурсов ), «Эксклюзив»,

«СФИНКС - ПОСТИНФОРМ» (учредитель - Студенческая федерация информационных

контактов «СФИНКС- пост») и  др. Кроме того, в городе распространяется 18

различных информационных бюллетеней: «За безопасность движения», «Закон»,

«Жизнь», «Информация для  предпринимателей», «Налоги и бизнес», «Страдания

предпринимателя», «Наш район», «Приморские новости» и т. д.

В целях повышенной оперативности  крупнейшие информационные агентства

пользуются всеми видами связи, в том числе и космической, имеют мощные

компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения

информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в

виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих  часто

несколько раз в день.

Итак информационные агентства  передают журналистам самую оперативную  и

актуальную социальную, политическую, экономическую информацию, тем самым  они

в значительной степени сокращают  временные и финансовые затраты  работников

прессы, на посылку своих  корреспондентов в отдалённые географические точки,

на получение новейшей информации из правительственных источников, добыча

которой подчас является проблематичной, на информирование о ситуации в

«горячих точках» и  зонах вооружённых конфликтов и  др.

    

Интернет  как источник журналистской информации.

 

Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального  и

чрезвычайно перспективного источника информации –глобальной  компьютерной сети

Интернет. Интернет - недорогой, мощный механизм, который может оказать

значительную помощь в  развитии независимой журналистики в России. Трудно

переоценить то количество полезной для журналиста информации, которое

Информация о работе Источники информации