Источники информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность
источников информации и знать их координаты.
В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 78.76 Кб (Скачать документ)

содержит сеть Интернет. Но кроме этого он может укрепить связь и

согласованность между журналистами и их информационными издательствами в

России. Он также обеспечивает быстрые и надежные связи между  журналистами и

их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько  тысяч

километров. Он может соединить  средства массовой информации в России с быстро

развивающимися электронными сетями за границей (в основном в  США и Европе).

Как уже упоминалось, Интернет предоставляет альтернативные методы

публицистики во времена  кризиса, или в случае восстановления цензуры. И для

нации, проходящей через  тяжелые экономические изменения, Интернет

предоставляет возможности  нового финансирования, через электронное

распространение новостей, публикаций и реклам.

Самый лучший способ для  журналистов оценить возможность  Интернета, это

подсоединиться к сети, удовлетворить свое любопытство  и исследовать различные

узлы (месторасположения  на Интернете). Этот способ является одним  из самых

плодотворных методом  получения интересующей журналиста информации. Отсутствие

централизованной системы  означает, что Интернет не имеет  каталогов и

указателей ко всем своим  материалам. Часто, доступ к Интернету

рассматривается, как посещение  огромной библиотеки, в которой все  книги были

сброшены с полок и  перемешаны на полу. Но на самом деле, Интернет не

настолько неорганизован, как  показывает этот пример. В последние  годы

специалисты разработали  программу, которая организовывает информацию и даже

создает так называемые «гиперлинки» (hyperlinks) между файлами, находящимися

на разных компьютерах  Интернета. Системные поисковые  механизмы также были

разработаны для нахождения файлов на конкретные темы среди всех компьютеров

Интернета. Некоторые из этих механизмов будут описаны ниже.

Лучший способ изучения Интернета, в его использовании. Вместо того, чтобы

представлять Интернет библиотекой  с разбросанными на полу книгами, лучше

будет сравнить его с огромным домом в тысячу комнат, с открытыми  дверями и

множеством коридоров  между ними. Например, одна комната  с информацией о

нефтяной индустрии может  быть соединена коридором с комнатой информации об

Исламе, которая, в свою очередь, ведет к комнате с информацией  об

экономическом развитии Индонезии, и другим коридором соединяется  с комнатой о

новых законодательных предложениях Франции на тему иммиграции. Число

различных соединений огромно, и, в большинстве своем, может  быть обнаружено

через «прогулки» по коридорам  Интернета. Исследование Интернета  является

процессом, объединяющим преднамеренный поиск и случайные находки.

Кроме того, существует ряд  специализированных сетевых источников информации

для журналистов. Вот некоторые  из них:

1.     Editor & Publisher

http://www.mediainfo.com/edpub

2.     Компания  «Редактор и Издатель», публикующая  журнал «Редактор и

Издатель», установила этот узел (site) для способствования развитию

информационных служб  и газетных изданий. Узел предоставляет  набор последних

статей из журнала «Редактор  и Издатель»-единственного электронного газетного

еженедельника. В «Сетевом Магазине» (OnLine Store) можно подписаться  на

«Редактор и Издатель»  и заказать различные справочные материалы, включая

«Ежегодные премии в области  журналистики» и «Справочник  стипендий», которые

предоставляют список около 500 наград, стипендий и конкурсов  для студентов и

журналистов, работающих в  различных сферах средств массовой информации, как

на национальном, так и  международном уровнях.

3.      Environmental Journalism Home Page

http://www.tribnet.com/environ/env_home.htm

4.     Бесплатная  служба Экологического Общества  Журналистов

(), этот узел включает  соединения с разнообразием источников

информации об охране окружающей среды. Планируется создание списка рассылки

на тему экологии.

5.      Freedom Forum

http://www2.nando.net/prof/freedom/1994/freedom.html

6.     The Freedom Forum (FF) () посвящает свою

деятельность свободе  прессы, свободе слова и свободе  личности. FF проводит

исследования, организует внутригосударственные  и международные конференции  и

спонсирует интернациональные  программы подготовки журналистов.

7.      GlasNews

http://solar.rtd.utk.edu/~aboyle/glasnews/master.html

8.     GlasNews, квартальная  публикация (сетевая или печатная), освещает

Восточно-Западные контакты по всем аспектам коммуникаций --журнализм,

телевидение, фотография, опрос  общественного мнения и реклама. Узел GlasNews

поддерживает Элан Бойл, редактор международных новостей газеты «Seattle Post-

Intelligencer». GlasNews состоит из  трех секций: двух тематических  статей и

экспресс хроники. Тематические статьи освещают развитие средств массовой

информации в России и  СНГ. Экспресс хроника описывает  источники информации на

Востоке и Западе, новости  развития телекоммуникаций, бюллетеней, списков

рассылки и узлов Интернета.

9.      Inet-News

http://www.helsinki.fi/valttdk/lists/inet-news/

10. Inet-News состоит из кратких  объявлений с URL (адресами Интернета)  об

источниках новостей и  информации на Интернете, а также  специализированных

запросов информационных источников.

11.  NewsLink

http://www.newslink.org/menu.html

12. Собрание более 1800 соединений  к информационным источникам, службам

новостей, включая деловые  новости и профессиональные ассоциации. Узел

поддерживается Эриком Майер (). NewsLink считается одним из

самых популярных среди журналистов.

13.  CPJ-L

14. CPJ-L был создан в апреле 1994 года Комитетом Новых Информационных

Технологий Общества Профессиональных Журналистов. В настоящее время  имеет

около 900 подписчиков из 20 стран мира. CPJ-L в среднем выпускает 15-30

сообщений в день, с месячным информационным потоком в более 1 мегабайт. Для

дополнительной информации по Обществу Профессиональных Журналистов, можно

«посетить» узел по адресу: http://town.hall.org/places/spj/ .

15.  Poynter Institute for Media Studies

http://www.nando.net/prof/poynter/

16. Poynter Online ( ) располагает  исследовательскими

материалами в области  журнализма и помогает работникам и  студентам в поиске

информации. Poynter Insitute, некоммерческая школа журнализма в Санкт-

Петербурге, штат Флорида.

17. Internet Town Hall

http://www.town.hall.org/

Этот узел имеет соединения к многочисленным профессиональным ассоциациям

журналистов, Национальному  Пресс Клубу, базе данных «Эдгар»  и др.

«В «паутину» в последнее  время пришли все ведущие информационные агентства,

многие издательства, рекламные  агентства, представлены политики, многие

правительства и парламенты. Появилась специфическая журналистика, основные

жанры которой – дайджесты  новостей  и обозрения. В глобальной сети широко

представлены российские печатные издания и радиостанции. Пользователь

(предприятие или частное  лицо) может получить текущие  материалы российской

прессы -  интервью, репортажи, хроники, статистику, информацию о работе органов

власти и крупных организаций.»[20]

Доступность информации делает Интернет грозным соперником любого традиционного

источника информации.

Электронный мир Интернета  полон информации и вознаградит  любознательных

журналистов материалами, помогающими  укреплению журналистских

предпринимательств в  России.

    

Человек как источник журналистской информации.

 

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г. В.

Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как

«живой источник»,  «и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект

деятельности, он включён  в природные и социальные процессы множеством связей и

потому как источник информации неиссякаем».

[21]

Действительно, человек, с  одной стороны – свидетель  или участник происходящих

вокруг нас событий  и потому выступает в качестве носителя информации об этих

событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём

внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации,

полученной от других.

Особенность этого источника  в том, что он может открыться  или не открыться

для журналиста: как существо социальное он сам программирует  своё поведение,

это необходимо учесть каждому  журналисту, работающему с этим источником

информации.

    

Интервью.

 

Конечно, чаще всего львиную  долю сведений журналист получает в  интервью –

непосредственном общении  с людьми, имеющими то или иное отношение  к изучаемой

ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной

деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – «это такой  вид

организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны

журналиста отчётливо  сознаваемыми познавательными задачами и предполагает

выработку стратегии и  тактики, соответствующих условиям взаимодействия ».

[22]

Журналист должен быть чётко  подготовлен к предстоящему интервью, должен знать

на какие сведения может  рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это

следующая информация: фактические  данные, знания в той или оной области,

мнение по тому или иному  поводу, объяснения или комментарии  того или иного

события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом

каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут

быть даны как позитивные, так и негативные; они могут  быть как из прошлого,

так и из настоящего, как  из собственной жизни интервьюируемого, так и из

частной жизни другого  лица. Само собой разумеется, что  далеко не обо всех

вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это

требует от журналиста определённых нюансов в поведении, определенных

тактических приёмов. Здесь  для журналиста важным является знание психологии

общения. Если же вопросы  интервьюера нацелены на выяснение  взглядов,

суждений, отношения собеседника  на определённые аспекты действительности, то

это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая  ситуация

предстаёт перед нами в  портретных интервью.

Ещё одно важнейшее качеству интервьюера – способность «сходиться с людьми».

Ведь количество, да, пожалуй, и качество полученной в процессе интервью

информации зависит от того, насколько журналист смог «разговорить», раскрыть

своего собеседника, расположить  его к беседе.

М. Н. Ким выделяет следующие  классификации интервью. В зависимости  от заданности

содержания беседы интервью подразделяются на формализованные  и

неформализованные, первые предполагают чёткое информирование журналиста о

факте, в то время как  вторые более склоняются к получению  обширных сведений о

собеседнике. По степени  интенсивности интервью делятся  на короткие, средние и

фокусированные, причём каждый из видов применяется в зависимости  от целей,

преследуемых журналистом.[23]

Естественно, что у каждого  журналиста существует определённая тактика  ведения

интервью. Комбинация разного  рода вопросов, их чередование,

последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые  оказываются

в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные

полемические приёмы,  – всё это есть проявления продуманной  тактики.

Как считает Г. В. Лазутина, интервью оказывается вполне удачным, с точки

зрения информационной насыщенности, если журналист:

1.     Основательно  подготовился к беседе (освоил  предмет обсуждения, имеет

представление о собеседнике  как индивидуальности);

2.     Научился  контролировать ход беседы, своевременно  замечая возникновение

барьеров и оперативно нейтрализуя их;

3.     Владеет достаточным  количеством приёмов, способных  стимулировать общение.

[24]

Валерий Аграновский в  своей книге «Ради единого  слова» изложил ряд

принципиальных положений  по ведению интервью:

1.     Истинный  журналист должен идти к собеседнику,  во-первых, с мыслью, а

во-вторых, за мыслью (наши вопросы  должны побуждать собеседника думать и

говорить.)

2.     Чтобы беседа  была плодотворной, собеседник как  минимум должен быть в

ней заинтересован. В самом  деле, журналист может задавать вопросы  и по

обязанности, но получать на них ответы он может только при  желании

собеседника.

3.     Сам журналист  как личность должен быть интересен  собеседнику.[25]

Как отмечает Т. Засорина, в  каждом источнике информации есть свои возможности и

ограничения. Интервью же –  самый субъективный источник информации. Так как,

например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному  о нём

рассказывают и часто  даже расходятся во мнении.

[26] Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого

источника информации –  возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить

ситуацию с другой точки  зрения.

Каждому журналисту приходиться  выступать в роли интервьюера, расспрашивать

людей, вести беседы, без  которых редко обходится подготовка материала. На мой

взгляд, журналисту необходимо таким образом организовывать интервью, чтобы о

нем можно было сказать  следующее: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем,

кто хорошо спрашивает мне, и отвечать приятно».

Информация о работе Источники информации