Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:41, реферат
Одним из общеизвестных и общепризнанных показателей высокого уровня российской книжной культуры справедливо считается совершенствующееся издание классических произведений художественной литературы, составляющих важную часть духовного достояния российского народа. Выходят в свет собрания сочинений, выпускаются отдельные издания, виднейших писателей мира. Систематически осуществляются издания классиков русской литературы, подготовку которых ведут научные коллективы исследователей и высококвалифицированных редакторов крупнейших издательств.
Введение 3
1. Источники классического текста 4
2. Задачи текстолога и редактора при работе с источниками текста 9
Заключение 18
Список использованной литературы
19
Содержание
стр.
Введение 3
1. Источники классического текста 4
2. Задачи текстолога и редактора при работе с источниками текста 9
Заключение 18
Список использованной литературы 19
19
Одним из общеизвестных и общепризнанных показателей высокого уровня российской книжной культуры справедливо считается совершенствующееся издание классических произведений художественной литературы, составляющих важную часть духовного достояния российского народа. Выходят в свет собрания сочинений, выпускаются отдельные издания, виднейших писателей мира. Систематически осуществляются издания классиков русской литературы, подготовку которых ведут научные коллективы исследователей и высококвалифицированных редакторов крупнейших издательств.
Во всей этой громадной по своему объему и разносторонней работе, имеющей первостепенное значение для обогащения духовной культуры народа, для развития многих наук и отраслей знаний, ощутим вклад нескольких поколений русских литературоведов и редакторов-текстологов. Изучение богатого опыта в этой области имеет значение не только для развития книговедения, а также других гуманитарных наук, но и может служить непосредственно повышению редакторского мастерства, совершенствованию издательского дела в одном из его самых важных направлений.
Можно сказать без преувеличения, что знание основ текстологии необходимо для каждого редактора.
Итак, цель данной работы - охарактеризовать источники классического текста, раскрыть их значение и проблему степени достоверности каждого из этих источников, задачи текстолога и редактора при работе с ними.
1. ИСТОЧНИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Основная задача текстологии заключается в подготовке и публикации доброкачественного в научном отношении текста, который в наибольшей степени выражает подлинные идейно-художественные взгляды автора. При этом должны быть в первую очередь учтены все имеющиеся первоисточники; каждому из них должно быть найдено место, соответствующее его значению. Какие же это источники?
Во-первых, автографы, т. е. собственноручные рукописи писателя, как законченные (беловые), так и незаконченные черновые (в виде всякого рода заметок и набросков), отражающие определенный этап в творческом процессе.
Во-вторых, авторизованные списки (копии), т. е. тексты, написанные рукою другого лица (переписчика, члена семьи и т. д.), но носящие следы авторской правки или имеющие прямое авторитетное свидетельство об идентичности этого текста автограф.
В-третьих, авторизованные печатные тексты (например, прижизненные публикации в периодических изданиях или отдельные издания; корректурные листы).
И, наконец, последней группой источников следует считать списки или копии, не являющиеся авторизованными. Такие списки были широко распространены в первой половине XIX в., когда книги, равно как и периодические издания, выходили небольшими тиражами и стоимость их была высокой. Поэтому в среде читающей публики распространялись рукописные тетрадки и альбомы, в которые переписывались из журналов, альманахов, газет произведения, чаще всего стихотворения. Кроме того, в пушкинские времена и позже непременной принадлежностью каждой культурной семьи были альбомы, куда вписывались всякого рода посвящения, обращенные к их владельцам. Во многих из таких альбомов, ставших общественным достоянием в советское время, были обнаружены первостепенные по своей значимости автографические тексты поэтов первой половины XIX в. В дореволюционных журналах, особенно в 50—60-е гг. XIX в. было опубликовано немало стихотворений Пушкина, извлеченных из таких альбомов, которые из рук владельцев и их наследников попадали в коллекции собирателей, в эпоху интенсивной ломки старых «дворянских гнезд».
В архивохранилищах России, объединяющих в своих фондах как подлинные рукописи писателей прошлого, так и другие рукописные материалы, имеются десятки и сотни написанных в разное время любителями поэзии тетрадок и альбомов стихотворений. Фонды пополняются новыми приобретениями; они изучаются и описываются в специальных изданиях, что делает их доступными широкому кругу исследователей. Особенно большую и планомерную работу по описанию рукописных материалов ведет Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве.
Отдел рукописей обязан своим рождением значительной коллекции ранних русских и славянских рукописей, собранной в кон. XVIII-нач. XIX вв. Н. П. Румянцевым. Здесь сосредоточены коллекции рукописных книг, рукописей, личных, семейных и вотчинных фондов, документов ряда государственных учреждений и общественных организаций, а также иконографических материалов по истории и культуре России.
В состав материалов Отдела входят крупные самостоятельные фонды некоторых государственных учреждений — Шуйского посада, екатерининской «Комиссии об уложении» (1767), Библиотеки Генерального штаба, Московского комитета духовной цензуры, общественных организаций и редакций журналов «Русская мысль» (1880-1918), сытинской газеты «Русское слово» (1894-1918). Здесь имеются фонды ряда научных обществ России, таких как Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности, Общество русских врачей, Общество древнерусского искусства, Общество любителей духовного просвещения.
Рукописный отдел хранит ряд коллекций, составленных из масонских рукописей и документов масонских лож, существовавших в России. Среди них — материалы С. С. Ланского, С. В. Ешевского, В. С. Арсеньева, Д. И. Попова.
Отдел хранит родовые фонды известных русских дворянских семей (Апраксины, Барятинские, Веневитиновы, Воронцовы, Каменские, Корсаковы, Орловы-Давыдовы, Румянцевы, Самарины, Панины, Шереметевы), промышленных династий (Чижовы, Рябушинские), землевладельцев (Волынские, Гнидины, Кублицкие, Насоновы, Павловы, Пазухины, Ребиндеры и др.).
В составе материалов отдела находятся личные фонды известных деятелей общественного и революционного движения — декабристов, А. И. Герцена и Н. П. Огарева, П. А. Кропоткина; крупных политических и общественных деятелей дореволюционной России — А. Д. Меньшикова, А. Н. Муравьева, А. С. Норова, П. Д. Киселева, М. И. Кутузова, Д. А. Милютина, К. П. Победоносцева; церковных иерархов — Фотия (П. Н. Спасский), Леонида (Л. В. Краснопевков), Филарета (В. М. Дроздов), Леонида (Л. А. Кавелин), Никона (Н. И. Рождественский), Платона (П. Г. Левшин); известных русских историков — Н. М. Карамзина, М. П. Погодина, Т. Н. Грановского, Я. Д. Барскова, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева.
Имеются личные фонды известных государственных деятелей советской эпохи — В. Д. Бонч-Бруевича, М. Н. Лядова (Мандельштам), В. И. Невского (Кривобоков). Советская историческая, филологическая и философская наука представлена фондами Н. К. Гудзия, Б. П. Козьмина, М. К. Любавского, А. З. Манфреда, Б. Ф. Поршнева, И. Н. Розанова, П. Н. Сакулина, Б. В. Томашевского, Г. Г. Шпета и др. Отдел рукописей хранит фонды ведущих деятелей культуры и литературы, русских классиков. Среди них материалы Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, В. В. Розанова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета (Шеншин), А. П. Чехова и др. Имеются также архивы ряда советских писателей и поэтов, в том числе И. Э. Бабеля, А. А. Блока, М. А. Булгакова, С. А. Есенина, Вс. В. Иванова, Д. А. Фурманова, К. И. Чуковского, В. Я. Шишкова, А. Я. Яшина (Попов).
К настоящему времени в России существует широко разветвленная сеть государственных архивов, надежно обеспечивающих хранение и использование документов различных эпох — с древнейших времен до наших дней. Во многих центральных архивах Москвы и Санкт-Петербурга хранятся рукописи русских писателей, а также документальные материалы, лежащие в основе изучения той или иной эпохи, деятельности отдельных исторических лиц и т. д. При изучении истории русской литературы исследователи часто и планомерно обращаются за разысканием материалов в архивы.
В наше время проводится в жизнь программа развития всех сторон архивного дела, в том числе создания наиболее полных путеводителей и сводных указателей. Это должно способствовать повышению уровня текстологической работы.
Из числа справочных изданий подобного рода необходимо отметить такие, как «Государственные архивы Союза ССР. Краткий справочник» (М., 1956); «Центральный государственный исторический архив в Ленинграде. Путеводитель» (Л., 1956); «Государственный исторический архив Московской области. Путеводитель» (М., 1961), а также трехтомный «Путеводитель» по фондам Центрального государственного архива литературы и искусства» («Искусство» — М., 1959, «Литература» — М., 1963; вып. 3 — «Фонды, поступившие в ЦГАЛИ СССР в 1962—1966 г.».— М., 1968); Архивы России: Москва и Санкт-Петербург: Справочник-обозрение и библиографический указатель/ Сост. П.К.Гримстед, Л.В.Репуло, И.В.Тункина и др. Ред. В.П.Козлов, М.Д.Афанасьев, П.К.Гримстед и др. М.: Археографический центр, 1997; Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. Краткий справочник/ Сост. О.Ю.Нежданова. Ред. В.П.Козлов. - М.: Росархив, 1994.
2. Задачи текстолога и редактора при работе с источниками текста
Работа с рукописью начала XIX в. имеет свои особенности, которых может не быть при обращении к рукописи писателя другой эпохи. Рукопись может быть черновой и беловой; степень ее сохранности и другие обстоятельства (например, наличие механических повреждений, результаты воздействия неблагоприятных условий хранения, качество бумаги и чернил и т. д.) могут создать ряд дополнительных трудностей. Почерк одного писателя читается без труда, тогда как для прочтения рукописи другого автора требуется специальное изучение особенностей его почерка. Наконец, порою решающее значение имеет опытность текстолога, опирающаяся не только на достаточное владение методикой текстологической работы, но и на эрудицию в самых разнообразных отраслях знаний.
Все это говорит о том, что в текстологической работе нельзя руководствоваться какими-то раз и навсегда выработанными канонами, не учитывая бесчисленного множества оттенков — порою тончайших. Но это не значит, что нельзя — пусть в известной степени условно — сделать попытку систематизировать весь процесс текстологической работы, разделить ее на основные этапы.
Работа над рукописью начинается с ее чтения, в результате которого текст воспринимается как единое целое, состоящее из отдельных слов, каждое из которых правильно прочитано и осмыслено в контексте фразы, отрывка. При этом нужно иметь в виду, во-первых, что рукописи вплоть до середины XIX столетия писались почерком, существенно отличающимся от современного. В скорописи даже пушкинского времени сохранялись некоторые начертания букв, восходящие к почеркам предшествующих эпох («устав» и «полуустав»). Без знания этих особенностей рукопись прочитать крайне трудно. Вплоть до последних десятилетий XIX в. тексты воспроизводились, в основном, рукописным способом, причем до конца 40-х годов «орудиями производства» пишущего были гусиное перо и карандаш. Большое значение имеют качество бумаги и чернил, а также индивидуальные особенности почерка.
Во-вторых, понятие «рукопись» означает и рукопись беловую, т. е. законченную и переписанную начисто, и черновики. Читать деловые бумаги, переписанные сто и более лет назад каллиграфическим почерком, и сейчас почти не составляет никакого труда, особенно если это документы всякого рода высших государственных учреждений, которые писались на плотной, хорошо проклеенной белой бумаге чернилами, выдерживающими длительное испытание временем.
Совершенно другое дело — чтение всякого рода черновиков, заметок, набросков и других рукописей, являющихся материалами подготовительного характера, отражающими различные этапы творческого процесса писателя.
Достаточно познакомиться с факсимиле черновых рукописей Пушкина, Л. Толстого, Достоевского, чтобы понять, как трудно их читать. Нередко неразборчивость почерка черновых автографов доставляет серьезное препятствие для изучения творчества писателя, как это было, например, с черновыми текстами многих басен И. А. Крылова.
Для успешного совершенствования в чтении рукописей имело громадное значение использование методов фотографического воспроизведения текстов.
Практика текстологической работы знает случаи, когда «расшифровывались» и «разгадывались» совершенно не поддающиеся, на первый взгляд, чтению черновики, или тексты, пострадавшие от всякого рода механических повреждений (разрывы, потертости, выцветание чернил или почти полное стирание карандашной записи и т. п.), а также от воздействия влаги или огня. В настоящее время большими достижениями отмечена работа реставраторов документально-исторических материалов, которые, используя новейшие научно-технические средства, возвращают жизнь документам и другим письменным источникам. В отдельных случаях для прочтения текстов применялись ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.