Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:22, диссертация
В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка систематизировать исторические и теоретико-методологические знания о процессе зарождения и развития профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, раскрыть особенности и тенденции ее развития, определить наиболее актуальные проблемы функционирования и обозначить возможности и перспективы ее дальнейшего совершенствования. становления
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………………………… 4
Глава 1. Основные факторы и первоистоки зарождения сферы
Паблик Рилейшнз ………………………. .……………………………………………… 7
Глава 2. Происхождение профессиональных моделей и основные направления деятельности Паблик Рилейшнз на различных этапах развития человеческой цивилизации …………………………………………………...…………………………… 16
Глава 3. Становление и развитие профессиональной сферы Паблик Рилейшнз
в США ………………………………………………... ………………………………. 24
Глава 4. Основные функции и профессиональные особенности сферы деятельности ПР-специалистов ……………………………...…………………… 42
Глава 5. Основные модели и актуальные проблемы глобализации Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности в современном мире... 54
Глава 6. Основные тенденции и проблемы становления российского рынка
ПР - услуг …………………………………………………..…………………………… 67
Глава 7. Международные и российские профессиональные объединения и кодексы профессионального поведения специалистов сферы
Паблик Рилейшнз …………………………………………………………………..… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 92
ЛИТЕРАТУРА ……………..……………………………………………………………… 97
Несмотря на то, что методы и приемы ПР широко использовались в предпринимательстве, по выражению С. Катлипа «колыбелью американских ПР в США является политика»40. Все чаще «деятельность ПР-специалистов оказывает серьезное воздействие на процессы, имеющие большое значение для демократического правления». Методы, использовавшиеся менеджерами политических партий в 80-е и 90-е годы XIX века, явились следствием усовершенствования процессов печати, избыточного предложения дешевой бумаги, повышения грамотности населения - факторов, которые также способствовали росту количества и тиражей газет. Пресс-бюро стали неотъемлемой принадлежностью всех политических кампаний. Энергичная кампания Брайана-Маккинли (1896) явилась первым примером использования особых методов проведения политических кампаний. Обе партии создали в Чикаго штаб-квартиры, откуда выходили брошюры, рекламные плакаты, пресс-релизы и прочие пропагандистские материалы. Демократ У. Д. Брайан использовал в своей кампании специальный рекламный поезд (это новшество активно использовалось вплоть до наступления эры реактивных самолетов, хотя время от времени применяется и в наши дни, когда кандидат пытается продемонстрировать свою «близость к народу»)41.
К началу XX века менеджеры политических пресс-бюро (как в стране в целом, так и в отдельных штатах) стали выполнять большинство функций, характерных для ПР-специалистов.
По мнению большинства исследователей в области ПР, в том числе С. Катлипа, становление профессиональной сферы Паблик Рилейшнз происходит с начала ХХ столетия. Условно этот процесс можно разделить на шесть основных периодов. Период с 1900 по 1917 г.г. С. Катлип назвал эпохой подготовки почвы – эпохой журналистских расследований (когда в качестве основного средства противодействия выступает «защитное паблисити»), и политических реформ, продвигаемых Теодором Рузвельтом и Вудро Вильсоном с помощью методов Паблик Рилейшнз. В 1900 г. в Бостоне появился прототип современной ПР-фирмы - первое бюро паблисити (publicity bureau) во главе с Джорджем Михаэлисом, которое предоставляло пресс-агентские услуги. Вторая ПР-фирма в США была создана в Вашингтоне в 1902 г. Уильямом Смитом и выполняла лоббистские функции.
В это время появляется «знаковая» фигура в истории ПР — Айви Ли. Наряду с Эдвардом Бернейзом он способствовал проникновению в ПР передовых для того времени общественных теорий и концепций. Журналист по образованию, Ли работал репортером в нью-йоркской газете «Уорлд». Профессиональный путь в ПР он начал в сфере политики, возглавив в 1903 году кампанию по перевыборам мэра Нью-Йорка. Далее активность Ли переходит из сферы политики в сферу бизнеса: он работал с крупной железнодорожной компанией, с Д. Рокфеллером, с компаниями «Стандард Ойл», «Крайслер» и везде добивался успеха, популяризируя тем самым возможности профессиональных ПР. Айви Ли считал, что главным принципом в Паблик Рилейшнз должен быть принцип открытой, честной и полной информации. В 1906 г. он опубликовал свои взгляды на этот важный вопрос в «Декларации принципов». В ней он заявил, что цель деятельности его фирмы заключается в том, чтобы «искренне и откровенно от имени деловых кругов и общественных организаций давать прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес»42. В 1911 г. А. Ли создал собственную ПР-фирму, а в 1914 году он был назначен личным советником Джона Д. Рокфеллера, когда пресса атаковала семью Рокфеллеров в связи с подавлением забастовок на рудниках в Колорадо. Организация и проведение ПР-кампании в защиту имиджа семьи были поручены Айви Ли. Опираясь на принцип открытости и честности в информировании общественности о причинах случившегося, раскрывая в прессе человеческие качества членов семьи Рокфеллеров, их благотворительную деятельность, ему удалось восстановить имидж своего клиента в глазах общественности.
Ли можно считать основателем и такого направления ПР, как коммуникация в условиях кризисов, — широко известны его ПР-акции в связи с забастовками, железнодорожными авариями, повышением тарифов. Его честное информирование общественности о проблемах Пенсильванской железной дороги и необходимости повышения в связи с этим тарифов оказалось эффективнее предшествующей работы лоббистов.
Методы ПР, опробованные Ли во время работы в годы Первой мировой войны в Обществе Красного Креста, вызвали большой приток спонсорских средств на счет этой организации и до сих пор копируются современными благотворительными институтами.
Исходя из предложенной нами в первой главе классификации ПР-моделей, профессиональную деятельность Ли можно отнести к модели «информирование общественности», а в отдельных технологиях закладывались основы и «двусторонней симметричной коммуникации».
Выдвинутая
практикой и сформулированная Айви
Ли идея прагматической целесообразности
«информирования
Во время первой мировой войны в историю ПР также вошло имя Эдуарда Бернейза, который является автором терминов «консультант по ПР» и «инженер согласия» (специалист по ПР). В 1919 году Э. Бернейз открыл собственную фирму по управлению известностью. Именно с его именем связано активное развитие Паблик Рилейшнз как научной дисциплины. Чтение Бернейзом первого курса по практике и этике ПР в 1923 году в Нью-Йоркском университете оказало значительное влияние на преподавание дисциплин этого цикла во всем мире. В том же году вышла первая книга по основам ПР «Кристаллизуя общественное мнение», в которой Бернейз размышляет о том, какое значение имеет общественное мнение в условиях усложнения общественной жизни. По Э. Бернейзу «Паблик Рилейшнз» - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия; а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот43. Масштабность его достижений в 20-х годах может проиллюстрировать введенный им в ПР-практику метод целенаправленного «создания событий».
Следующий период в процессе становления Паблик Рилейшнз, по мнению Катлипа, связан с экономическим бумом 20-х годов, когда интенсивное развитие военной промышленности страны предопределило индустриализацию и урбанизацию страны. Большие денежные средства выделялись на развитие экономики и важнейших отраслей промышленности, что в свою очередь потребовало притока новых сил для обеспечения известности компаний и создания их положительной репутации44. Именно в этот период у людей, связанных с зарождающейся профессией Паблик Рилейшнз, «начало формироваться ощущение самоидентификации и настоящего профессионализма»45. Заметное влияние на развитие ПР в 20-30-е годы XX века оказал Артур Пейдж, эксперт по ПР и вице-президент компании AT&T (“American Telephone and Telegraph Company”). Он был автором идеи о социальной ответственности бизнеса, когда руководство корпораций должно удовлетворять потребности общественности и быть ответственным перед ней. В этом отношении ПР-подразделения при фирмах должны оказывать реальное влияние на руководство. А. Пейдж сформулировал пять принципов успешных корпоративных ПР, которые актуальны и сегодня:
Начало Великой депрессии в 1929 г. стала очередным этапом в развитии Паблик Рилейшнз. Депрессия обусловила рост недоверия общественности к бизнесу, и для того, чтобы вернуть позитивное отношение публики многие крупные корпорации («Форд», «Пан Америкэн», «Дженерал Моторс», «Стандард Ойл» и др.) создали свои собственные подразделения ПР. Несмотря на последствия Великой депрессии именно на 30-е годы приходится интенсивная профессионализация и институционализация ПР: в 1936 году создается Национальная ассоциация аккредитованных директоров паблисити (“National Association of Accredited Publicity Directors”), в 1938 – Американская ассоциация промышленных руководителей (“American Association of Industrial Editors”), в 1939 - Американский совет по Паблик Рилейшнз (“American Council on Public Relations”). В середине 30-х г.г. появляется инструмент, который позволяет проводить более точное, более научное измерение общественного мнения – опросы Роупера и Гэллапа. Многие специалисты в области ПР начали пользоваться новым инструментом для консультирования руководства и формулирования программ.
В эту эпоху появился предшественник еще одного важного сегмента современной практики ПР – специалист по проведению политических кампаний. В 1933 г. К. Уайтакер и Л. Бакстер создали первое агентство, специализирующееся на проведении политических кампаний. С 1935 по 1958 г.г. фирма провела 80 крупных кампаний, из которых проиграла только 6.
Благоприятным периодом для развития системы ПР стала и эпоха «нового курса» президента Франклина Д. Рузвельта. Отметим, что именно при Рузвельте в штате президента США появился специальный консультант по связям с общественностью. Кроме того, чтобы администрация не теряла «связи с реальностыо», президент инициировал создание специальной информационной службы для сбора и обработки мнений американцев. Ф. Рузвельт ввел практику непосредственного обращения к рядовым американцам и разъяснения предпринимаемых правительством шагов. Так, в начале 1933 г., уже через неделю после своего вступления в должность, Ф. Рузвельт выступил по радио со своей первой «беседой у камина», в которой простым и доходчивым языком рассказал о своей программе на ближайшую перспективу. У рядового избирателя складывалось впечатление, что правительство и лично президент советуются с ним, по сути дела привлекают его к участию в решении его собственной судьбы.46
Не ограничиваясь выходами в эфир, Ф. Рузвельт дважды в неделю организовывал пресс-конференции. За 12 лет своего президентства он провел около тысячи пресс-конференций, что является абсолютным рекордом среди последующих президентов. Подсчитано, что Рузвельт проводил в среднем 6,9 пресс-конференций в месяц, Трумэн — 3,5; Эйзенхауэр — 2.0; Кеннеди— 1,8; Джонсон — 2,2; Никсон — 0,6; Форд — 1,3; Картер — 1,2; Рейган — 0,5.47
Годы Второй мировой войны дали новый толчок развитию ПР как профессиональной деятельности. В это время активно развивались правительственные ПР. Меры по жесткому государственному регулированию отношений между трудом и капиталом (признание юридического статуса профсоюзов), достигнутое взаимное обязательство рабочих (избегать забастовок) и предпринимателей (не прибегать к увольнениям), соглашение правительства со СМИ о введении некоторых элементов цензуры, осуществление программы лендлиза — все это требовало серьезной работы по информированию общественности и разрешению конкретных ситуаций с разнообразными целевыми группами.
Важную роль в этом сыграла деятельность созданного в 1942 г. в США Военного рекламного совета, в задачи которого входили информирование общественности обо всех аспектах военной деятельности, поддержка действий правительства и ее положительного имиджа внутри страны и за границей, поддержка сотрудничества индустриального сектора и общественности, создание «единого потока» военной информации под контролем правительства.
По окончании Второй мировой войны в американском обществе произошли изменения, завершившие этап формирования Паблик Рилейшнз как управленческой функции:48
Послевоенный период в США (1945-1965) был периодом адаптации, перехода страны от военизированной экономики к постиндустриальной. Эта эпоха принесла ПР широкое признание, а число специалистов в этой области перешагнуло отметку 100 тысяч. В 1948 году Национальная ассоциация консультантов в области Паблик Рилейшнз (NAPRC) слилась с другой профессиональной организацией, основанной в 1939 году, - Американским Советом по Паблик Рилейшнз (ACPR), создав Общество Паблик Рилейшнз Америки (PRSA). В 1961 году произошло очередное слияние последнего с Американской ассоциацией Паблик Рилейшнз (APRA). Название осталось прежним - Общество Паблик Рилейшнз Америки (Public Relations Society of America). В 1964 году 14 учебных заведений предлагали курс, рассчитанный на получение степени бакалавра Паблик Рилейшнз, а в 280 тема Паблик Рилейшнз освещалась в различных учебных курсах. В этот период телевидение стало одним из наиболее влиятельных коммуникационных средств, которое заставило многих лидеров бизнеса, государства, вооруженных сил и т.д. учиться искусству общения со средствами массовой информации.
Период экономического подъема 1945-1965 г.г. характеризовался следующими характеристиками:
Информация о работе Исторические этапы становления журналистики