Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:22, диссертация
В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка систематизировать исторические и теоретико-методологические знания о процессе зарождения и развития профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, раскрыть особенности и тенденции ее развития, определить наиболее актуальные проблемы функционирования и обозначить возможности и перспективы ее дальнейшего совершенствования. становления
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………………………… 4
Глава 1. Основные факторы и первоистоки зарождения сферы
Паблик Рилейшнз ………………………. .……………………………………………… 7
Глава 2. Происхождение профессиональных моделей и основные направления деятельности Паблик Рилейшнз на различных этапах развития человеческой цивилизации …………………………………………………...…………………………… 16
Глава 3. Становление и развитие профессиональной сферы Паблик Рилейшнз
в США ………………………………………………... ………………………………. 24
Глава 4. Основные функции и профессиональные особенности сферы деятельности ПР-специалистов ……………………………...…………………… 42
Глава 5. Основные модели и актуальные проблемы глобализации Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности в современном мире... 54
Глава 6. Основные тенденции и проблемы становления российского рынка
ПР - услуг …………………………………………………..…………………………… 67
Глава 7. Международные и российские профессиональные объединения и кодексы профессионального поведения специалистов сферы
Паблик Рилейшнз …………………………………………………………………..… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 92
ЛИТЕРАТУРА ……………..……………………………………………………………… 97
Что касается массовой информации для общественности, необходимо помнить, что для эффективного взаимодействия важно не только четкое определение своей аудитории, но и точное определение ее идеалов, интересов и соответственно именно ее каналов коммуникации. Таким образом, ПР-специалист работает не с любой аудиторией, а с одним из сегментов массы людей. Наиболее признанными и оправданными средствами коммуникации с крупными и рассредоточенными общественными группами являются, по мнению Н. А. Черноног, газеты, журналы, профессиональные издания, АМ- и FМ-радио, эфирное телевидение, кабельное телевидение, Интернет. Чтобы использовать этот арсенал с наибольшей эффективностью, следует учитывать специфику различных СМИ, их емкость, механизмы, управляющие ими, ценности тех, кто контролирует доступ к СМИ, существенно возросшую конкуренцию между СМИ за привлечение внимания аудитории и другие факторы66.
Роль и место СМИ в формировании общественного мнения трудно переоценить. Для СМИ в качестве товара предстает новость и только в том случае, если новость фирмы влияет на чью-либо жизнь или деятельность, она становится новостью и для других лиц и организаций. Поэтому следует направлять усилия таким образом, чтобы новость представляла собой информационный повод для целевой аудитории выбранного СМИ. К новостным событиям, способным превратить внутреннюю новость во внешнюю, сделать из нее конкурентоспособный товар, зарубежные специалисты относят67: связь с новостью дня; сотрудничество с другой организацией в рамках совместного проекта; сотрудничество со СМИ в рамках совместного проекта; проведение опроса или исследования; выпуск отчета; адаптацию национальных докладов и исследований к местным условиям; объявление о назначении; организацию интервью со знаменитостью; организацию дебатов; учреждение фондов; празднование годовщин, юбилеев; учреждение премий; проведение конкурсов, фестивалей.
Наиболее распространенными формами медиарилейшнз являются рассылка пресс-релизов, подготовка материалов для непосредственной публикации в СМИ, организация пресс-конференций, презентаций, пресс-туров, проведение новостных событий, распространение слухов.
Деловая внешняя информация включает информационные потоки, адресованные акционерам (инвесторам), партнерам, клиентам и властным структурам. Для информационной деятельности в адрес инвесторов целесообразны специализированные средства информации, к которым можно отнести брошюры с обзором фактов и статистикой деятельности компании, брошюры-руководства с информацией, необходимой для принятия решений, комментарии аналитиков компании и пр. Информационная деятельность, направленная на потребителей услуг, товаров, предложений организации, требует сегментирования по интересам, ожиданиям и предпочтениям аудиторий. В зависимости от задач могут быть использованы различные средства информации или их комбинации. Среди них будут присутствовать как формы, присущие информационным потокам, направленным на иные аудитории (отчеты, укрепляющие представление о фирме, личные звонки партнерам, потребителям, прямая почтовая рассылка, материалы в СМИ), так и наиболее эффективные для данных категорий общественности: дни «открытых дверей», пресс-конференции, «круглые столы» для партнеров; ярмарки, выставки, экскурсии для установления новых связей; ответы на письма и телефонные звонки потребителей и пр.
О степени значимости информационной деятельности для госструктур говорит уже то, что это направление в сфере Паблик Рилейшнз имеет собственное название – government relations. Информирование, по мнению специалистов, является ключевым принципом работы компаний и организаций с госструктурами: «Бизнес должен быть уверен, что госструктуры, регулирующие его деятельность, имеет достаточно объективную картину событий»68. Информационная деятельность в отношениях с государством решает следующие задачи:
- мониторинг
работы законодателей в сферах,
затрагивающих деятельность
- представление интересов организации на всех уровнях госуправления;
- влияние на законодательство, затрагивающее деятельность организации;
- обеспечение
осведомленности и понимания
законодателями деятельности
Для формировании информационного потока для госструктур могут использоваться такие средства информации и формы коммуникации как участие в официальных мероприятиях по месту жительства для подтверждения готовности участвовать в общественно полезных акциях, определенной политической позиции, мотивированного отношения к правительству; подготовка новых законов (легальное лоббирование), демонстрирующая заботу фирмы о правовом обеспечении новых программ, будущей деятельности.
Очень важными для любой организации являются отношения с работниками этой организации на всех уровнях. Термины «внутренняя общественность» и «муниципальные служащие» относятся как к руководству, так и к остальным сотрудникам компании.
Целями информационной деятельности, направленной на внутреннюю общественность, являются:
— постоянное информирование служащих о положении дел в организации, ее целях и текущих задачах;
— предоставление служащим информации, необходимой для успешного выполнения своих служебных обязанностей;
— напоминание служащим о необходимости, соблюдать и повышать организационные стандарты, касающиеся качества продукции и услуг, производительности труда, социальной ответственности и т.д.;
— признание успехов и достижений служащих.
ПР-обращения адресуются каждому сегменту данной целевой аудитории с учетом особенностей именно этой группы сотрудников. Н. А. Черноног обоснованно утверждает, что дифференцированность обращения обеспечивает внимание аудитории, осмысленный отклик, индивидуализацию лексики и всего стиля общения руководства и служащих. Точная структура аудитории очень важна для эффективной внутренней коммуникации.
Среди форм внутрифирменной коммуникации можно назвать: информационные бюллетени, фирменный журнал, многотиражную газету, вспомогательные печатные материалы (проспекты, брошюры, листовки), аудиовизуальные средства, письма (в том числе электронная почта в Интернете), доску объявлений, межличностное общение. В каждом конкретном случае возможен свой набор средств внутрифирменной информации. Выбор наиболее эффективной формы зависит от сложившейся ситуации, конкретных целей и задач внутрифирменной коммуникации, традиций, сложившихся в организации.
В результате исследования различных точек зрения на определение цели и функций сферы деятельности ПР-специалиста, мы пришли к выводу, что все авторы сходятся в одном: основная функция Паблик Рилейшнз состоит в установлении взаимовыгодных, гармоничных, доверительных отношений с общественностью. В.С. Комаровский приводит следующие основные положения, связанные с современным пониманием сущности Паблик Рилейшнз69, а значит и их функций:
— в основе ПР лежит соглашение, согласие, сотрудничество между организацией и общественностью, от которой зависит успех ее деятельности;
— ПР - это идеология и технология управления, влияние на состояние общественного мнения, сознание человека, определенных групп, общества в целом;
— ПР - это специальный вид деятельности, планируемые и продолжительные усилия по сбору, анализу и передаче информации, организации общения;
— деятельность ПР-структур включает разработку рекомендаций для организации и осуществление программ действий, способствующих взаимопониманию с ее общественностью;
— деятельность ПР-структур направлена не только вовне, но и внутрь, для достижения корпоративного взаимопонимания.
Мы так же определили, что одной из важнейших функций сферы Паблик Рилейшнз является информационно-коммуникативная, или функция управления коммуникативным пространством. В связи с этим мы рассмотрели типологию информационной деятельности Паблик Рилейшнз в структуре современного информационного рынка и выяснили, что информационные потоки в сфере ПР дифференцируются прежде всего в зависимости от «потребителя» информации, т. е. целевой аудитории. Таким образом информационную деятельность ПР можно разделить на массовую коммуникацию, включающую массовую информацию для общественности и массовую информацию для СМИ, деловую внешнюю информацию, к которой относятся информационные потоки, направленные на акционеров, партнеров, клиентов и органы власти, и деловую внутреннюю информацию, к которой относится корпоративная информация для руководства и для персонала. В зависимости от типов аудиторий, на которые направлена информационная деятельность, различаются и характер направляемой им информации, а также типы текстов.
Глава 5
Основные модели и актуальные проблемы глобализации
Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности
в современном мире
Прежде, чем мы рассмотрим процесс глобализации Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности, обратим внимание на то, как происходило становление данного института в ведущих странах мира. По сравнению с США, развитие национальных систем ПР в других странах активизировалось несколько позже. Причем, по мнению многих исследователей, главным стимулом быстрого развития ПР в Великобритании, Германии, Франции и других странах были войны, в частности, Вторая мировая.
Например, С. Блэк считает, что именно работа в армейских службах и Министерстве военной информации подготовила для Великобритании множество ПР-специалистов, которые после войны решили делать карьеру в данной сфере. В частности, NALGO (Британская национальная ассоциация муниципальных и правительственных чиновников), очень заинтересовалась бывшими пропагандистами, их технологиями и принялась перемещать их в новую сферу, создавая отделы «Паблик Рилейшнз»70.
Хотя развивающаяся в Европе ПР-деятельность находилась под сильным влиянием американских методик, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы «Паблик Рилейшнз». Так, в период «немецкого экономического чуда» 50-х годов усилилось внимание к ПР немецких специалистов. В Германии складывалась особая концепция ПР, трактовавшая их как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальных сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей. По мнению одного из пионеров ПР в Германии - А. Оэкла, основные задачи ПР заключались в том, чтобы помочь отдельным субъектам ориентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать собственное мнение.
Первые службы «внешних отношений» появились после войны во французских госструктурах и частных компаниях, несмотря на то, что термин «паблик рилейшнз» (les relations publiques) еще не был введен в оборот. Представители французской школы ПР послевоенного периода также стремились выработать свои принципы и технологии в данной сфере и в отличие от американской концепции связей с общественностью, где доминировал принцип продвижения корпоративного интереса, гуманистический характер французских Паблик Рилейшнз позволил назвать эту школу «стратегией доверия»71.
Фактическому распространению ПР в международном пространстве в послевоенный период сопутствует и ряд значимых формальных событий в сфере связей с общественностью:
В 1964 году IPRA получила официальное признание со стороны ООН как советник Социально-экономического комитета ООН, а также признание со стороны ЮНЕСКО как внегосударственная организация по категории «отношения взаимного информирования». Следует подчеркнуть, что членство в IPRA открыто лишь тем, кто работает в области ПР не менее пяти лет и имеет высокую профессиональную компетентность. В ее состав сегодня входят более 1000 специалистов из 70 стран мира. Эта международная ассоциация работает в тесном контакте с национальными ассоциациями и региональными федерациями ПР. Одной из таких федераций является Европейская конфедерация ПР (CERP), деятельность которой осуществляется как на основании официальных документов IPRA, так и на основе Европейского кодекса профессионального поведения в сфере Паблик Рилейшнз (Лиссабонский кодекс), принятого в апреле 1978 и дополненного в мае 1989 года. IPRA, CERP и другие федерации регулярно созывают ассамблеи и проводят конференции, издают и распространяют методологические материалы, содействуют становлению и развитию профессиональной системы связей с общественностью в тех странах, где она только зарождается. Особое внимание уделяется профессиональным научно-теоретическим журналам и печатным изданиям по вопросам ПР, среди которых стоит особо выделить периодическое издание “International Public Relations Review”.
В 1984 году в Великобритании начал свою деятельность Институт Паблик Рилейшнз (IPR), заложивший фундамент этой профессии в стране и начавший подготовку специалистов по вопросам связей с общественностью. В 2005 году Институт получил статус дипломированного (CIPR) и сейчас позиционирует себя как «глаза, уши и голос ПР-индустрии»72. Нужно отметить, что в последние три года из-за экономического спада численность ПР-специалистов несколько упала, но сокращение штатов крупных агентств привело к возникновению большого количества маленьких частных ПР-фирм и новых, более специализированных услуг. Более того, в государственных структурах Британии наблюдается настоящий расцвет ПР. Общественное осуждение правительственных действий в Ираке позволило госструктурам в полной мере осознать важность связей с общественностью. CIPR преследует следующие цели: предоставлять и защищать профессиональные интересы ПР-практиков, предоставлять им возможности для общения и обмена опытом, расширять их ресурсы и повышать статус в качестве профессионалов, а также поднимать стандарты профессии путем продвижения примеров лучших практик73. Огромную работу по упорядочиванию консультативной деятельности специалистов проводит Ассоциация консультантов в области Паблик Рилейшнз Великобритании (PRCA), которая была образована в 1969 году. Принципиальные задачи Ассоциации состоят в следующем: поддерживать высокие профессиональные нормы в консультативной практике; предоставлять возможности правительству, общественным организациям, ассоциациям предприятий промышленности, торговли и других отраслей общаться с ПР-консультантами и формировать свое коллективное мнение; соблюдать конфиденциальность в консультировании74.
В.А. Ачкасова отмечает, что образование национальных ПР-ассоциаций в странах Центральной и Восточной Европы происходит в 1990-х годах:75
1990 г. - в Венгрии (Magyar Publlic Reations Szovetseg) и Словении;
1996 г. - в Чехии начала активно работать Ассоциация ПР-агентств Чешской Республики (APRA).
Очевидно, что рынок ПР-услуг развивается не только в Европе и США. ПР-индустрия Китая находится в фазе роста. Одним из коммуникационных направлений, к которому отмечается растущий интерес среди ПР-агентств страны, стала корпоративная социальная ответственность. Увеличивается и число китайских компаний, планирующих выход на западный рынок76.
Особенностью индийского рынка ПР-услуг является культурные и региональные различия внутри самой страны. По словам вице-президента агентства Weber Shandwick India М. Арулаппан, даже в одном городе существуют культурные зоны, где специалисты вынуждены применять различные стратегии и подходы, а ПР-кампанию, рассчитанную на несколько городов, иногда приходится готовить, как программу для нескольких стран77.
Информация о работе Исторические этапы становления журналистики