Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:10, реферат
Задачи:
1. Дать общую характеристику изданий и идеологии «Колокола»;
2. Выявить роль А.И. Герцена (и Н.П. Огарева) в создании печатного центра освободительного движения России в XIX веке;
3. Дать характеристику направлениям «Колокола» в борьбе за освобождение крестьян.
Введение…………………………………………………………....3
1. «Колокол» - общая характеристика…………………………...6
2. А.И. Герцен – создатель Вольной русской типографии…….10
3. «Колокол» в борьбе за освобождение крестьян………….….14
Заключение……………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Национальный исследовательский университет
«Казанский
государственный технический
Институт социальных технологий
Кафедра
Истории и связей с общественностью
Реферат:
История
СМИ. «Колокол» Герцена
Выполнил:
студент гр. 7203
Камалеев А.А.
Проверила:
К.и.н., доцент кафедры ИСО
Якушева
Ф. З.
Казань 2011
Содержание
Введение………………………………………………
1.
«Колокол» - общая характеристика…………………………
2.
А.И. Герцен – создатель
3.
«Колокол» в борьбе за
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы……………………………22
Введение
Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли, которую иногда еще называют учением о русском крестьянском социализме. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Они исходили из представления о том, что после падения крепостного права Россия пойдёт по социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску.1
Издательская деятельность Герцена и Огарева приходится на период кризиса крепостничества. В эпоху кризиса крепостничества русская экономическая мысль развивалась в неразрывной связи с борьбой вокруг вопроса о крепостной зависимости.
Общественная ситуация, когда рамки старых производственных отношений уже не соответствовали развитию производительных сил, привела к возникновению первой революционной ситуации в России на рубеже 50-60-х годов XIX в. Интересы российского крестьянства нашли свое отражение прежде всего в идеологии нового поколения революционной интеллигенции.
В 50-х годах образовались два центра, возглавившие революционно-демократическое движение в стране.
Во главе первого (эмигрантского) и стоял А.И.Герцен, основавший в Лондоне «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 года он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда», а с 1857 года - совместно с Н.П.Огаревым - пользовавшуюся огромной популярностью газету «Колокол».
В изданиях Герцена была сформулирована программа социальных преобразований в России, включавшая освобождение крестьян от крепостного права с землей и за выкуп.
Первоначально издатели «Колокола» верили в либеральные намерения нового императора Александра II (1855-1881) и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы «сверху». Однако по мере подготовки проектов отмены крепостного права иллюзии рассеивались, и на страницах лондонских изданий в полный голос зазвучал призыв к борьбе за землю и демократию.2
Русский крестьянский социализм стал частью учения под названием утопический социализм. Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.
В 60 - 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Народничество также руководствовалось идеологией русского крестьянского утопического социализма, основы которой заложили Герцен и Огарев.
Русскому
народничеству свойственны
Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С началом пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе идеологами марксизма.
Поэтому в этой работе я постараюсь рассмотреть и выполнить следующие цели и задачи. Цель работы: показать на конкретных примерах оппозиционность творчества Герцена и Огарева в вопросе освобождения крестьян на примере создания Вольной русской типографии и публикаций в журнале «Колокол».
Задачи:
1. Дать общую характеристику изданий и идеологии «Колокола»;
2. Выявить роль А.И. Герцена (и Н.П. Огарева) в создании печатного центра освободительного движения России в XIX веке;
3.
Дать характеристику
1.
«Колокол» - общая характеристика
«Колокол» - бесцензурная русская газета, издававшаяся А.И.Герценом и Н.П.Огаревым в Лондоне с 1857 по 1867 годы. Выходил от 1 до 4 раз в месяц; всего вышло 245 номеров. 3
Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде», «Колокол» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения. Выходя с девизом на титульном листе «Vivos voco» («Зову живых» - начальные слова из «Песни о колоколе» Ф.Шиллера), «Колокол» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований.
Определяя смысл развернутой «Колоколом» агитации, Ленин писал, что Герцен «поднял знамя революции», «великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным словом».
Лицо газеты определяли выступления Герцена и Огарева, а также статьи, заметки и письма из России, программные документы подпольных революционных организаций (например, «Земли и воли»), материалы по истории освободительной борьбы, секретные правительственные постановления, проникавшие в «Колокол» через широкую сеть тайных корреспондентов. Среди последних - представители различных оппозиционных кругов, от крупных чиновников до опальных декабристов и петрашевцев, в том числе писатели, публицисты, критики (П.В. Анненков, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, С.С. Громека, Н.А. Мельгунов, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, Н.И. Тургенев, Е. Тур, Н.И.Утин и др.). В «Колоколе» участвовали также Дж. Гарибальди, В. Гюго, Дж. Мадзини, Ж. Мишле, П. Прудон и др.
Обилие обличительного материала привело к выпуску с 1859 года особого приложения к «Колоколу» - «Под суд!».
«Колокол» читался по всей России: в царском дворце и среди студенчества, в министерствах и крестьянских избах. В годы революционной ситуации 1859-1861 годов тираж достигал 2000-2500 экземпляров. Спад революционного подъема проявился в резком снижении общественного влияния «Колокола». Надеясь восстановить авторитет «Колокола», Герцен в 1865 году переносит издание в Женеву. Но разногласия с женевской «молодой эмиграцией», ослабление живых контактов с Россией, усиление политической реакции и другие причины вынудили прекратить издание. Попытка возобновить «Колокол» на французском языке (1868) не нашла поддержки среди французской буржуазной демократии.
Вопросы литературы и искусства были подчинены в «Колоколе» задачам революционной агитации, разоблачения политики царизма, дискредитации ее представителей. В соответствии с этим находилась и проблематика литературных публикаций «Колокола», где печатались стихи М.Ю. Лермонтова, («Увы! как скучен этот город…»), Н.А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Огарева, М.Л. Михайлова, П.И. Вейнберга, В.Р. Зотова и др. Время от времени Герцен публиковал в «Колоколе» отрывки из «Былого и дум».
Борьба за беспощадный реализм объединяла «Колокол» и «Современник», несмотря на расхождения по частным вопросам, например, в оценке так называемого «обличительного направления», принятого Герценом за предвестие широкой демократической гласности.
Следствием либерально-просветительских иллюзий Герцена явилась его статья “Very dangerous!!!” («Очень опасно», 1859), положившая начало полемике «Колокола» с «Современником». В то же время «Колокол», как и «Современник», осуждал «бегство от общественных вопросов», восставал против эстетической критики.
«Колокол» отстаивал идею преемственности революционных поколений, защищая в этой связи «лишних людей» 30-40-х годов как жертв николаевской реакции. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) Герцен выступил против скептической оценки «Современником» исторической роли дворянства, особенно дворянской интеллигенции эпохи Белинского и Грановского.
К середине 60-х годов издатели «Колокола» сознали правоту Чернышевского и Добролюбова, связав свои надежды с революционным разночинством - «молодыми штурманами будущей бури».
Общественным и эстетическим идеалом «Колокола» был тип «Дон-Кихота революции». Черты этого «высшего типа человечества» Герцен находил в Пестеле, Рылееве, Белинском, Мадзини, Гарибальди. Преданность революции и нравственная безупречность были для Герцена одним из решающих критериев в оценке творчества Тургенева и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского, Григоровича и Гончарова. Требуя соответствия этического и эстетического, «Колокол» негодовал против мещанской ограниченности буржуазного общества, которое обезличивает человека, изгоняя «художественный элемент в самой жизни». В этом направлении оценивалось в «Колоколе» Творчество Дж. Байрона, В. Гюго, Ч. Диккенса, Жорж Санд и др.
Газета
формировала демократические
«Колокол» наметил основные вехи в истории социализма в России: указал историческое место петрашевцев и Белинского, дал характеристику учения Чернышевского, защитил «нигилизм» писаревцев как «науку и сомнение, исследование вместо веры» («Порядок торжествует!», 1886).
Теория «русского социализма» Герцена и Огарева внедряла в сознание передового общества уважение к народу как к творящей силе истории. От имени народа «Колокол» произносил суд над грабительской реформой 1861 года, срывал маски с либерально-охранительных партий, негодуя по поводу «рабской» философии славянофильских изданий («Русская беседа», газета «День»), приспособленчества «Отечественных записок», угодливой реакционности «Русского вестника», «Московских ведомостей». Большое место в «Колоколе» занимала борьба с цензурными репрессиями.
Требование «земли и воли», призыв «В народ! К народу» («Исполин просыпается!», 1861) нашли горячий отклик в передовой русской литературе. «Колокол» оказал влияние на многих писателей. Спор с позицией «Колокола» относительно судеб России и Европы определил полемический план романа Тургенева «Дым». Чутко реагировал на публикации «Колоколе» М.Е. Салтыков-Щедрин в «глуповских» очерках, «Сатирах в прозе», хронике «Наша общественная жизнь». Внимательно прислушивался к пропаганде Герцена Л.Н. Толстой, посетивший издателей «Колокола» в 1861 году. Направлению газеты сочувствовали Д.И. Писарев, Т.Г. Шевченко, Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов и другие писатели и критики. В спорах с «Колоколом» формировались социально-этические идеалы Ф.М.Достоевского.
Чтение «Колокола» и связь с его издателями карались в России каторгой и ссылкой. Царское правительство принимало ряд мер для противодействия его влиянию. Однако газету продолжали «прятать, но читать». «Колокол» способствовал развитию сатирической журналистики 60-х годов («Искра» В.С. Курочкина).
Разящий юмор «Колокола», его излюбленные жанры - памфлет, фельетон, иронический комментарий - вошли в арсенал сатирической публицистики.4
Опыт
«Колокола» был широко использован в ленинской
«Искре» и других большевистских газетах.