Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:10, реферат
Задачи:
1. Дать общую характеристику изданий и идеологии «Колокола»;
2. Выявить роль А.И. Герцена (и Н.П. Огарева) в создании печатного центра освободительного движения России в XIX веке;
3. Дать характеристику направлениям «Колокола» в борьбе за освобождение крестьян.
Введение…………………………………………………………....3
1. «Колокол» - общая характеристика…………………………...6
2. А.И. Герцен – создатель Вольной русской типографии…….10
3. «Колокол» в борьбе за освобождение крестьян………….….14
Заключение……………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………
Герцен прокомментировал это письмо предисловием, которое поместил в этом же номере журнала. «Мы расходимся с вами не в идее, а в средствах, - писал он, - не в началах, а в образе действования. Вы представляете одно из крайних выражений нашего направления… К топору…мы звать не будем до тех пор, пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора.
Чем
глубже…мы всматриваемся в
Разногласия между Герценом и революционной демократией, несмотря на свою глубину и серьезность, были разногласиями людей, по словам Герцена, «дружеского стана». Вообще, «Колокол», как, впрочем, и другие издания Герцена, оказали огромное влияние на развитие политического сознания демократической интеллигенции 1850-1860-х гг. и сыграли большую роль в русском освободительном движении.
По мере нарастания революционной ситуации в России направление «Колокола» становилось все более революционным. Если проследить то, как отзывается журнал об Александре II, тенденция эта очевидна. Итак, 1 июля 1858 года Герцен пишет: «Александр II не оправдал тех надежд, которые имела Россия при его воцарении». Через полтора месяца он заявляет: «Мы каемся перед Россией в нашей ошибке. Это – то же николаевское время, но разварное с патокой». Непосредственно перед реформой разочарование достигло высшей ступени. «Прощайте, Александр Николаевич, счастливого пути! Bon vouage!..Нам сюда», - писал Герцен 15 апреля 1860 года. («Колокол», № 68-69).
Утрачивая надежды на Александра II, Герцен и Огарев все сильнее осознавали, что во дворце нет «живых», что нужно звать и будить народ и демократическую интеллигенцию. Решительные и смелые призывы все чаще раздаются со страниц «Колокола».
В 60-х годах позиция журнала и самого Герцена по всем основным вопросам принимает революционно-демократический характер. После объявления законов об «освобождении» крестьян, возрастают крестьянские движения, отражая глубокое недовольство крестьянства манифестом о воле.
После детального ознакомления
Герцена с законодательными
После начала расстрелов крестьян, Герцен помещает в листе №105 от 15 августа 1861 года статью «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», являющуюся обращением к народным массам: «Ты ненавидишь подъячего, боишься их – и совершенно прав; но еще в царя и архиерея…Не верь им!». Герцен отвергает либеральные попытки приукрасить действительность: «Маски долой! Лучше видеть звериные зубы и волчьи рыла, чем поддельную гуманность и покорный либерализм». Также Герцен указывает в статье на то, что «Колокол» на стороне русского мужика.
В «Колоколе» с середины 1861 года появляются передовые статьи, написанные простым языком, рассчитанные на широкие массы солдат и крестьян.
«Колокол» обращается к народу и говорит ему: «Народу нужна земля и воля»(л.102). «Колокол» обращается к солдатам и на вопрос: «Что надо делать войску?» – отвечает: «Не ходить против народа»(л.111).
С середины 1862 года Герцен и Огарев начинают выпуск листка
«Общее
вече», формально являвшегося
Обращаясь к крестьянам и разночинцам оно стремилось «служить выражением мнений, жалоб и общественных потребностей людей всех религиозных толков и согласий».
Все чаще и сильнее зовет «Колокол» к всенародному вооруженному восстанию. Теперь уже руководители журнала требуют не только передачи крестьянам той земли, которая находилась в их пользовании при крепостном праве, но и полной ликвидации помещичьего землевладения; теперь они призывают с оружием в руках подниматься на притеснителей.
В 1861-1862 гг. руководители «Колокола» помогли Н.Серно-Соловьевичу, Обручеву, Слепцову создать революционное общество «Земля и воля», которое в России было связано с Чернышевским. В основу программы этого общества легла уже упомянутая ранее статья «Что нужно народу?» Вопрос об организации тайного революционного общества еще более остро поставлен в № 107 и 108 «Колоколом» в полемике против прокламаций общества «Великорусс». С этого времени влияние «Земли и воли» на «Колокол» стало весьма значительным. Сам Герцен относился к созданию «Земли и Воли» сдержанно, но 1 марта 1863 года выступил с обращением к этой организации, которое опубликовано в №157.
«Колокол»
после 1863 года стал менять свой облик.
Уменьшилось количество небольших
агитационно-обличительных
В конце 1864 – начале 1865 гг. Герцен в Женеве встречается с молодыми русскими эмигрантами. Это не дало ощутимых результатов, но в 1865 году Герцен перенес издание «Колокола» туда, где он выходил до 1 июля 1867 года. Именно тогда журналу исполнилось десять лет. Тогда же Герцен и Огарев объявили о приостановке издания на полгода, до 1 января 1868 года. А в ноябре опубликовано сообщение о том, что «Колокол» будет с 1 января выходить по-французски, ориентируясь и на зарубежного читателя. В первом номере французского «Колокола» Герцен прямо признал уменьшение своего влияния в России и правильно увидел в этом отражение того, что печатный орган выполнил свою историческую миссию. В 1868 году вышло 15 номеров
«Колокола» на французском языке. В последнем номере от 1 декабря редакция объясняла свое решение прекратить издание этого органа. Это было отражено в «Письме Н. Огареву», которое написал ему Герцен: «Дорогой друг, я хочу предложить тебе не более и не менее, как «государственный переворот», а именно – немедленно прекратить издание «Колокола»…Новое поколение идет своим путем, оно не нуждается в наших речах…Остальным нам нечего сказать…Со взглядами, господствующими в России, мы разошлись настолько, что перебросить мост невозможно…».
Герцен
знаменит тем, что он является создателем
бесцензурной литературы в России, правда
издавалась она за пределами России, в
Лондоне. Но это оказало колоссальное
влияние на формирование и развитие отечественной
журналистики, в том числе и оппозиционной,
на формирование общественного мнения
и освободительного движения в России
XIX века.
Заключение
«Колокол» - зарубежный печатный, бесцензурный орган, издававшийся А.И.Герценом и Н.П.Огаревым в Лондоне с 1857 по 1867 годы. Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде», «Колокол» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения. «Колокол» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований.
Позиция руководителей «Колокола» - Герцена и Огарева, несмотря на сходства с демократами, почти всегда стояла особняком, разве что в начале 60-х годов взгляды Герцена максимально были приближены к взглядам революционных демократов. О каких-то более или менее нормальных отношениях с властью и вообще говорить не приходиться, так как над «Колоколом» Герцен работал в изгнании, а для императорского правительства был врагом номер один. И, тем не менее, в условиях, когда полностью был ему предан по существу только лишь Огарев, он упорно отстаивал свои взгляды, которые были вполне возможно не так радикальны, зато в них явно присутствовал рационализм и отсутствовал авантюризм, который в какой-то степени был присущ революционным демократам.
Делом всей жизни Герцена было облегчение жизни простого русского народа, о чем он давал клятву (вместе со своим другом Огаревым) будучи совсем юным жителем России дореформенного времени.
Именно ради этого создавалась Вольная типография, именно ради этого выпускался «Колокол».
Именно
«Колокол» Герцена и Огарева был тем теоретическим
источником, из которого черпали вдохновение
будущие поколения революционеров. Именно
он первым решил бросить вызов официальной
власти и создал за рубежом бесцензурную
прессу, которая позволила ему открыто
высказываться на наиболее актуальные
темы для российского общества, и делал
он это для того, чтобы продемонстрировать
простому люду, что хоть кому-то есть до
него дело. Он до последнего момента отвергал
революционное насилие, что характеризует
основателей «Колокола» как гуманистов.
Список
использованной литературы
1. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XIX в.: идейная эволюция.- М.: Наука,1990.- 356 с.
2. Герцен А.И. Сочинения. Т. 7-9.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
3. Дьяков В А. Освободительное движение в России 1825-61 гг.- М.6 Наука, 1979.- 289 с.
4. История русской журналистики XVIII – XIX веков /Под ред. А. В. Западова.- М.: «Высшая школа», 1973.- 489 с.
5. Колокол //Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти тт. Т.3.- М.: «Советская энциклопедия», 1966, С.267-268.
6. «Колокол». 1857-1867 /Сост. Е.С. Радченко. Систематизированная роспись статей и заметок.- М.: Наука, 1957.- 367 с.
7. Пирумова Н.М. А.Герцен - революционер, мыслитель, человек. - М.: Худож. лит., 1989.- 245 с.
8. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия: секретная политическая история России XVIII - Х1Х вв. и Вольная печать. - М.: Наука, 1984.- 367 с.
9.
Эльсберг Я.Е. Герцен.- М.: Государственное
Изд-во художественной литературы,1956.-
478 с.