Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 00:01, реферат
«Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо, и что такое плохо?». Эти строчки из Маяковского не эпиграф. Это наглядное изображение того, что творится в головах у первокурсников факультета журналистики. Да, все слышали, что «желтая» журналистика – это плохо. Да, считается, что это занятие, недостойное настоящего журналиста. Но, с другой стороны, плюсы тоже существуют. Во-первых, бульварная пресса популярна среди читателей. А это значит, что журналист знает, что он работает не впустую, что его материал, скорее всего, будет прочитан. Во-вторых, это зарплата из воздуха: придумал-написал-заработал.
Введение…………………………………………………………………………3
§1.Что такое «желтая» журналистика…………………………………………5
§2. Где взять и как поджарить факт……………………………………………11
§3. «Желтая» журналистика и этика: кто кого?.................................................12
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1.Что такое «желтая» журналистика…………………………………………5
§2. Где взять и как поджарить факт……………………………………………11
§3. «Желтая» журналистика и этика: кто кого?.........................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
«Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо, и что такое плохо?». Эти строчки из Маяковского не эпиграф. Это наглядное изображение того, что творится в головах у первокурсников факультета журналистики. Да, все слышали, что «желтая» журналистика – это плохо. Да, считается, что это занятие, недостойное настоящего журналиста. Но, с другой стороны, плюсы тоже существуют. Во-первых, бульварная пресса популярна среди читателей. А это значит, что журналист знает, что он работает не впустую, что его материал, скорее всего, будет прочитан. Во-вторых, это зарплата из воздуха: придумал-написал-заработал. На наш взгляд, «желтая» журналистика крайне привлекательна еще и бонусами вроде посещения различных мероприятий. Получается, что на одной чаше весов материальные блага и развлечения, а на другой – моральные и этические принципы и уважение коллег. Кажется, что, склонившись однажды в сторону «желтой» журналистики, другая чаша уже никогда не опустится. Журналист приобретет имидж несерьезного писаки, навсегда потеряет возможность вернуться на путь истинный, и не сможет работать в серьезных СМИ.
По поводу этических трудностей профессии декан факультета журналистики МГУ Ясен Николаевич Засурский имеет свое мнение:
. - Мы должны помочь студенту сделать правильный выбор. Есть ведь общечеловеческая этика, а есть профессиональная этика. Журналист, например, не должен заниматься скрытой рекламой. Есть соответствующие правила. Кроме того, я считаю, что Кодекс профессиональной этики российского журналиста, принятый в 1994 году необходимо дополнить. Сейчас нужны специальные моменты, связанные с борьбой против терроризма, а также с ксенофобией, шовинизмом[1].
Однако даже некоторые преподаватели нашего факультета признают, что «желтая» журналистика – тоже журналистика, потому что у нее есть свои цели, задачи, способы добывания информации, способы подачи материала и разные нюансы. Но больше всего автора данной работы поразил руководитель его практики, посоветовавший пойти поработать в «желтое» издание. Оказывается, не все профессионалы единодушны в своем ополчении на бульварную прессу.
В нашей работе мы рассмотрим механизмы «желтой» журналистики, а также этические нормы, которые чаще всего нарушают акулы пера. В основном мы будем говорить о печатных изданиях, в силу большей склонности автора к этой сфере. Но, даже говоря о прессе, мы вполне можем иметь в виду телевидение, так как нам представляется, что принципы работы «желтого» печатника и «желтого» телевизионщика схожи.
§1. Что такое «желтая» журналистика?
Разберемся, что же такое «желтая» журналистика. Не подглядывая в умные книжки, можно сразу сказать, что это журналистика, цель которой развлечь читателя, а не предоставить актуальную серьезную информацию. Конечно, она может и информировать, но такой информации очень сложно верить. Тем более речь не идет о воспитании аудитории. Картина же современности в подобных изданиях выглядит совсем чуднО, она словно вывернута наизнанку. Пресса такого рода не гнушается пикантными, интимными подробностями жизни, из-за чего авторов постоянно обвиняют в безнравственности. Но нельзя так категорично судить журналистов. Всем давно известно, что спрос рождает предложение. Поэтому, на наш взгляд, аудитория участвует в создании желтых материалов ничуть не меньше, чем сами журналисты. В доказательство этой мысли приведем цитату из рассказа Аркадия Аверченко о знакомстве с «желтым» журналистом:
— Работа легкая. Пиши о чем хочешь, измышляй что угодно и получай денежки. Ей-богу!
Я недоверчиво спросил:
— Неужели можно измыслить что угодно?
— Уверяю вас. Ну что вы, например, хотите, чтобы было у вас завтра в газете?
Я рассмеялся.
— Напишите, что я очень люблю устриц.
— Хорошо! Устрицы — так устрицы[2].
На самом же деле автору данной работы понятие «желтая» журналистика» представляется довольно обширным, поэтому мы предлагаем рассмотреть разные аспекты этого явления.
1. Издания «желтые» и с оттенком желтизны.
Это деление очень условное, поскольку порой эти границы могут быть размыты. Истинно «желтое» издание видно с первого взгляда. К примеру, это «СПИД-инфо». Можно сказать, что желтая журналистика абсолютно искренна в том, что она врет и воздействует на низкие инстинкты человека. Читатель заранее знает, чего можно ожидать от желтого издания, поэтому не верит, тому, что написано в этом издании. Гораздо опаснее ситуация в этом плане с изданиями, которые вроде бы не желтые, а нет-нет, да и проскочит что-нибудь желтоватое. Другими словами, такая журналистика - волк в овечьей шкуре. К таким изданиям мы относим газету «Комсомольская правда». Хотя с каждым годом она все больше дает крен в желтизну. Но похоже, что это общая тенденция, и редкие издания смогли удержаться на высоте.
2. Круг тем «желтой» журналистики.
Темы, которые поднимаются в «желтых» изданиях перечислить невозможно: скандалы, казусы, звезды, секс, насилие, инопланетяне… При всем этом разнообразии в «желтом» свете можно преподнести любую серьезную тему. Так приведем критический материал Владимира Шиловского об ошибке телекомпании, которая так поторопилась выдать сенсацию, что не удосужилась как следует разобраться в ситуации и проверить факты.
Жарьте факты!
Ситуация
“В нашем распоряжении оказались уникальные и, скажем прямо, шокирующие факты”. Такой фразой можно было бы предварить новостийный репортаж одной из местных телекомпаний, показанный норильчанам в эту среду. Увы, нечто подобное уже используется на НТВ. А жаль: кадры и впрямь получились шокирующие. Речь идет о найденных в прессованной оленине производства мясоперерабатывающего цеха “Жар.Птица” ЛИЧИНКАХ. Личинки эти, показанные крупным планом, у многих отбили аппетит всерьёз и надолго. Особо впечатлительные зрители и по сей день утверждают, что личинки размером с палец кишели в мясе кишмя, копошились и даже клацали зубами. Такой вот оптический самообман. “Броненосец Потёмкин” отдыхает.
Звукоряд был не менее выразителен. Трагическая история об обнаружении в Талнахе таинственных объектов, за исследования которых не берется ни СЭС, ни МЧС, наводила на мысль о том, что вскоре город будет подвергнут карантину и оцеплен правительственными войсками. Во избежание. Чего? Да чего угодно. Мы достаточно наслышаны о птичьем гриппе, коровьем бешенстве, сибирской язве и прочих бактериологических напастях, готовых в любой момент стереть человечество с лица земли. “Партия мяса изъята из продажи”, “нарушение технологии” — многозначительно звучало с экрана.
Особо настораживал тот факт, что в репортаже не было ни слова сказано о магазине, где случилась зловещая находка. “Совершенно секретно”, понимаешь. Воображение рисовало такую картинку: люди в защитных скафандрах обрабатывают помещение “Доместосом”, а строители, поминутно отдающие друг другу честь, нервно куря в сторонке, готовятся к возведению бетонного саркофага над обреченной торговой точкой. Жару добавлял душераздирающий рассказ о том, каким разрушениям может подвергнуться печень, сердце и мозг человека, отведавшего зараженной оленинки. “Боже, да я же это ел!”, — с ужасом подумал я, подсчитывая, сколько колбасы, ветчины, оленины и прочих вкусностей от “Жар.Птицы” успел употребить за последнее время. По подсчетам выходило, что меня уже на кладбище с фонарями ищут. Такой вот этюд в багровых тонах. И это не только мои ощущения.
Номер Краевого государственного учреждения “Норильский отдел ветеринарии” я набирал дрожащей рукой. Трубку поднял представитель “НОВ” Иван ШАЛАЕВ.
– Вы по поводу оленины? Да, мы уже проверили. Ничего страшного.
На робкий вопрос: “Как это?” последовал подробный профессиональный ответ. Действительно, мясо оленя было заражено болезнью под названием финоз. Этому заболеванию подвержен и домашний скот, и дикие животные. Опасность для человека эта болезнь может представлять, если мясо употребляется в сыром виде, например, в виде строганины. После термической обработки мясо становится абсолютно безвредным. К “Жар.Птице” у ветеринаров претензий нет. Технологический цикл был соблюден от начала до конца. К тому же государственными нормами допускается присутствие в подобной продукции до пяти личинок на 40 квадратных сантиметров мяса. “Ничего себе нормы”, — содрогнулся я, вспоминая жуткие кадры, но вслух ничего не сказал.
Руководитель “Жар.Птицы” Виктор Коновалов, с которым я тоже обсудил создавшуюся ситуацию, был удручен и подавлен поднявшейся шумихой.
– Мясо оленя, которое мы получили, — сказал он, — имело все документы, подтверждающие его пригодность для производства и употребления в пищу. У нас оно прошло дополнительную обработку. Мы удаляем из туши мясо в местах ушибов и переломов, извлекаем инородные тела, такие как пули и дробь, вырезаем гематомы, образовавшиеся в месте попадания. Это ручная работа, и не всегда удается заметить каждую мелочь. То, что произошло, — досадная случайность. Конечно, личинки в мясе не самое приятное зрелище. Я сам, когда увидел репортаж, почувствовал отвращение к своей продукции. Представляю, что испытали зрители. Обидно, если из–за одного сюжета будет подорвано доверие, которое мы завоевывали семь лет. Наша продукция совершенно безопасна для здоровья. Мясо проходит термическую обработку в течение трех–четырех часов при температуре 90 градусов. У нас действует отлаженная технология, которую мы неукоснительно соблюдаем. Условия хранения продукции практически идеальные. Всё это обеспечивает высокое качество наших товаров. Покупатели могут быть спокойны, на их стол попадают хорошие и полезные продукты.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Ветеринарный контроль претензий к “Жар.Птице” не имеет. У управления потребительского рынка и услуг вопросы есть только к магазину “Азия”, так как прессованная оленина, купленная там, была просрочена. “Жар.Птица” к этому магазину также отношения не имеет. Сенсация лопнула.
Лопнуть — лопнула, а сделанного не вернешь. Деловой репутации торгово–промышленной фирмы нанесен урон. Как это скажется на объемах продаж — мы скоро увидим. А пока зададимся вопросом: кто выиграет в случае, если местные производители уйдут с норильского рынка? При том, что сразу же вырастет цена тех же московских колбас, да и других мясопродуктов, ответ вырисовывается вполне определенный. Еще пара страшилок, и он может воплотиться в реальность[3].
Из этого материала мы можем сделать один важный вывод. Отсутствие налета «желтизны» на лице средства массовой информации является показателем высокого профессионализма всей редакции. Говоря это, мы имеем в виду тот факт, что если СМИ «желтым» не является, оно может допустить ошибку и случайно съехать на «желтизну». Поэтому весь штат издания или канала должен быть профессионален до автоматизма. Тогда репутация конкретного СМИ не пострадает.
3.Критерии желтизны.
А) непроверенные материалы или дезинформация;
Б) клевета и оскорбление;
В) ангажированные материалы;
Г) нарушение журналистской этики или некорректность;
Думаем, что вымысел нужно поставить отдельно, потому что он связан со всеми вышеперечисленными пунктами. Но ни в одном законе не написано, что запрещено придумывать свои информационные поводы и делать из них материалы, в которых нет ни одного слова правды.
Но, по словам автора книги «Таблоид: Учебник желтой журналистики» Ильи Стогова, жизнь ВСЕГДА интереснее вранья. В жизни каждый день происходит такое, до чего НИКОГДА не дофантазируется ни один выдумщик. Это действительно так, поэтому все желтые журналисты ищут сенсации и вынюхивают «жареные» факты.
§2. Где взять и как поджарить факт
Мы уже выяснили, что даже из новости, которую завтра опубликует серьезное аналитическое издание, можно сделать новость, которая появится в бульварной прессе. Для этого нужно только немного фантазии, нестандартного мышления и извращенного вкуса. Но можно ли поджарить факт так, чтобы он прозвучал громко, чтобы у читателей глаза на лоб лезли от его сенсационности? Как показывает практика, факты жарить не надо. Сенсационные, они сами так и просятся на полосу под громкий заголовок без дополнительного прожаривания. Такие материалы, безусловно, поднимают газету в глазах аудитории.
Непонятно одно: почему же многие обвиняют «желтую» прессу в том, что она публикует жареные факты? Серьезные издания точно так же нацелены на поиск «жареных» фактов. Разница только в тематике. Думается, что большинство раздражает та настойчивость, с которой акулы пера рыщут в поисках чего-нибудь повкуснее. Это неразрешимая дилемма. Потому что те, кто раздражается, возможно, тоже будут пить кофе с тем, что найдут эти назойливые писаки.