Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:03, курсовая работа
Говоря об особенностях современной российской журналистики, следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что проблемы переходного периода присущи не только России и даже не только республикам СНГ. В принципе процессы качественных сдвигов свойственны многим государствам, не маловажную роль в которых играет развитие политических и социальных систем, их экономики и культуры, и, конечно же, средств массовой информации.
Введение
Говоря об особенностях современной российской журналистики, следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что проблемы переходного периода присущи не только России и даже не только республикам СНГ. В принципе процессы качественных сдвигов свойственны многим государствам, не маловажную роль в которых играет развитие политических и социальных систем, их экономики и культуры, и, конечно же, средств массовой информации.
Переход от авторитарной административно-командной структуры к демократии является сам по себе уникальным, хотя многие особенности того, что происходит в России, характер уникальности носят лишь в известной степени по той очевидной причине, что наступивший XI век уже знает исторические прецеденты перехода журналистики от одного качества к другому. Следует, однако, иметь в виду, что переход к новым принципам функционирования и, в некоторой степени, профессионализма происходит в определенной мере и в международных средствах массовой информации, в глобальных СМИ. Иначе говоря, явление переходного периода наблюдается не только в России, но и в других государствах, которые ушли от авторитаризма и тоталитаризма.
Их наличие просматривается во многих странах, что связано с закономерными изменениями цивилизации, с новой технологией информационных процессов, обмена информацией. И это позволяет утверждать, что характер СМИ и структура доступа к информации сегодня меняется во всем мире, и это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие СМИ в России.
Если говорить о структурных изменениях в российских средствах массовой информации, то, прежде всего, надо отметить уход от вертикальной структуры, которая была характерна для советской системы. Это был отказ от той структуры, где главенствующее положение занимала газета «Правда», за которой «рангом» ниже следовали иные газеты вплоть до районной и многотиражной, причем вся эта сеть строго ранжированных изданий управлялась из единого центра, каковым был Центральный Комитет КПСС. Нынче это вертикальное устройство уступило место иным структурам, которые больше не имеют единого руководящего центра и действуют параллельно. Этот демократический плюрализм в журналистике с горизонтальной ее структурой существенно изменил картину средств массовой информации в России, что привело к изменению в соотношениях внутри самих СМИ с точки зрения удовлетворения потребности в информации, изменило качественное состояние информационного пространства в стране.
Что касается перемен, которые произошли в деятельности разных средств массовой информации, то следует вспомнить, что в советском обществе важнейшее место занимала центральная московская пресса: «Правда» и «Известия», «Комсомольская правда» и «Труд». Они издавались огромными тиражами. Разовый тираж этих газет достигал 100 млн. экземпляров. Практически, они выполняли главную функцию обслуживания информационного пространства в державе.
Важную роль, конечно, играли радио и телевидение, но роль печати, пожалуй, была доминирующей. Сегодня, когда старая структура центральной прессы фактически разрушена, в Москве выпускается лишь около 7 млн. экземпляров газет. Сейчас ситуация изменилась в пользу местной и региональной периодики, и это существенная перемена, ибо региональная пресса играет все большую роль, хотя и она тоже испытывает свои трудности. Одновременно неизмеримо возросла роль радио и телевидения, которые призваны объединять наше информационное пространство.
Переход от единого, партийно-советского субъекта управления СМИ к многосубъектности привел к значительным изменениям в российской журналистике. Прежде всего, существенно расширились ее типологические характеристики. Вместо однородной партийно-советской печати, которая имела различия в основном по своему иерархическому строению (многотиражная, районная, городская, областная, краевая, республиканская, центральная), но почти не отличалась по содержанию и оформлению, появилась пресса самого разнообразного толка с характеристиками, свойственными буржуазным СМИ.
Печать разделилась на:
Появились разнообразные формы печатных изданий: дайджесты, журналы-ревю, семейные журналы, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов, издания, продолжающие тематику телевизионных программ («2x2», «Я сама», «Смак» и т.д.), русские версии известных западных журналов.
Говоря о журнальной периодике необходимо упомянуть тот факт, что главной чертой журнального рынка можно считать работу с четко определенными, узкосегментированными целевыми аудиториями. Существует несколько способов классификации журналов. Один из самых распространенных методов структурирования рынка журнальной прессы заключается в делении журналов на специализированные и журналы общего профиля.
Второй по популярности способ классификации журналов состоит в их структурировании по периодичности выпуска и аудиторной направленности. Первое место прочно занимают ежемесячные журналы, затем следуют еженедельники и ежеквартальные издания. В зависимости от того, на какую целевую аудиторию сориентированы журналы, их можно подразделить на:
- женские
- деловые
- потребительские.
Нас в первую очередь интересуют деловые журналы, сориентированные на целевые аудитории и, объединенные на основе общих профессиональных интересов. В них содержится большое количество аналитических материалов и прогнозов, включают в себя:
В силу специфических особенностей аудиторной направленности компьютерного еженедельника «Upgrade», его в полной мере нельзя определить ни к одному из вышеперечисленных типов классификации. Изучение данной проблемы в купе с мнением специалистов в данной области, а также комплексный анализ писем читателей, привел к мнению о том, что данная журнальная продукция относится к промежуточному типу, удачно сочетая в себе узкоспециализированную направленность аналитического материала и непредвзятое освещение тенденций развития компьютерной индустрии.
Помимо этого журнальный рынок можно сегментировать по географическому охвату, демографическим особенностям и редакторскому содержанию.
Актуальность исследования отдельно выбранной темы курсовой обуславливается рядом факторов:
Объектом исследования курсовой, стоящей перед автором, является комплексный непредвзятый анализ конкретно взятого издания, направленного на отдельный сегмент рынка современного информационного общества. Выделение его особенностей на фоне других изданий подобного толка, анализ содержательных и структурно типологических составляющих являются предметом исследования автора работы.
Учитывая значимость и бесспорную актуальность исследуемой проблемы в контексте современного стремительно развивающегося информационного общества, автор ставит своей целью проанализировать содержательные и структурно-типологические особенности конкретно взятого издания с точки зрения объективного анализа фактов и представить в обобщенном виде результат его исследования. В соответствии с целью определены следующие задачи:
Изучив весь спектр источников из числа научной, научно-популярной, публицистической литературы, а так же официальные Интернет ресурсы соответствующей тематики автор пришел к выводу, что раскрытие вопроса выдвинутого исследования в этих источниках носит второстепенный, недостаточно полный характер, что свидетельствует о недостаточной степени научной разработки темы.
Исходя
из изучения актуальности и степени разработки
проблемы, новизна данного исследования
заключается в том, чтобы на основе комплексного
анализа всего спектра публицистической
литературы прийти к обобщённым выводам
в области содержательной и структурно-типологической
составляющей предмета исследования,
которым является компьютерный еженедельник
«Upgrade».
Содержательные и структурно-типологические составляющие компьютерного еженедельника “Upgrade”
Еженедельник издается с 1 января 2000 года, выходит один раз в неделю по понедельникам объемом 48 листов формата А4, тиражом 72000 экземпляров с диском в комплекте или без него. Основная особенность данного издания кроется не в том, что оно посвящено комплектующим, мониторам, устройствам мультимедиа, то есть всему, из чего состоит современный персональный компьютер - это аналитическое издание, рассматривающее продукты и решения в контексте тенденций развития информационных технологий. Особое внимание уделяется актуальным для текущего периода продуктам, а также новым и наиболее перспективным средствам коммуникации. С профессиональной и объективной точки зрения описывается их архитектура, конструктивные особенности, принципы функционирования, даются результаты сравнительного тестирования. Специальный раздел данного издания посвящен методологии подбора оптимальной конфигурации при сборке и модернизации компьютеров. В переводе слово Upgrade означает нечто вроде "улучшение характеристик". Глядя на свой настольный компьютер, трудно даже представить, сколько веков понадобилось человечеству, чтобы путем многократных улучшений, скрещиваний и селекций вывести удивительную породу Personal Computer (PC) на базе микропроцессоров Intel, приспособленную к вычислительной и аналитической деятельности.
На
обложку каждого выпуска