Личное интервью, как эффективная форма работы с прессой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:23, контрольная работа

Описание

Один из самых распространенных методов получения сведений - есть интервью, получение информации в личном общении, но при этом журналист может интересовать и личность собеседника, его мнения, вкусы, пристрастия.

Работа состоит из  1 файл

личное интервью контрольная.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУВПО «  Воронежский Государственный Технический  Университет»

Факультет вечернего  и заочного обучения

Кафедра « Связи  с общественностью и педагогика»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Практикум работы со СМИ

на тему: Личное интервью, как эффективная форма работы с прессой

 

 

 

 

                                                                       Выполнила студентка 6-го курса

                                                                                   группы СО- 071

                                                                                   Гилязова М. В.

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

         В связях с общественностью известны три группы методов сбора информации - изучение документов, наблюдение, опрос. Изучение документов является опосредованной и "безличной" формой соприкосновения с действительностью, но как считают многие ученый, что этот метод более объективен по сравнению с методом интервью, в котором факты добываются в результате непосредственного общения с человеком - носителем нужной информации. Но в то же время не нужно забывать. Что документы не могут объективно отражать реальный факты, поэтому исследователь, изучающий их, должен помнить, что имеет дело с "определенными формами отражения соц. явлений, но не с самими соц. явлениями". Наблюдение принято делить на два вида: включенное и не включенное. Не включенное - наблюдение со стороны, наблюдатель не является участником группы, процесса, явления, за которым ведется наблюдение. Включенное наблюдение состоит в том, что наблюдатель участвует в деятельности исследуемой группы, иногда скрывая свои цели и профессию. Третьим методом называют - опрос. В журналистике это прежде всего интервью - опрос "лицом к лицу", устная беседа, хотя иногда применяется и другая разновидность опроса - анкетирование. И все-таки один из самых распространенных методов получения сведений - есть интервью, получение информации в личном общении, но при этом журналист может интересовать и личность собеседника, его мнения, вкусы, пристрастия.

 

 

 

 

  1. ИНТЕРВЬЮ

         Слово интервью в журналистике имеет два значения: метод и жанр. Иногда в определениях интервью эти два значения слишком категорично определяются. Между тем получение сведений посредством интервью может не ставить целью создание произведения определенного жанра.

           Всякая беседа предполагает обмен мнениями, положения собеседников при этом равнозначно. Интервью же - это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица - опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенно различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой - как субъект. Следовательно, - журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда объявляют ненадежным инструментом ввиду двойной субъективности получаемых сведений: субъективности их источника и субъективности воспринимающего их интервьюера. Первым и наиболее важным условием необходимости проведения интервью является то, что нужная информация не может быть получена никаким иным способом, кроме как от индивида.

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ

Виды интервью в журналистике можно рассматривать по разным основаниям. Американцы - журналисты классифицируют так:

1. в зависимости от  типа последующего материала  (информационное для информационных жанров, личностное - для очерка - портрета)

2. типа организации интервью (пресс-конференции, случайное, по договоренности)

3. предмета обсуждения (преступление, политика, происшествия)

4. типа собеседника  (хорошо известные, звезды, незаметные, очевидцы событий)

5. Соц. положения собеседника  (из высших слоев, равные журналисту, из низших слоев)

6. От способа общения  (лицом к лицу, по телефону)

Советские же авторы работ  выделяют следующие виды интервью:

1. протокольное интервью; цель - получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.

2. Информационное интервью; цель - получение сведений от компетентного  лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

3. Интервью-портрет: цель - раскрытие личности собеседника.

4. Интервью - дискуссия:  цель - выявление разных точек  зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

5. Интервью - анкета: цель - выяснение мнения различных  людей по одному и тому же  вопросу.

Так же интервью выделяются и в зависимости от того, какие  требования к поведению журналиста предъявляются:

- по степени стандартизации интервью

- по характеру получаемой  информации

- по отношению интервьюируемого  к интервью

Итак:

Виды интервью по степени  стандартизации:

1. Строго стандартизованное.

Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече.

2. Полустандартизированное .

Так же заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов.

3. Не стандартизованное  или свободное.

Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план.. Этот вид интервью предоставляет инициативу журналисту, дает мах. Возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

4. Смешанный вид интервью.

Начавшись интервью первого  или второго вида, оно перерастает  в свободное, вследствие непредусмотренной  ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста.

Виды интервью по характеру  получаемой информации:

1. И. для получения  чисто фактических сведений.

Здесь личность собеседника  важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает.

2. И для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме.

Здесь важна оценка мнений: что  она отражает - личную позицию или  он выступает как член группы.

3. И. для получения представления о личности опрашиваемого.

Оно отличается особой важностью психологической  атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности.

Виды интервью по отношению опрашиваемого  к беседе.

1. И с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом.

2. И. с равнодушным собеседником (говорит не очень охотно, но  и не против). Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью.

3. И. с сопротивляющимся собеседником.

Для интервью, рассматриваемых с  точки зрения отношения, со стороны  интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет  себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей журналиста темы.

 

 

  1. ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ

           Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов ведется либо непосредственно интервьюером {его ассистентом), либо механически (на пленку). Основное отличие интервью состоит в том, что реализуя (как и опрос анкетный) функцию получения первичной маркетинговой информации, оно является определенной формой социально-психологического взаимодействия исследователя и респондента. Специфика подобного взаимодействия такова, что, в отличие от обычного акта общения индивидов, происходит строгая дифференциация ролей между интервьюером и респондентом. Интервьюеру отводится ведущая роль инициатора в организации и проведении беседы, в то время как респондент выступает в роли ведомого, в роли источника информации. Исследователь спрашивает, респондент отвечает; исследователь, оперируя вопросами, направляет беседу, респондент в своих ответах следует за ним. Это и определяет специфику интервью как разновидности опроса. То обстоятельство, что в рамках интервьюирования исследователь беседует с каждым респондентом, значительно повышает надежность интервью, делает возможным несколько ограничить объем выборочной совокупности. И вопреки мнению, что интервьюер может влиять на качество собираемой информации и т. п., сегодня на Западе примерно 3/4 маркетинговых опросов осуществляется в форме интервью.

           Подавляющее большинство опросов, проводимых маркетинговыми центрами в России, также сегодня осуществляется в форме интервью. Интервью классифицируются по множеству оснований: по функциям, для реализации которых они применяются; по целевому назначению; по типу опрашиваемых субъектов; по уровню формализованности; по технике организации опросов и ряду других факторов. В соответствии с последним из названных оснований (процедура, техника организации опроса) можно условно выделить следующие разновидности интервью: а) личное; б) телефонное; в) глубинное. Основная разновидность интервью, используемая в маркетинговых исследованиях, — это, безусловно, личное интервью. С одной стороны, особое значение при использовании методики личного интервью имеет и то обстоятельство, что в процессе контакта интервьюера с респондентом устанавливаются определенные психологические отношения, позволяющие получить специфическую «глубинную» информацию (например, о мотивации на потребление тех или иных товаров), которую практически невозможно получить в ходе анкетного опроса (естественно, следует постоянно помнить и о некоторых негативных моментах, связанных с влиянием интервьюера на опрашиваемого). И это важнейшее преимущество личного интервью. Во-вторых, в ходе личного интервью можно использовать различные «наглядные пособия», а именно: картинки, упаковки, образцы товаров, рекламные плакаты и иное. В-третьих, личное интервью по месту жительства позволяет зафиксировать социальный или экономический фон, окружение респондентов, в ходе некоторых маркетинговых исследований это совершенно необходимо. Так, если речь идет о средствах гигиены, важно отметить грязно или чисто в доме, квартире; при изучении рынков предметов роскоши определить, хотя бы примерно, уровень благосостояния респондента и т. п.

           Еще одно важное качество личного интервью — возможность задать дополнительные вопросы, записав ответы респондента в специально оставленном для этого месте, как правило, в конце опросного листа. Интервью может быть как нестандартизованным, свободным (интервьюер имеет лишь общий план беседы и набор основных вопросов), так и стандартизованным, опросный лист для которого отличается некоторыми особенностями по сравнению с тем, который применяется при анкетных опросах. Личное интервью чаще всего проводится по месту жительства, когда опрашивается население, интервьюируются реальные или потенциальные потребители тех или иных товаров. Иногда, при опросе руководителей компаний, экспертов, личное интервью проводится по месту работы. Организация подобного интервью является непростой задачей.

          Личное интервью – это полуофициальная встреча одного или двух журналистов с одним или двумя вашими клиентами. При  личном  интервью  (один  на  один)  не должно  быть соотношения шесть к одному.

Не  соблазняйтесь  столкнуть  каждого  журналиста  с  несколькими  своими

клиентами: это  может его испугать или оттолкнуть.

Возможно,  личные  интервью  —  самый  эффективный  способ  передать  ваше сообщение и обеспечить правильное освещение в редакционном материале,  если вы  сможете  привлечь  журналиста.  Ведущие  внештатные  журналисты   могут сопротивляться. Торговое красноречие совершенно неуместно. Убедитесь, что  ваши  менеджеры по  продажам  знают,  что  они  не  должны  «продавать»  прессе.  Поступите великодушно, обучите их работе с масс-медиа.

           Личные интервью требуют короткой презентации,  после чего  наступает время для информации, вопросов и ответов. Предложите  легкие  напитки,  когда  журналист  придет.  Уточните   в приглашении, что можно будет  перекусить.  Обычно  буфет  или  напитки уместны.

Для удобства  и  экономии можно встретиться в комнате для встреч большого отеля.

 

           Некоторые журналисты проводят личные интервью в воскресенье. При прощании дайте журналисту комплект для прессы. Не приглашайте  серьезных  журналистов для встречи с младшими менеджерами.

         Не убеждайте, что предлагаете нечто новое или  эксклюзивное,  если  это не так. Не рассчитывайте на то, что все приглашения дойдут до редактора, —  вы только его приглашаете.

         Не объясняйте журналисту, как заинтересовать его читателей.

Подготовьте то, о чем будете говорить. Не надо  приглашать  журналиста

просто для  того, чтобы сесть с ним и  сказать; «Ну,  что  вы  хотели  у

Информация о работе Личное интервью, как эффективная форма работы с прессой