Место Интернета в системе российских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:29, реферат

Описание

С древних времён человек пытался найти способы передачи и распространения информации. В глубокой древности люди оставляли информацию потомкам в виде наскальных рисунков, изображавших какие-либо события. Позже человек овладел речью и стал продвигаться к созданию письменности. На Востоке письменность возникла не позднее IV тыс. до н.э. (переднеазиатское, древнеегипетское, критское, китайское).

Работа состоит из  1 файл

Реферат (2).docx

— 54.58 Кб (Скачать документ)

                    Федеральное агентство по образованию

                                         ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

                             Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века

 

 

 

 

                                                                  

                          Место Интернета в системе российских СМИ:

                                                                     РЕФЕРАТ

 

 

 

 

           

 

 

 

 

                                                                                                                                            ПРОВЕРИЛА:

                                         ассистент кафедры

                                       журналистики и русской

                                                   литературы ХХ века

                                                        

                                                    ОЦЕНКА:

                                                   «……………….»

 

 

 

 

 

 

 

                      Кемерово, 2011 г.

С древних времён человек пытался  найти способы передачи и распространения  информации. В глубокой древности  люди оставляли информацию потомкам в виде наскальных рисунков, изображавших какие-либо события. Позже человек  овладел речью и стал продвигаться к созданию письменности. На Востоке  письменность возникла не  позднее  IV  тыс. до н.э. (переднеазиатское, древнеегипетское, критское, китайское). На Руси создателями письменности считаются Кирилл и Мефодий, написавшие в 863 азбуку. С этого момента информация приобрела новый облик и возможность для распространения. С каждым новым столетием человечество придумала всё новые и новые способы для передачи и получения информации. Так появились телефон, радио, телевидение и, возможно, венец эволюции СМИ и СМК на данный момент – Интернет. В современном мире Интернет ворвался в наши жизни и покидать, похоже, не собирается. Для того, чтобы вступить с нами в симбиоз, Всемирной сети потребовалось времени на порядок меньше, чем радио или телевидению. В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей. Другим СМИ требовалось гораздо больше времени для достижения такой популярности:

Информационная среда

Время, лет

Радио

38

Телевидение

13

Кабельное телевидение

10

Интернет

5


 

Кто бы мог предполагать, что когда-то появится новый вид  СМИ, который сможет составить достойную  конкуренцию таким гигантам массмедиа как телевидение и пресса. Кто бы мог предполагать, что Интернет не только сможет конкурировать с традиционными средствами массовой информации, но и обгонять их по многим показателям? Однако это так.

[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82] Можно сказать, что всё предшествующее подстегнуло распространение Интернета в СССР и России.  [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%BD%D0%B5%D1%82] : русский писатель, философ и общественный деятель XIX века Владимир Одоевский в незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, похоже, первым предсказал появление современных блогов и Интернета: в тексте романа есть строки «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».

Для России 1987 – 1994 годы стали ключевыми в зарождении русскоязычного Интернета. Именно в этот период в Советских (в последствии и Российских) НИИ начинал использоваться Всемирная сеть. С тех пор развитие Интернета в России идёт семимильными шагами.

По оценкам ФОМ, месячная аудитория интернета среди пользователей  старше 18 лет по состоянию конец 2009 — начало 2010 года составляет:

Федеральный округ или город

Количество интернет-пользователей

Проникновение

Центральный федеральный  округ (без Москвы)

7,4 млн

33 %

Москва

5,8 млн

64 %

Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ

5,5 млн

30 %

Северо-Западный федеральный  округ

5,7 млн

51 %

Дальневосточный федеральный  округ

1,7 млн

33 %

Сибирский федеральный округ

5 млн

30 %

Уральский федеральный округ

3,7 млн

38 %

Приволжский федеральный  округ

8,6 млн

35 %


 

Было бы удивительно, если бы Интернет не стал использоваться в качестве СМИ и СМК, потому что изначально Интернет был создан как способ передачи текстовой информации. Поэтому печатные СМИ и информационные агентства столкнулись с его влиянием раньше, чем электронная пресса. СМИ в Интернете начинались с простого дублирования информации в Интернет, так в 1993 году появилась точная копия газеты Washington Post. Постепенное перетекание традиционных СМИ в российский интернет сопровождалось появлением новых видов сетевых СМИ, таких как интернет-издание (интернет-газета, интернет-журнал) – 1994–1996 годы, интернет-радио (1998 год) и интернет-телевидение (1999 год). Научная общественность уже проявила интерес к двум первым видам, однако интернет-телевидение все еще остается неизученным. Понятие интернет-вещание (internet-broadcasting) включает в себя и передачу по сети Интернет видео- и аудиоинформации. Трансляция в Интернете может быть как прямой («живое вещание»), так и в записи («видео- или аудио-по-запросу»). В связи с этим понятием мы предлагаем ввести в научный оборот также термин интернет-канал. Это Интернет-СМИ, которое распространяет информацию в Интернете с помощью аудиовизуальных средств, которое использует интернет-вещание для распространения массовой информации. Примерами интернет-канала могут служить такие сайты, как www.dontr.ru.

Также за последние годы в системе СМИ нашли отражение  и утвердились интернет-издания. В десятках научно-популярных и научных  работ именно интернет-издания рассматривались  как вид СМИ. Сегодня, учитывая очевидный  процесс развития в Интернете  теле- и аудиовещания, традиционная система СМИ наряду со всеми разновидностями интернет-изданий (интернет-газета, интернет-журнал, интернет-портал и другие производные) должна быть дополнена интернет-радио и интернет-телевидением. Интернет-телевидение подразделяется на сайты телеканалов, которые дублируют вещание канала в сеть, интернет-каналы с оригинальным вещанием и интернет-каналы со смешанным вещанием – версионным и оригинальным.  [http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=321&level1=main&level2=articles ( Алексей Гарматин)]

Быстрые темпы развития Интернета  как СМИ обусловлены тем, что  Интернет в использовании гораздо проще и мобильнее. За кратчайшие сроки можно разместить от двух, до пяти статей. При этом не обязательно использовать один ресурс. Можно опубликовать статьи на разных сайтах, увеличив количество их просмотров.  Кроме того, это способствует наиболее быстрому распространению информации.

Одно среднестатистическое интернет-СМИ создает 18 новостей в день. При этом у наиболее активных СМИ информационный поток намного более плотный: в среднем первая сотня самых «пишущих» изданий предлагает читателям 161 новость в будний день (год назад — 102 новости).

Каждый год в интернете появляются сотни интернет-изданий. В Рунете все более заметную долю занимают специализированные издания, предоставляющие информацию о той или иной отрасли. В среднем одно такое отраслевое издание создает четыре информационных сообщения в сутки, а самые активные — 44 новости (то есть, примерно в 4 раза меньше, чем в среднем по медиасфере для активных СМИ). [http://www.mediaatlas.ru/ ]

Таким образом, Интернет среди  других российских СМИ является самым  оперативным способом распространения  информации. По вышеперечисленным данным можно сказать, что Интернет лидирует как по скорости передачи и распространения  информации, так и количественному  значению.

Одними из главных достоинств электронных СМИ являются простота в использовании  и малая потребность в ресурсах. Невозможно сомневаться в том, что статья в газете и эта же статья в Интернете используют совершенно разный объём ресурсов. Сравните: Массовая доля целлюлозы в древесине составляет 40-50%. Массовая доля выхода равна 60-75%. То есть из одного килограмма древесины можно получить 240-375 граммов бумаги. Плотность бумаги составляет 40-240г/м2. Стандартная бумага формата А4 обычно 80г/м2. Получается что лист бумаги формата А4 весит 5 грамм. Значит из 1кг дерева можно получить 48-75 листов формата А4. Значит для изготовления одного листа требуется 13-21грамм дерева. Но формат газетного листа не А4, а А3. Т.е. в два раза больше. Умножив полученные результаты на два, мы получаем 26-42 грамма. К тому же, газетная бумага вырабатывается только из ели, так как у еловой древесины наибольшее количество тонких и длинных волокон и наименьшее содержание смолистых веществ. Всё это требует больших затрат при добычи, переработке и утилизации. К тому же, такая «избирательность» в древесине может привести к деградации лесов. Конечно, газетная бумага может изготавливаться из вторсырья и перерабатываться, что делает ее существенно дешевле обычной белой бумаги. Но переработка тоже требует немалых затрат, в то время как для хранения тысяч статей в Интернете требуется всего-навсего хороший хостинг (англ. hosting) — услуга для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети. [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3],[ http://rvpmk.ru/index.php/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F].

Всё это наглядно демонстрирует экономичность и малые расходы на обслуживание Интернет-СМИ. Кроме того, навигация в Интернете гораздо проще, чем при работе с печатными газетами. Помимо актуальной информации, на сайтах сетевых СМИ имеется архив новостей за несколько месяцев и лет. Для удобства читателей архив оснащен поиском, позволяющим находить редакционные материалы, упорядоченные по датам, темам и отделам. Архив способствует росту качества продукта журналистики, внося прозрачность в корреспонденции. На поиск необходимой информации затрачивается несколько от нескольких секунд до минуты. Чем правильнее будет сформулирован запрос, тем эффективнее будет работа по поиску нужных документов.

Архивы особенно эффективны для новостных изданий  в сети. Расширяясь, они формируется  в довольно полезные ресурсы, доступные  в любое время. Данные из архива могут  предоставить необходимые сведения для журналистского расследования.

Также у читателя есть возможность в реальном времени взаимодействовать с интернет-изданием. При желании можно оставить свой комментарий к статье, пожаловаться на неточность информации или написать письмо в редакцию. Сравнивая сроки доставки обычного письма и письма электронного, можно понять, что скорость обмена информацией между редакцией и читателем в Интернете существенно превосходит обмен информацией в обычном (письменном/устном) режиме. Но, пожалуй, главным козырем Интернета является его вездесущность и доступность (не только в плане материальном, но и в плане моральном. Т.е. при общении в сети собеседника мы не видим и не можем сразу сказать: школьник ли это, или взрослый человек. Интернет как бы уравнивает всех, оставляя лишь гендерное различие). Благодаря беспроводному Интернету, можно узнать все новости, даже находясь на необитаемом острове, или в другой стране, где телевидение и пресса на национальном языке. Нужно просто выйти в Рунет и Вы всегда в курсе всех событий. 
В Интернете можно узнать ту или иную новость, совсем под другим углом, в контексте других событий, в той форме, в которой, к примеру, телевидение и пресса не могут ее преподнести. Ведь, как известно, цензуры в Интернете не существует. Интернет, самим своим появлением разрушил истинно русское представление о «незыблемости», «девственности» слова, как такового. Тем более того, которое направлено на массовое восприятие. В Интернете все свои возможности проявляет «свобода слова». Любое событие подвергается огласке, любое мнение имеет место быть, любой желающий имеет возможность высказаться. Слово в Интернете заведомо легализовано. 

Также, большим плюсом (но не для всех) является отсутствие нужды  в физической активности. То есть, вам  не нужно одеваться, идти в магазин  или ларёк, тратить лишние деньги, идти обратно по лестнице, нести  с собой свои покупки и т.д.. Всё, что вам нужно – это подключить Интернет и найти там нужное издание. Труда это не составит. Можно также сказать, что такой подход не только более экономичный (ежемесячные затраты на печатные издания превысят цену, которую вы заплатите за Интернет), но и более экологически чистый. Как уже упоминалось выше, отпадёт нужда в накоплении тонн макулатуры, покупке радио и телевизора. Всё это уже есть в Интернете. Конечно, не для всех людей это является плюсом, но с точки зрения человеческого стремления облегчить себе жизнь – это колоссальный прорыв.

Преимущества СМИ в  Интернете очевидно. Однако у каждой медали есть две стороны, и, порой, обратная сторона гораздо темнее.

Пожалуй, основным поводом  для критики СМИ в Интернете  является, как ни странно, основной плюс – общедоступность. Самыми частыми  доводами в пользу этой точки зрения является то, что практически любой  желающий, обладающий минимальными навыками владения компьютером, может разместить недостоверную или непроверенную  информацию. Или же вовсе изменить уже размещённую информацию на сайте, получив права администратора (законно или незаконно). Такой точки зрения придерживаются либо слишком консервативные люди, либо те, кому просто-напросто не по душе клацанье по клавишам или мониторный свет. Такое мнение нельзя не принимать всерьёз, но всё-таки оно практически не имеет под собой никаких убедительных доводов. Во-первых: авторитетные  СМИ (наподобие издательства «Коммерсантъ» или компания «РИА Новости» ), которые имеют свои ресурсы в Интернете, всегда имеют в своих кадрах опытных людей, способных обеспечить высокий уровень защиты. Если говорить о недостоверной или неправильной информации, то такое суждение само по себе смешно. Любое уважающее себя СМИ никогда не допустит публикации непроверенной информации. Во-вторых: «жёлтая» пресса в Интернете ничем не отличается от обычной печатной. Разница «желтизны» в Сети или в реальной жизни не просто незаметна – её нет вообще. На сайтах таких изданий люди и могут найти «неправильную» информацию, но это не означает, что все СМИ в Интернете являются ненадёжными. Вообще странно говорить о том, что в Интернете издание может отличаться от своего прототипа.

Определённое количество людей просто не признаёт СМИ в Интернете. Главным аргументом является их «незаконность», т.е. понятия «Интернет-СМИ» нет. Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий (иногда даже не имеющий опыта работы в журналисткой сфере) получил возможность создавать средства массовой информации.

Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.

Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность  за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.

Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в  журналистике. Любая личность выступает  как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться  и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.

Информация о работе Место Интернета в системе российских СМИ