Морально-этические проблемы современного развлекательного телевидения на материале телеканала «Перец»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Современное общество нуждается в постоянном потоке информации, для её получения человек использует различные средств массовой информации, в том числе и телевидение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3



1. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПЕРЕЦ»………………………………………………………...6

1. 1. Этические аспекты и нарушения этических норм при подготовке новостных материалов на телеканале «Перец»…………………………..….6

1.2. Психологическое воздействие на аудиторию телеканала «Перец»…......12

1.3. Юридические основы подготовки новостных сюжетов…………………16



2. ПРОГРАММЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПЕРЕЦ»………………….19

2.1. Типы сюжетов, источники информации, особенности новостных сюжетов телеканала «Перец»………………………………………………..19

2.2. Языковая специфика программ телеканала «Перец»………….…………22



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 6 СЕМЕСТРаа.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

     Хартия открыта для присоединения к ней всех вещательных организаций Российской Федерации, согласных с ее положениями и признающих юрисдикцию Общественного вещательного Совета. [7; 284]

     Журналисты и редакторы новостных программ на «Перце», ссылаясь на ироническую игру, пародию и концепцию канала, постоянно допускают ошибки, противоречащие Хартии журналистов. Часто в кадре показывают тела мёртвых людей, лица преступников и несовершеннолетних, а также абсолютно не соблюдается нейтралитет к сторонам пострадавших, в эфирах звучат оскорбления в сторону правонарушителей, используется не цензурная,  а также агрессивная и экспрессивная лексика.

     Для сравнения можно отметить программу «Место происшествия» на федеральном канале «5». Журналисты тщательно подходят к отбору информации,  сохраняют тактичность при подачи криминальных новостей, соблюдаются все этические нормы, сюжеты отвечают всем правилам Настоящей Хартии, также учитываются юридические особенности, и в целом сюжеты несут нейтральный характер.

     Журналист новостей оперирует только теми данными, которые в случае необходимости могут быть им доказаны, и добивается такого изложения материала, чтобы даже будучи обвиненным в дезинформации, суметь подтвердить свою правоту в судебном порядке. [7;268]

     Придерживаясь этих основных правил, выпуск новостей, даже пародийного характера, будет качественным, профессиональным и не будет нести вред в жизнь людей.

      Однако, профессионально–этические нормы представляют собой лишь рекомендации. Решение о том, следовать этим нравственным принципам или нет, будет принимать журналист в зависимости от конкретной ситуации. На практике зачастую журналисты в связи с незнанием правил освещения не стандартных новостей, отсутствием профессионализма и чувства такта, делают недопустимые ошибки, что приводит к необратимым последствиям в обществе. Журналист должен осознавать всю ответственность, которая возложена на него профессией.

     Журналист несет ответственность [7;268]:

 

– перед обществом в целом;

 

– перед аудиторией телезрителей;

 

– перед героями передач;

 

– перед сообществом журналистов, которое он представляет;

 

– перед телекомпанией, от имени которой обращается к зрителям;

 

– перед самим собой.

       Когда журналист тщательно подходит к отбору информации и последующему выпуску, то зрители получают более основательные, объективную и безопасную информацию.

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологическое воздействие на аудиторию телеканала  «Перец»

 

     Основной задачей российского телевещания должно стать наполнение программной сетки достаточным количеством развлекательных передач с социально-обучающим и образовательным контентом, помогающим в воспитании, обладающим мощным потенциалом знакомства человека с культурными ценностями. Однако на сегодняшний день в эфире преобладает, прежде всего, развлечение, обращённое к тёмной стороне человеческой личности, эксплуатирующее темы насилия, секса, социального неравенства, проповедующее эскапизм и идеологию потребления. Проблема насилия на телеэкране порой обосновывается самыми разными теориями, например, теорией шока (насилие «выдергивает» зрителя из обыденности, выводя из состояния психологической заторможенности) или теорией катарсиса (проповедуется очищающий и облагораживающий эффект искусства через сильное эмоциональное потрясение); экранное насилие часто объясняется необходимостью зрителей в психологической разрядке, удовлетворении низменных агрессивных инстинктов. Однако, обращаясь к низменным инстинктам, развлекательное телевидение лишь способствует духовному и эмоциональному оскудению зрителей, воспитывая в них, помимо прочего, агрессию, эгоизм, консюмеризм, индифферентное отношение к семейным и общественным ценностям. [3;201]

     «Развлекализация» новостных программ несомненно достаточно большое количество положительных сторон: демонстративная работа «на зрителя», ориентация телевидения на передачу информации в как можно более интересном виде, возможность отработать новые формы телевизионных программ, многократно увеличенный доход от программ, «возможность говорить, используя инструменты мейнстримовского воздействия на самую широкую аудиторию телевидения и кинематографа, умение разговаривать с многомиллионной аудиторией на важные темы», умение формировать мировоззренческие ценности и системы представлений через понятные и с удовольствием воспринимаемые образы и т.д. Однако при всех плюсах вышеупомянутого процесса, существуют аспекты, заставляющие относиться к нему, как минимум, неоднозначно: развлечение, прежде всего, построено на эмоциях, а то, что воспринято эмоционально, не только не привлекает внимание человека к освещаемым проблемам, но и, напротив, отвлекает от них. Развлечение не может не вступать в противоречие с обыденностью – чтобы утвердить себя в качестве новой телевизионной реальности, используются все формы эпатажа, от словесного до визуального, аудитория изначально воспринимается упрощённо, зритель наделяется достаточно низким культурным уровнем. Это, в свою очередь, побуждает журналистов в новостных передачах прибегать к постоянному использованию юмора, клиповой манере подачи информации, упрощению речи, обыгрыванию стереотипов, использованию простых, порой примитивных, символов, образов, обращению к простым эмоциям и физиологическим потребностям. [3;146]

     Согласно исследованиям отечественных и зарубежных специалистов влияния телевидения на аудиторию [1,5c.], следствием этого могут выступать:

• нарушение базового доверия к миру со стороны детей: смотря телевизор, «они обучаются ожидать, что жестокость – это способ, которым с ними будут обращаться в мире» ;

• банализация смерти и насилия («обычное дело»), что способствует распространению моделей и образцов девиантного поведения,  прежде всего -  среди подростков и молодежи: документальные сюжеты  по телевидению завершают процесс, запущенный компьютерными играми, построенными на «подавлении и убийстве противника»;

• дестабилизация эмоционального статуса личности, появление у нее страхов, тревожности. Согласно Дж.Кантор, в реальной жизни испуг вызывают три категории раздражителей, которые  отражаются в медиасодержании: 1) разного рода опасности и увечья; 2) искажение естественных форм; 3) восприятие опасности и страха через опыт других людей.

     Все перечисленное  есть в телевизионных трансляциях  канала «Перец».

     Особую значимость обретает демонстрация   «натуралистических сюжетов» в контексте новостной программы.  Западными исследователями выявлены три категории факторов, обуславливающих реакцию зрителей на устрашающие сцены [1;247]:

1) реалистичность изображения. (Документальность новостей оставляет позади правдоподобие  ужасов кино);

2) мотивация зрителя. Исследования показали, что те зрители, которые смотрят телевизор для получения информации, более внимательны к передаче, поэтому испытывают большее эмоциональное возбуждение;

3) предварительный эмоциональный «подогрев» зрителя;

4) в добавление к трем факторам необходимо обозначить четвертый – местный характер новостей:  зрители имеют шанс узнать место происшествия, а иногда они ждут выпуск  программы, чтобы увидеть показ ДТП с участниками, которых они знают лично.

     Можно считать доказанным многочисленными исследованиями тот факт, что гибель и деструктивное поведение наших сограждан как основа ежедневных новостей  является источником  эмоциональной неустойчивости и депрессии в обществе.

     Исходя из анализа мнений людей на интернет-форуме телеканала «Перец» (см. Приложение 3.), большинство жителей России не довольны качеством программ и способом подачи информации. Большое количество жалоб на то, что часто показывают в эфире фотографии трупов, места происшествий, горе людей, сцены секса, использование нецензурной лексики,  и всё это притом, что программы выходит в вечернее время, когда ещё у телевизионных экранов находятся дети, а также престарелые люди с неустойчивой психикой. Зрительская аудитория считает, что сюжеты пагубно влияют на психику детей и людей со слабой психологической устойчивостью.

     Есть две противоположные точки зрения по поводу того, насколько должны пересекаться новости и развлечение. Первая – это точка зрения исследователей (Н.В.Постмана, Д.Б.Дондурея) и практиков старшего поколения (В.В.Познера, Э.М.Сагалаева), отрицающих подачу информации в развлекательном ключе. Подобный взгляд на проблему мотивируется тем, что телевидение, предлагая зрителям вместо единого новостного блока цепь событий без контекста, связи, ценности, облечённых в лёгкую, интересную форму, нивелирует значимость, и, что более важно, серьёзность транслируемых новостей. Противоположная точка зрения – это точка зрения, прежде всего, современных практиков ТВ, таких как Л.Г.Парфёнов (НТВ), С.В.Евдокимов (НТВ), А.Е.Роднянский (СТС). По их мнению, слова «новости» и «развлечение» не являются взаимоисключающими, новость может быть развлекательной тогда и только тогда, когда она интересна человеку. Главное, по мнению сторонников инфотеймента – наличие постоянной аудитории, а развлекательное оформление новостей – всего лишь отражение социального оптимизма, связанного с относительной стабилизацией социально-политической обстановки.

     В заключение можно сказать, что СМИ являются источниками информации, формирующими внутренний мир человека и занимающими огромное место в жизни людей и общества в целом. Поэтому журналисты должны обязательно учитывать все психологические и этические аспекты работы с информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Юридические основы подготовки новостных сюжетов.

 

     При подготовке новостных сюжетов на развлекательном телеканале необходимо учитывать не только этические и психологические аспекты, но также неотъемлемой частью работы журналиста должно быть знание юридических основ, законов и обязанностей СМИ.

     Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 гласит [4.]:

    Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

     Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

     Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. (часть третья введена Федеральным законом от 20.06.2000 N 90-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)

    Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции. (часть четвертая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

    При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных. (часть пятая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

В статье 18-й Закона о печати и средствах массовой информации оговорены случаи неразглашения информации:

«Орган средства массовой информации не вправе:

      называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда этого требует суд;

      разглашать данные дознания, предварительного и судебного следствия без письменного разрешения органа дознания, следователя, прокурора и суда;

      предавать гласности любую информацию, касающуюся несовершеннолетнего правонарушителя без согласия его законного представителя».

     О соответствии этих норм демократическим идеалам свободы слова можно спорить, но выполнять закон – плохой он, или хороший, необходимо, это аксиома. Sed lex, dura lex - закон суров, но он закон. [5, 122 c.]

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Морально-этические проблемы современного развлекательного телевидения на материале телеканала «Перец»