Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы межличностной коммуникации.
Задачи, которые необходимые выполнить для достижения цели курсовой работы:
- осветить понятие межличностной коммуникации;
- выявить функции межличностной коммуникации;
- проанализировать вербальную и невербальную коммуникацию при межличностном общении;
- выявить условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Межличностная коммуникация как предмет изучения……………………....5
1.1 Понятие и сущность межличностной коммуникации……………………....5
1.2 Функции межличностной коммуникации…………………………………...8
2 Особенности межличностной коммуникации……………………………….12
2.1 Вербальная и невербальная коммуникации………………………………..12
2.2 Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации………………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Межличностная
коммуникация как предмет
1.1 Понятие
и сущность межличностной
1.2 Функции
межличностной коммуникации…………
2 Особенности межличностной коммуникации……………………………….12
2.1 Вербальная и невербальная коммуникации………………………………..12
2.2 Условия,
обеспечивающие эффективность межличностной
коммуникации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникациям носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания [15;24].
Объект курсовой работы – межличностная коммуникация
Предмет – особенности межличностной коммуникации
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы межличностной коммуникации.
Задачи, которые необходимые выполнить для достижения цели курсовой работы:
- осветить понятие межличностной коммуникации;
- выявить функции межличностной коммуникации;
- проанализировать
вербальную и невербальную
- выявить условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.
1 Межличностная коммуникация как предмет изучения
1.1 Понятие и сущность межличностной коммуникации
Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией [15;24]. Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами. При возникновении формальных ситуаций, как правило, используются только общепринятые нормы коммуникации (нельзя, например, подойти к незнакомому человеку и хлопнуть его по плечу в знак приветствия) и определенная последовательность высказываний. Межличностная коммуникация протекает как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействие друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации [4].
Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия – человек, как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью. Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное. Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации. Межличностные отношения – определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в процессе деловых и творческих контактов – официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга – эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания. В свою очередь, на характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение – взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение, личное и интимное общение. Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации – можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений [5;93].
Попытки
смоделировать процесс межличностной
коммуникации предпринимались не раз
на основе различных подходов к пониманию
ее сущности и функций. Сложность моделирования
объясняется и тем, что межличностная
коммуникация актуализируется в различных
формах. Это может быть беседа – непосредственная
коммуникация (с глазу на глаз или в присутствии
других лиц) или опосредованная (через
компьютерную или телефонную связь). Межличностная
коммуникация может осуществляться в
форме интервью, дебатов, публичных или
судебных слушаний. Это так называемые
структурированные формы, каждая из которых
имеет свои особенности, обусловленные
специфическими функциями и коммуникативной
ситуацией. В структурных моделях в качестве
обязательных компонентов обычно выделяются
следующие: кто передает информацию (отправитель),
что передается (содержание информации),
кому передается информация (получатель),
каким способом передается информация
(канал), обратная связь (непосредственная
или опосредованная). В описательных моделях
выделяются еще два компонента – результативность
коммуникации и ее ситуативная обусловленность
(окружение, число участников, временные
и пространственные характеристики и
т.п.) Первый компонент не всегда поддается
объективному определению, поскольку
результативность для каждого коммуниканта
может иметь свою оценку [6;37].
1.2 Функции межличностной коммуникации
Функции общения в качестве фактора личности чрезмерно многообразны. Общение является глубочайшей потребностью личности, условием и средством ее удовлетворения.
- Функция первая: общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему.
- Функция вторая: общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связывающую роль. Генетические корни общения, прежде всего знаковых, речевых форм, - в совместной практической деятельности. Общение – важнейшее условие успеха такой деятельности.
- Функция третья: общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования. По мнению многих исследователей, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослым.
- Функция четвертая: Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, - межличностным типом общения. Отношения людей строятся на основе эмоциональной привлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависят от их социальных рангов и ролей. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируются в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта. В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений [18;21].
Когда
говорят о коммуникации в узком
смысле слова, то, прежде всего, имеют ввиду
тот факт, что в ходе совместной деятельности
люди обмениваются между собой различными
представлениями, идеями, интересами,
настроениями, чувствами, установками
и пр. Все это можно рассматривать как
информацию, и тогда сам процесс коммуникации
может быть понят как процесс обмена информацией.
Во-первых, общение нельзя рассматривать
как отправление информации какой-то передающей
системой или как прием ее другой системой
потому, что в отличие от простого «движения
информации» между двумя устройствами
здесь мы имеем дело с отношением двух
индивидов, каждый из которых является
активным субъектом: взаимное информирование
их предполагает налаживание совместной
деятельности. Это значит, что каждый участник
коммуникативного процесса предполагает
активность также и в своем партнере, он
не может рассматривать его как некий
объект. Другой участник предстает тоже
как субъект, и отсюда следует, что, направляя
ему информацию, на него необходимо ориентироваться,
то есть анализировать его мотивы, цели,
установки (кроме, разумеется, анализа
и своих собственных целей, мотивов, установок).
Но в этом случае нужно предполагать, что
в ответ на посланную информацию будет
получена новая информация, исходящая
от другого партнера. Поэтому в коммуникативном
процессе и происходит не простое «движение
информации». Но как минимум активный
обмен ею. Главная «прибавка» в специфически
человеческом обмене информацией заключается
в том, что здесь особую роль играет для
каждого участника общения значимость
информации. Эту значимость информация
приобретает потому, что люди не просто
«обмениваются» значениями, но и стремятся
при этом выработать общий смысл. Это возможно
лишь при условии, что информация не просто
принята, но и понята, осмыслена. Поэтому
в каждом коммуникативном процессе реально
даны в единстве деятельность, общение
и познание. Во-вторых, характер обмена
информацией между людьми, а не между,
предположим, кибернетическими устройствами
определяется тем, что посредством системы
знаков партнеры могут повлиять друг на
друга. Иными словами, обмен такой информацией
обязательно предполагает воздействие
на поведение партнера, то есть знак изменяет
состояние участников коммуникационного
процесса. Коммуникационное влияние, которое
здесь возникает, есть не что иное, как
психологическое воздействие одного коммуниканта
на другого с целью изменения его поведения.
Эффективность коммуникации измеряется
именно тем, насколько удалось это воздействие.
Это означает (в определенном смысле) изменение
самого типа отношений, который сложился
между участниками коммуникации. Ничего
похожего не происходит в «чисто» информационных
процессах. В-третьих, коммуникативное
влияние как результат обмена информацией
возможно лишь тогда, когда человек, направляющий
информацию (коммуникатор), и человек принимающий
ее (реципиент), обладают единой или сходной
системой кодификации и декодификации.
На обыденном языке это правило выражается
в словах: «все должны говорить на одном
языке». Это особенно важно потому, что
коммуникатор и реципиент в коммуникативном
процессе постоянно меняются местами.
Всякий обмен информацией между ними возможен
лишь при условии, что знаки, и, главное,
закрепленные за ними значения известны
всем участникам коммуникативного процесса.
Только принятие единой системы значений
обеспечивает возможность партнеров понимать
друг друга [17;102].