Понятие концепта в современном языкознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:38, реферат

Описание

В последние десятилетия в современном языкознании все больше внимания уделяется термину “концепт” и методам его исследования. Концепт становится полноправным термином в 80-х годах, что обусловлено “расширением предметной области лингвистики”. В современном языкознании “концепт” является одним из самых активно разрабатываемых направлений.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 28.54 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие концепта в современном языкознании 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка 2 курса,

  специальность журналистика

 Кондращенко Наталья 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   В последние  десятилетия в современном языкознании  все больше внимания уделяется термину  “концепт” и методам его исследования. Концепт становится полноправным термином в 80-х годах, что обусловлено “расширением предметной области лингвистики”. В современном языкознании “концепт” является одним из самых активно разрабатываемых направлений.

   Когнитивная лингвистика, становление которой  связано с именами Т.А. ван Дейка, Дж. Лакоффа, М. Джонсона, А. Вежбицкой, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова, В.З. Демьянкова, А.П. Бабушкина, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, Н.Ф. Алефиренко, Н.Н. Болдырева, Е.В. Рахилиной  и других исследователей, не имеет  пока четкой системы постулатов и методов исследования. Вместе с тем она предполагает определенные принципы описания языка, к которым относятся функционализм, антропоцентризм, экспансионизм и экспланаторность. В этом ракурсе одной из главных задач становится исследование языка как когнитивного механизма. Когниция как проявление умственных, интеллектуальных способностей человека «включает осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира, построение особой картины мира - всего того, что составляет основу для рационального и осмысленного поведения человека».

   Когнитивный подход к языку дает возможность  на основе единой концептуальной базы эффективно объединять как собственно лингвистические, так и экстралингвистические (фоновые) знания о мире, а также  различные коммуникативные факторы. Данный подход позволяет иначе подойти  ко многим языковым явлениям, в частности  к категориям, которые начинают рассматриваться  как отражение в языке различных  пластов человеческого опыта. Становится более понятным механизм формирования языковой

компетенции, поскольку языковые явления начинают исследоваться в речемыслительном процессе. Наконец, когнитивный подход позволяет по-новому трактовать проблему соотношения языка и мышления, которая начинает рассматриваться  не только в плане номинации предметов  и явлений средствами языка, но и  в плане представления предметов, событий, ситуаций и т.п. в сознании людей, т.е. в аспекте их концептуализации.

   Ключевым  термином современной когнитивной науки является' «концепт».

     Образование концептов возникает благодаря  тому, что человек вынужден адекватно  отражать факты действительности в  своем сознании, без чего невозможна реальная ориентация человека в мире и познание им этого мира. Исходным этапом формирования концептов в  познавательной деятельности человека является ощущение, когда взаимодействие органов чувств, нервной системы, мозга человека и объекта окружающей действительности формирует в сознании человека субъективный образ объективного мира. Ощущения дают нам первую, самую  элементарную форму образного отражения  окружающей действительности. На ранних этапах познавательной деятельности в  качестве признака, представлявшего  предмет в целом, выступал признак, имевший по тем или иным причинам важнейшее значение для жизни  людей. Тот признак, который оказывался важным с практической точки зрения, производил особо сильное впечатление, легко выделялся и оказывался "представителем" предмета. Процесс  образования концептов, отражающих информацию об общих свойствах предметов  и явлений окружающего мира, длится многие столетия. Каждое поколение  вносит свой вклад в процесс формирования концептуальной системы, проверяя, обогащая, корректируя, а иногда существенно  изменяя ее содержание. Ни один концепт  не может рассматриваться как  нечто застывшее, окончательно сформированное. Он находится в            состоянии постоянного изменения, имеет "текучий" характер, как  и вся деятельность человека в  целом. Появление нового концепта всегда связано с решением какой-либо практической задачи, с оперированием самим  предметом, в деятельность которого он включен, задавая ей направленность, организуя ее. Концепт как бы "вплетен" в деятельность, в ходе которой  он трансформируется, становится основой  новых действий, корректируется в  ходе этих действий, вновь становясь  условием последующих практических операций. В ходе развития процесса познания концепты "вводятся и исключаются, расширяются и ограничиваются, обновляются (интерполируются) и переносятся  из одних областей знаний в другие (экстраполируются), делятся и обобщаются и подвергаются прочим изменениям".

     Термин  «концепт» достаточно широко используется в современной научной литературе, однако получает различную интерпретацию. Так, концепт трактуется как представление; как «алгебраическое выражение значения»; как «зерно первосмысла» ; как «семантический эмбрион», или «смысловой ген» значения языкового знака; как инвариант значения лексемы ; как ключевое слово культуры; как знание об обозначаемом во всех его связях и отношениях; как содержательная единица памяти, представляющая собой кванты структурированного знания; как содержание понятия в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения и т.п.

   Многообразие  дефиниций, обусловленное неоднозначностью, семантической многоплановостью и  глубиной самого определяемого явления, вместе с тем не способствует решению  проблемы, в результате чего некоторые  исследователи полагают, что концепт  — «квазиметодологическая категория». Одна коэто не соответствует действительности, поскольку привлечение в сферу лингвистического анализа термина «концепт» позволило открыть новые аспекты значений слов, в частности, культурологический, проследить в рамках данного термина динамику развития исходного этимологического значения и объяснить закономерности появления смысловых приращений в текстах.

   Концепт (лат. conceptum «мысль, содержание, понятие») - «оперативная содержательная единица  памяти, ментального лексикона, концептуальной системы языка мозга, всей картины  мира, отраженной в человеческой психике». В свою очередь ментальный лексикон - это «система, отражающая в языковой способности знания о словах и  эквивалентных им единицах, и выполняющая  сложные функции, связанные как  со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний».

   Знание  может храниться как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Осознанное знание может храниться  как чувственно-эмоциональное знание (эмоции, впечатления), невербальное знание (образное, двигательное) и вербальное знание (знание слов и значений). Неосознанное знание представляет собой так называемое «коллективное бессознательное» (по терминологии К.Г. Юнга). Совокупность знаний человека составляет его информационную базу, которая «обеспечивает становление  психологической структуры значения слова на стыке общесистемного значения и всего комплекса знаний и  переживаний, без которых словоформа остается просто некоторой последовательностью звуков». Этот комплекс получил название концепта.

   Как отмечает Ю.С. Степанов, «концепт существует в ментальном мире человека не в  виде четких понятий, а как "пучок" представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, сопровождающих слово; в  сложную структуру концепта входит и то, что принадлежит строению понятия, и то, что делает его фактором культуры. Концепт - сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир  человека, а с другой стороны - то, посредством чего человек входит в культуру», это объект из мира "идеальное", имеющий имя и отражающий определенные культурно-обусловленные представления человека из мира "действительность" . Он представляет собой своего рода «лингво-культурные изоглоссы и пучки изоглосс».

   Вслед за В.В. Красных полагаем, что концепт - это самая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезентируемая (языковому) сознанию, подвергшаяся когнитивной обработке идея «предмета» в совокупности всех валентных связей, отмеченных национально-культурной маркированностью. Концепт обладает эмотивностью, коннотациями, аксиологичен по своей природе, имеет «имя», хотя при этом может открывать и целый ряд единиц, под «маской» которых он может выступать и в которых он может реализовываться.

   Одним из критериев выделения концепта в ряду других ментальных единиц в  их проекции на язык является исключительно  абстрактный характер соответствующего знания. Вместе с тем в концепте наблюдается единство образного и рационального. Образность концепта - это образность особого рода: она инвариантна по отношению ко всем частным видам образов и поэтому лежит в основе познавательных процессов.

   Наличие трех составляющих в структуре концепта — понятийной, ценностной и образной — предопределяет связь концепта, во-первых, с языком, который его  объективирует, во-вторых, с культурой  как национальной системой ценностей  и идей, обусловленной историей народа и его духовно-психическим складом, а в-третьих, с сознанием человека и его деятельностью. Вследствие этого концепт характеризуется содержательной и структурной многомерностью. Анализу структуры концепта посвящен следующий раздел работы.

   Структура концепта и способы  его вербализации

   В когнитивной лингвистике признается структурная (полевая) организация  концепта. Концепт сравнивают с плодом, косточка которого — ядро, а мякоть — периферия. Ядро концепта, на наш взгляд, определяется на основе изучения ключевого слова, именующего концепт в совокупности всех своих значений (этимологических и современных). Околоядерную зону образуют смыслы, представленные значениями синонимичных (реже - антонимичных) и аналогичных лексем. Периферия концепта изучается по его характеристикам, «рассыпанным» по разным текстовым источникам: как прецедентным (пословицы, поговорки и т.п.), так и индивидуально-авторским текстам, а также представленным в ассоциативных экспериментах. Все они вместе взятые составляют интерпретационный слой концепта, изучение которого позволяет выявить «такие семантические признаки, которых может не быть в семантеме (полном наборе значений) ключевого слова, именующего концепт».

   Многослойность  концепта отмечают также Ю.С. Степанов, который выделяет в нем три  слоя: 1) основной, актуальный признак, 2) дополнительный, пассивный признак, 3) внутреннюю форму, и Н.Ф. Алефиренко, в работах которого концепт представлен как мыслительный образ широкого структурного диапазона: по горизонтальной оси - от обобщенных наглядных образов до логических понятий, а по вертикальной — от поверхностных до глубинных смысловых слоев.

   Представление о концепте как о сложном ментальном образовании, включающем два пласта (понятийный и концептный), свойственно  польской исследовательнице О. Макаровской. В первом пласте отражаются знания, полученные в результате категоризации  познаваемых объектов, а во втором -«сведения и мнения, аккумулирующие результаты ментально-когнитивных  и эмотивных процессов, направленных на познание мира», а также особенности национального мироощущения.

   Понятия ядра и периферии (интерпретационного поля концепта) соотносятся с понятиями  интенсионального ядра и импликационала концепта. Интенсиональное ядро концепта образует «логическое понятие – абстрактный а операциональный конструкт, «прописывающий» объект - денотат в мироустройстве среди других объектов и выполняющий в сознании функцию систематизации мира. Имликационал концепта - это информационная аура, поле тяготения концепта, окружающее его и вписывающее его в многомерную систему импликативных связей с другими концептами». Автор предлагает объединить два принципа описания концепта: структурный и функциональный и в связи с этим выделяет особые «подструктуры» концепта -модусы (там же, с. 54). Первую группу модусов образуют операционные модусы, то есть модусы концептуальной систематизации мира. Вторую группу составляют вещный и признаковый W модусы концепта. Вещный модус модифицирует содержание концепта идеей предметности, а именно представлением о денотате как носителе признаков: концепт «нагружается мыслью о чем-то описываемом». Признаковый модус осложняет концепт функциональным представлением о признаковости. Их различение обусловлено функционально и зависит от того, выступает ли концепт как предмет мысли или же как описание предмета мысли. Третью группу образуют модусы экстенсии предмета мысли, осложняющие концепт референционным компонентом.

   Смысловые слои концепта (вплоть до его глубинных  уровней) , могут быть выявлены через  анализ языковых средств его репрезентации. Язык является способом формирования концептов в сознании человека, однако «языковые средства своими значениями передают лишь часть концепта, что  подтверждается существованием многочисленных синонимов, разных дефиниций, определений  и текстовых описаний одного и  того же концепта». Не случайно некоторые  лингвисты пишут о концепте как  о ментальном образовании, вбирающем в себя не только инвариант значений репрезентирующего слова, но и инвариант его словообразовательного гнезда и одноименного семантического поля. При этом концепт не «выводится» непосредственно из значений слова, а является результатом соотношения словарного значения с личностным и народным опытом.

Информация о работе Понятие концепта в современном языкознании