Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:38, реферат
В последние десятилетия в современном языкознании все больше внимания уделяется термину “концепт” и методам его исследования. Концепт становится полноправным термином в 80-х годах, что обусловлено “расширением предметной области лингвистики”. В современном языкознании “концепт” является одним из самых активно разрабатываемых направлений.
Структурная и смысловая многослойность концепта отражается в процедуре его осознания. Так, «наращивание» смысловых слоев концепта-мифемы можно представить следующим образом. На первом этапе происходит его осмысление, т.е. соотнесение в нашем сознании смыслового содержания концепта с этимоном соответствующего слова. На втором этапе формируется внутренняя форма слова — смысловой центр концепта-образа. Им становится один из признаков этимологического содержания концепта.
На третьем этапе происходит метонимическая концентрация образа, что, в свою очередь, стимулирует формирование символического значения слова. На четвертом этапе появляется установка на миф — действие символа в парадигме культуры. На этом этапе происходит формирование более глубокой семантики слова, чем его непосредственное значение. Таким образом, концепт - это, с одной стороны, исходный пункт порождения значения языкового знака, а с другой — завершающий этап смыслового насыщения слова.
В языке концепт, во-первых, вербализуется, поскольку получает свое имя, а во-вторых, репрезентируется разноуровневыми средствами языка: лексемами и фразеологическими сочетаниями, структурными и позиционными схемами предложений, несущими типовые пропозиции (синтаксические концепты), а также свободными словосочетаниями, текстами и совокупностями текстов.
Проблема типологии концептов
Существующие
классификации концептов
Самую
высокую степень интеграции семантических
структур отражает суперконцепт - глобальная
семантическая категория, которая
лежит в основе функционально-семантических
сфер языка. Он представляет собой семантический
потенциал единицы до ее реализации
в речи и получает то сжатое, то развернутое
представление в разных языковых
единицах. Суперконцепт обобщает значения
всех слов определенного смыслового
пространства и выступает в качестве
семантической категории
Литература:
1. Карасик В.И. Культурные концепты: проблема ценностей // Языковая личность: культурные концепты. Сб. науч. тр. - Волгоград, «Перемена», 1996. - С. 3-16.
2. Карасик В.И. Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005. 352 с.
3. Карасик В.И. Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 2. Волгоград: Парадигма, 2005. 356 с.
4. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецких и русских лингвокультурах. Монография. Научный редактор: доктор филологических наук, профессор В. И. Карасик Волгоград: Перемена, 2001. 495 с.
5. Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., изд-во МГУ, 1996. С. 90-93.
6. Леонтович
О.А. Русские и американцы: парадоксы
межкультурного общения:
7. Степанов Ю.С.
Константы: Словарь русской
8. Холодная М.А.
Интегральные структуры
Информация о работе Понятие концепта в современном языкознании