Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:20, аттестационная работа
О данной проблеме говорят и за круглыми столами, и в газетах, и в интервью. Мнений много, предложений еще больше, однако конкретных действий так и не обнаружено.
Первым кто предложил провести границы между журналистикой, рекламой и пиар, был Владимир Тулупов, декан факультета журналистики ВГУ, в недалеком 2005 году. В статье «Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз»:
Так как же журналист должен ее преподносить и чем руководствоваться? Для ответа на этот вопрос просмотрим основные кодексы журналистской этики:
«Первостепенная миссия газеты - выискивать и сообщать правду настолько, насколько это возможно». Нет четких ограничений по поиску и предоставлению фактов. Не все материалы газета может опубликовать. И далее следует несколько опровергающий этот принцип следующий: «Газета должна сообщать любую правду, имеющуюся в ее распоряжении, о событиях в Америке и мире». Дословно: они могут сообщить любую правду, насколько это будет возможно (или разрешено властью).
«Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им, Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы». «Журналист обязан сделать все возможное для исправления или опровержения информации, если она не соответствует истине». В международной декларации делается акцент на фактах и истине.
«Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были понятны как можно более объективно».
В международных принципах внимание уделяется не только фактам, но и объективности. Только вот как творческое освещение материала может содействовать с объективным отражением картины мира, я не знаю. Творчество предполагает некий субъективизм, а не сухое изложение фактов.
«Журналист
распространяет и комментирует только
ту информацию, в
достоверности которой он убежден
и источник которой ему хорошо
известен. Он прилагает все силы к тому,
чтобы избежать нанесения ущерба кому
бы то ни было ее неполнотой или неточностью,
намеренным сокрытием общественно значимой
информации или распространением заведомо
ложных сведений».
По каким факторам журналист убеждается, что информация достоверна? Данный пункт кодекса представлен размыто и не точно. Скрыть информацию нежелательно, но и сведения ложные распространять не рекомендуется.
Пункт об изложении
информации по-разному представлен в каждом
кодексе. Акценты делаются на объективности,
фактах, истине, достоверности.
4 Часть. Примеры этических ошибок в СМИ
А) «Аргументы и факты» №46, 16 ноября 2011 год.
«Страна недоучек». Автор Борис Бим-Бад.
Материал подкреплен фотографией с лицами не очень «адекватных» детей.
Коммуникативная ситуация: журналист – герой, журналист-аудитория.
Использованный прием – генерализация. Данный материал неэтичен по отношению ко всему населению страны. Не все являются «недоучками».
Б) «Комсомольская правда», 8 декабря 2011 год.
«У пропавшей студентки МГУ было два жениха – в Москве и вГреции».
Автор Анна Велигжанина.
Коммуникативная ситуация: журналист – герой.
Девушка пропала, а журналисты рассказывают про ее личную жизнь и ищут отрицательные факты ее биографии. Настолько ли это этично публиковать данную информацию, когда все близкие переживают? Пропажа человека – не повод рыться в его грязном белье. Даже если это и поможет следствию, то не обязательно публиковать на страницах газеты.
В) «Что о дураке жалеть? 300 лет русскому гению М.В. Ломоносову».
Автор Савелий Кашницкий. 16 ноября, 2011 год.
«Аргументы и факты» №46
Коммуникативная ситуация: журналист – герой.
Тенденция- снижение авторитета.
Г) «Ушастые и зубастые. С какими животными у нас ассоциируются политики».
«Аргументы и факты» № 46, 16 ноября 2011 год.
Под фотографиями политиков поместили фотографии животных, на которые они могут быть похожи.
Коммуникативная ситуация: журналист – герой.