Проведение мозговых штурмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1) обзор истории происхождения метода мозгового штурма;

2) рассмотрение методологии, принципов и этапов проведения мозгового штурма

4) определение достоинств и недостатков мозгового штурма, как метода принятия коллективных решений

5) рассмотрение основных видов технологий мозгового штурма и его модификаций;

6) изучение «синектического штурма», как наиболее совершенного вида мозговой атаки

7) определение основной проблемы применения мозгового штурма

Содержание

Введение……………………………………………………………….………стр. 3

Глава I

Теоретические аспекты мозгового штурма

1.1. История происхождения мозгового штурма………………………..…..стр. 5

1.2.Методология и принципы мозгового штурма……………….…….….....стр. 7

Глава II

Процесс принятия решения методом мозгового штурма

2.1. Этапы проведения мозгового штурма……………………..…….......…..стр. 9

2.2. Достоинства и недостатки мозгового штурма……………………........стр. 12

2.3. Виды технологий мозгового штурма и его модификации……………стр. 14

Глава III

Развитие мозгового штурма как коллективного метода принятия решений

3.1. Синектика, как наиболее совершенная технология процесса принятия решений методом мозгового штурма ………………………….….…….стр. 21

3.2. Проблема применения метода мозгового штурма…………………стр. 25

3.3. Тренинг и практические рекомендации по применению метода мозгового штурма…………………………………………….…………....стр. 27

Заключение…………………………………………………………….……...стр. 33

Приложения…………………………………………………………..….…...стр. 35

Список используемой литературы…………………………………..….…..стр. 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     Исследование  вопросов творчества, инноваций и  изменений, проводимые в США, Великобритании и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций считают инновации жизненно важными для бизнеса,  но только примерно 4% считают, что они знают как это делать.

     Многие  современные руководители, несомненно, читали про мозговые штурмы или синектику, некоторые даже изучали эти технологии на курсах и семинарах, однако практика свидетельствует, что большинство из них, проводя деловые совещание или другие формы делового взаимодействия, практически не используют эти технологии.

     Задача  руководителя-лидера как раз состоит  в том, чтобы управлять не только персоналом, но и оперативным миром, на котором держится бизнес и предпринимательство, осуществлять инвестиции в персонал,  позволяя людям раскрывать свои способности так, чтобы они могли работать творчески, развивая, совершенствуя методы и технологии, предотвращая, таким образом, сопротивление переменам и инновациям.15

     В целях достижения наилучшего результата специалистам по управлению человеческими  ресурсами следует применять  такие методы коллективного принятия решений как мозговой штурм, синектика. Для этого необходимо в процессе обучения специалистов широко использовать различные тренинги, деловые игры, мозговые штурмы. Однако из рассказов слушателей обучающихся менеджменту, маркетингу и коммуникациям, можно заметить, что такой опыт отсутствует даже в тех случаях, когда специалистов посылают на учебу или на курсы в другие города. Зачастую у прошедшего обучение по возвращении на работу не требуют не только изменений в деятельности, но порой даже не просят отчета. Такой подход к обучению, переподготовке и повышению квалификации негативно влияет на процесс управления персоналом и на организацию в целом.16

     Успешный  креативный тренинг, семинар опираются  на механизм изменения картины мира у каждого человека, а импровизационные, творческие технологии и техники  обладают способностью трансформировать стойкие убеждения, навязчивые мысли и стили поведения, а также спонтанность, гибкость и оригинальность.17

     Руководителю, использующему креативные техники  для коллективного принятия решений,  можно обучаться этому и самостоятельно, используя ряд учебных пособий, книг содержащих рекомендации по проведению процедуры мозгового штурма, различных тренингов и семинаров. Можно многое апробировать при проведении делового совещания, а затем, анализируя результаты и наблюдая за происходящим извлекать уроки, не повторять ошибок и самосовершенствоваться. Именно такой подход к профессиональной жизни способствует успеху, ведет к развитию.18

     3.3. Тренинги и практические  рекомендации по  применению метода  мозгового штурма

     В связи со всем вышесказанным необходимо привести ряд тренингов и практических рекомендаций по проведению мозгового штурма. Хочу предложить один из самых простых вариантов методики «мозгового штурма», который может быть реализован как тренинг или как отдельное специальное мероприятие.

     Необходимое время – 2-2,5 часа.

     Разогрев

     Психолог  кратко информирует участников о  сути методики «мозгового штурма»: где, как и для чего она обычно применяется. Высказывает предположение о  том, что эта методика может оказаться  полезной для решения конкретных проблем. Для интеллектуальной разминки можно предложить участникам несколько эвристических задач.

     Задача  «Куб с отверстием»

     Имеется деревянный куб с размером грани 20 см. В нем нужно проделать  отверстие сложной формы, связывающее  находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диаметра и иметь как минимум четыре поворота. Предложите возможные варианты решений.

     Чем более необычные и разнообразные  идеи возникнут у участников, тем лучше. Один из возможных вариантов решения (но не единственный!) таков: отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который прожигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление движения сплава.

     Задача  «Время на перекуры»

     На  одном из японских заводов возникла следующая проблема: из-за частых перекуров токарей производительность труда в цехе была не слишком высокой. Поставить у каждого станка контролера невозможно. Да и видеокамеру над каждым станком не повесишь. Во время «мозгового штурма», в котором принимали участие менеджеры, было найдено простое и остроумное решение, учитывающее человеческую психологию. Какое?

     Эта задача помогает участникам приблизиться к способам решения проблем, которые  для них близки. А ответ таков: «курилку» перенесли из дальнего помещения в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Понятно, что на виду у всех особенно долго не покуришь. Производительность труда выросла.

     Определение проблемы

     Этот  этап необходим в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала.

     Если  число участников игры не слишком  велико, то можно провести изучение рейтинга проблем.

     Каждый  из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво.

     После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке, и на ее правой стороне ставит знак «плюс» напротив проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких знаков он не ставит.

     По  сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточка не вернется к владельцу.

     Помощник  ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает формулировки проблем, получившие самый высокий  рейтинг (две-три). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна проблема для обсуждения. Например: «Приемы и методы снятия эмоциональной напряженности», «Каким образом общаться с конфликтными сотрудниками?»

     Генерация идей

     Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма».

     Участники группы разбиваются на несколько  команд (по 5–6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них они будут  записывать новые идеи — по одной  на каждой.

     Ведущий информирует участников о правилах этого этапа.

     Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления.

     Необходимо  положительно оценивать любую высказанную  мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

     Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники попытались отказаться от стереотипов и шаблонных  решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.

     Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

     Время этого этапа — 30 минут. Обычно первые 10–15 минут — это стадия «раскачки», во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно  проходят последние минуты этапа генерации идей. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.

     По  окончании отведенного времени  ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

     Анализ  идей

     Основной  задачей этого этапа является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

     Правила этого этапа следующие:

     1) Самая лучшая идея — та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее.

     2) Отбрасывать идеи нельзя.

     3) Время 30 минут, иногда требуется немного больше.

     4) При необходимости участники пишут на карточках свои соображения, развивающие высказанную идею. 

     Поиск возможностей для  реализации

     Самые хорошие идеи так и останутся  идеями, если не будут продуманы  шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения  с точки зрения их соответствия двум критериям — оригинальности и возможности реализации.

     Каждая  карточка с идеей должна быть помечена такими значками:

     + + — очень хорошая, оригинальная  идея;

     + — неплохая идея;

     0 — не удалось найти конструктива;

     НР  — невозможно реализовать;

     ТР  — трудно реализовать;

     РР  — реально реализовать.

     Разумеется, возможны самые разные сочетания  этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.

     Время этого этапа — 20 минут.

          Завершение

     Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о  тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.

     Вот тут-то и выясняется, насколько продуктивным оказался «мозговой штурм». Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

     Результаты, полученные в процессе работы, «выстраданные» участниками, имеют для них большое  значение. Поэтому представляется целесообразным после завершения «мозгового штурма» поручить кому-либо (может быть, своеобразной комиссии, составленной из представителей всех групп) оформить самые лучшие идеи на специальном стенде или представить их в виде рекомендаций, которые можно было бы раздать каждому участнику. Возможен вариант, при котором психолог берет эту обязанность на себя.

     Плоды «мозгового штурма» важно «материализовать»  в самое короткое время.19

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Преуспевающие организации – это те, которые  способны мобильно реагировать на ситуации, складывающиеся во внешней среде, и оставаться конкурентоспособными.

       Т.о. технологии мозгового штурма  имеют большую значимость, т.к.  полезны не только для коллективного  решения проблем на деловом  совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания. В данной работе были рассмотрены как существующие виды мозгового штурма, так и  инновации в этой области; методология, принципы и этапы проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и его модификации. Также была поставлена основная проблема применения метода мозгового штурма. Она заключается в том, что на сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма.20

     В теоретической части данной работы рассматривалась история появления  и развития метода мозгового штурма, а также его методология и принципы. Не основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что самым главным в методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

Информация о работе Проведение мозговых штурмов