Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:04, реферат
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).
Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем.
9. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
План
1 Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика.
2 Средства и методы педагогического воздействия на личность.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Фелиал
(оренИПС)
По
предмету: ______________________________
На
тему: ______________________________
Выполнил:_______________
Курс:________
Шифр:___АТС___________
Проверил:_______________
Оренбург
2011 г.
9.
Средства и методы
педагогического
воздействия на
личность.
План
1 Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика.
2
Средства и методы
педагогического
воздействия на
личность.
1.
Предмет и задачи
педагогической психологии.
Психология и педагогика
Предметом педагогической психологии
является изучение психологических закономерностей
обучения и воспитания, причем как со стороны
обучаемого, воспитуемого, так и со стороны
того, кто организует это обучение и воспитание
(т. е. со стороны педагога, воспитателя).
Воспитание и обучение представляет
собой разные, но взаимосвязанные стороны
единой педагогической деятельности.
В действительности они всегда реализуются
совместно, поэтому определить обучение
от воспитания (как процессы и результаты)
практически невозможно. Воспитывая ребенка,
мы всегда его чему-то обучаем, обучая
- одновременно воспитываем. Но эти процессы
в педагогической психологии рассматриваются
отдельно, ибо они различны по своим целям,
содержанию, методам, ведущим видам реализующей
их активности. Воспитание осуществляется
в основном через межличностное общение
людей и преследует цель развития мировоззрения,
морали, мотивации и характера личности,
формирование черт личности и человеческих
поступков. Обучение же (реализуясь через
различные виды предметной теоретической
и практической деятельности) ориентируется
на интеллектуальное и когнитивное развитие
ребенка. Различные методы обучения и
воспитания. Методы обучения основаны
на восприятии и понимании человеком предметного
мира, материальной культуры, а методы
воспитания - на восприятии и понимании
человека человеком, человеческой морали
и духовной культуры.
Для ребенка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться, становиться
тем, что он есть в процессе воспитания
и обучения (С.Л.Рубинштейн). Воспитание
же и обучение входят в содержание педагогической
деятельности. Воспитание представляет
собой процесс организованного целенаправленного
воздействия на личность и поведение ребенка.
В том и другом случае обучение и воспитание
выступают как специфические виды деятельности
конкретного субъекта (ученика, учителя).
Но они рассматриваются как совместная
деятельность учителя и ученика, в первом
случае речь идет об учебной деятельности
или учении (ученика). Во втором педагогической
деятельности учителя и о выполнении им
функций организации, стимулирования
и управлении учебной деятельности ученика,
в третьем - о процессе воспитания и обучения
в целом.
2 Средства и методы педагогического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.
Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:
1) учебный процесс;
2)
внеаудиторная, внеклассная
3) семейное воспитание;
4)
воспитательная деятельность
5)
воспитательная деятельность
1. Убеждение.
Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.
Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.
Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.
По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным. Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.
Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны.
Пример.
Пример
как метод педагогического
При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений.
Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои.
Педагогические требования к применению методов убеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
2.
Опора на жизненный опыт
Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный опыт воспитанников.
3.
Искренность, конкретность и
4.
Сочетание убеждения и
5.
Учет возрастных и
2. Упражнение и приучение.
Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа убеждений:
1)
упражнения в полезной
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.
Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.
Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
В
учебном процессе все упражнения
— специальные, а в воспитательной
работе — это приучение к выполнению элементарных
правил поведения, связанных с внешней
культурой.
3. Обучение
Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.
Все
многообразие методов обучения подразделяют
на три основных группы: 1) методы организации
и осуществления учебно-
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов: